Методическая разработка логопедического занятия по теме: Дифференциация звонких и глухих согласных звуков З — С 2 класс


Методическая разработка логопедического занятия во 2 классе по теме: «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков З – С»

Тема: Звуки З, ЗЬ – С, СЬ. Буквы З – С.

Цель: Закрепить навыки различения звуков, оппозиционных по звонкости-глухости
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания об артикуляции и характеристике согласных звуков С и З.
-закрепить звуко-буквенный анализ и синтез;
- закрепить навык согласования слов в предложении.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, фонематическое и пространственное восприятие;
- развивать мелкую моторику, графические навыки;
- развивать навык установления логических ассоциаций и умозаключений по аналогии;
-формировать естественный ритм речевого общения;
-развивать внимание, быстроту мышления, память, самоконтроль.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать организованность;
- воспитывать умение слушать своих товарищей;
- воспитывать положительную Я-концепцию;
- воспитывать навык оценочной самостоятельности.


Материально- техническое обеспечение:
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997.- 225с.
Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания на логопедических занятиях.М.: Академия развития, 2006.- 126с.
Логопедия в школе. Под ред Кукушкина В.С. Москва – Ростов-на –Дону.: Издательский центр «МарТ», 2004.- 362с.


Планируемые результаты:
Познавательные:
Умение выбирать основания для сравнения и классификации объектов;
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
Умение обобщать, делать выводы;
Умение выстраивать логическую цепь рассуждения;
Умение синтезировать целое из частей.

Регулятивные:
Понимать цели и задачи учебной деятельности;
Оценивать свою деятельность на занятии

Коммуникативные:
Создавать высказывание, адекватное поставленной задаче;
Адекватно взаимодействовать с партнёрами в рамках учебного диалога;
Предметные:
Умение различать звуки, оппозиционные по звонкости-глухости;
Умение распространять предложение.

Личностные:
Соблюдать правила поведения на уроке;
Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
Уважительно относится к иному мнению;
Закреплять уверенность в своих речевых возможностях;
Самостоятельно делать выбор и отвечать за свой выбор.

План занятия:

Этап занятия
время

1.
Мотивация (самоопределение) учебной деятельности
2 мин

2.
Актуализация знаний
6 мин

3.
Целеполагание и построение проекта
4 мин

4.
Реализация построенного проекта
5 мин

5.
Первичное закрепление
5 мин

6.
Физкультминутка
4 мин

7.
Включение в систему знаний и повторение
5 мин

8.
Самостоятельная работа
6 мин

9.
Рефлексия учебной деятельности на занятии
3 мин



Ход занятия:
Организационный момент.
Интеллектуальная разминка. Повторение темы предыдущего занятия.
Установить логическ
·ую связь между первой парой слов и досказать своё слово во второй паре.
СОБАКА – ШЕРСТЬ, ГУСЬ –
ЛАМПА – СВЕТ, ПЕЧКА –
ДОМ – КИРПИЧ, СЛОВО –
СТУЛ – ДЕРЕВО, ПАЛЬТО –
ГЛАЗ – СЛЕПОЙ, НОГА –
РОЗА – ЦВЕТОК, КИСЛОРОД –
СТОЛ – СТО, ТРИТОН –

Развитие графических навыков.
Работа в тетради. Списать с доски «слово», найти и подчеркнуть спрятавшиеся слова. К какой группе можно отнести эти слова? Подумайте, с какой парой согласных букв мы будем сегодня работать?

КОЗИМАНИВУВЕСНАРДЫНИОСЕНЬЖУН

Объявление новой темы занятия.
Произнесение, сопоставление артикуляции звуков З-С (профиль звуков). Работа с зеркалами. Характеристика звуков.
Сходство-различие звуков.

Развитие фонематического слуха. Работа с индивидуальными карточками.

СА, ЗО, СО, СУ, ЗИ, СЫ, СТО, ЗДУ.
УСЫ, ГОЛОСОК, ВЫЗОВ, ВАЗА, РИСУНОК, ГРОЗА.


Работа с анаграммами. Классификация. Четвертый лишний.

СЛОВО - волос
КОЛОС – сокол
КАЗАН – наказ
ТИСКИ – кисти
Выяснить значение незнакомых слов. Какое слово лишнее и почему? ПАУЗА. Подчеркните лишнее слово.

Работа на доске. Записать слова в два столбика : в первый – со звуком З, во второй – со звуком С.

ГАЗЕТЫ, ЗАМКИ, ОБЕЗЬЯНА, КРЕСЛО, ЗВЕЗДЫ, ТРОЛЛЕЙБУС, ВЕСЫ, СВИТЕР.

Физкультминутка. Игра « Хлоп-топ». Различение З – С на слух и в произношении.
Услышав в слове звук З, легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлится на носки, на звук С хлопнуть себя по коленкам.

АВТОБУС, СВЕТ, РОЗА, КАРАСИ, ЗОНТ, ПАРОВОЗЫ, СЛАВА, КОСТИ, РОЗОВЫЙ.

Индивидуальная работа с таблицей. Определите, по какому принципу нужно составлена эта таблица. Заполнить пустые клетки таблицы.


род
вид


спаниель
такса
пудель

профессия




дерево


берёза


муха

комар


гимнастика

футбол



Составление со словами из 10 задания предложений. По группам.

Индивидуальная работа с текстом.

Домик для птиц.

Ребята в_яли до_ки. Они и_мерили их и ра_пилили на ча_ти. Потом _колотили их гво_дями. Готов дом для птиц. Дети пове_или его на берё_у.


Предложение, выделенное жирным шрифтом, прочитайте по-арабски. Перепишите в тетрадь.

Рефлексия учебной деятельности на занятии. Подведение итогов.

- О каких звуках сегодня говорили? - Чем похожи звуки З и С ?
- Чем отличаются? - Назовите слова со звуком З, С.
- Как вы поработали сегодня на уроке? Какую отметку бы вы себе поставили?
Дается качественная оценка работы группы и каждого ученика.

15