Разработка логопедического занятия .Дифференциация звуков [ж-ш]
Логопедическое занятие во 2 классе
на тему: «Дифференциация звуков [Ж – Ш]»
Образовательная цель: проводить тренировочные упражнения с учащимися в чёткой дифференциации фонем [Ж-Ш] по звонкости и глухости с опорой на осознанный звук, формировать самоконтроль за работой органов артикуляции; учить отличать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложении, на слух.
Коррекционно-развивающая цель: развивать фонематическое восприятие, формировать навыки речевого анализа и синтеза, развивать память, внимание, мышление, развивать мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к учёбе, создавать положительную обучающую мотивацию, воспитывать старательность.
Оборудование: зеркала, компьютер, предметные картинки, игрушки, плюшевый медведь, резиновый мяч, картинки с изображением продуктов со звуками [Ж-Ш], картинки для составления предложений.
І. Психотерапевтический настрой.
ІІ. Артикуляционная гимнастика.
1. Для губ:
- «Улыбка» (слайд 1)
- «Хоботок» (слайд 2)
- «Бегемотик» (слайд 3)
Для языка:
«Вкусное варенье» (слайд 4)
«Маятник» (слайд 5)
«Иголочка» (слайд 6)
«Чашечка» (слайд 7)
«Горка» (слайд 8)
3. І. Определите место звука [Ш] в словах – названиях предметов. (Слайд 9) – изображение предметов: машина, шишка, шапка.
Определите место звука [Ж] в словах – названиях предметов и животных: (Слайд 10) – изображение предметов и животных: жук, журнал, снежинка, лужа, уж, журавль.
ІІ. Игра «Подбери слово» - дети должны подобрать к звуковым схемам слова (схемы на слайде) (слайд 11). После ответа детей появляются картинки-ответы.
-
0
-
0
Лужа
-
=
0
-
0
-
-
0
Снежинка
-
0
-
0
-
0
Машина
-
0
-
-
0
Шапка
ІІІ. Проговори чистоговорку: (слайд 12)
С мышами во ржи
Подружились ежи.
Ушли в камыши,
А во ржи – ни души.
В.Викторов
ІІІ. Игра «Наоборот»
Учитель – логопед называет слоги с одним звуком и бросает мяч, а дети в ответ бросают мяч и называют слог с другим звуком:
Жа – ша жу – шу жо – шо жи – ши
Аш – аж уш – уж ош – ож иш - иж
ІV. Игра «Добавь слог»
Учитель-логопед называет первый слог слова, а дети прибавляют слог «ша»:
Ка Гру Лап Кры
Прибавляют слог «жи»:
Гара Лы Мор Но
V. Игра «Замени звук».
Учитель-логопед называет слово, дети должны заменить звук [Ш] на звук [Ж] и назвать новое слово: Шар – жар;
заменить звук [Ж] на звук [Ш]: Жить – шить
VІ. Игра «Создай новое слово»
Детям необходимо заменить первый звук в слове на звук [Ш], или [Ж] и назвать новое слово: (ответы на слайде 13):
Мыло – шило Мир - жир
Чашка – шашка губа – шуба
Мишка – шишка бук - жук
Макет – жакет лучок - жучок
VІІ. Игра «Меню обезьянки» (все изображения на слайде 14)
У обезьянки день рождения. Она приготовила много вкусного и сладкого. Дети должны помочь ей сложить меню, выбрав только те продукты, в названиях которых есть звуки [Ш-Ж].
Ватрушка, мороженое, шоколад, груши, варенье, шоколадные конфеты, пироженое, бананы, торт, ананасы, орехи.
VІІІ. Дифференциация в предложениях. Игра «Кому что нужно?»
Учитель-логопед показывает на экране предметы и картинки и ставит вопрос: «Что это такое?» и «Кому это нужно и для чего?». Дети должны давать ответ полным предложением. (слайд 15):
Ножницы – мальчик режет бумагу.
Лыжи – девочка катается с горки.
Моток шерсти – бабушка вяжет шарф.
Ответы детей: Ножницы нужны мальчику для того, чтобы резать бумагу.
Лыжи нужны девочке для того, чтобы кататься зимой на лыжах.
Моток шерсти нужен бабушке для того, чтобы вязать шарф.
ІХ. Подведение итогов.
Мы сегодня учились отличать звук [Ж] от звука [Ш], правильно их выговаривать, находить их в словах, строить предложения.
1. Игра «Прогулка в лес» - закрепление употребления звуков [Ш] – [Ж].
Вот и ёжик побежал домой, а мы остались в лесу. Давайте послушаем, что делается в лесу? Стало тихо. Вдруг налетел лёгкий ветерок и закачал верхушки деревьев. Они зашумели «Шшшшш»
-Как зашумели верхушки деревьев?
Дети отвечают: Шшшшшшш
- Кто был в лесу и убежал домой?
Дети отвечают: ёжик.
Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно как в траве на полянке гудят жуки: «Жжжж»
- Как гудят жуки?
Дети отвечают: жжжжжжж
Отдохнули дети в лесу, набрали шишек, желудей и вернулись домой.
- Скажите, пожалуйста, что набрали дети в лесу?
Дети отвечают: дети набрали шишек, желудей.
2. И так, мы завершаем сегодня наше занятие. Все работали хорошо. Прочитайте слово на слайде (слайд 16): МОЛОДЦЫ!
Домашнее задание:
Работа с карточками: «Дифференциация звуков [ш – ж] - индивидуально.