Адаптированная рабочая учебная программа индивидуального обучения на дому по учебному предмету «Чтение»
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 2016 г. №______
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ЧТЕНИЕ
(надомное обучение)
Составитель: Романова Е. Н. - учитель надомного обучения,
первая квалификационная категория
2016 год
РАССМОТРЕНО
МО учителей надомного обучения
Протокол от «____» ____________2016 г. № ____
Руководитель МО_______________ (И.О.Фамилия)
СОГЛАСОВАНО
методическим советом Протокол от «____» ____________2016 г. № ___
Председатель методического совета _____________
Адаптированная рабочая учебная программа по предмету «Чтение» в 5 классе
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая учебная программа индивидуального обучения на дому (Ф.И.) по учебному предмету «Чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ(ред. от 13.07.2015);
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»:
- приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2016 г. №10-Исх-7483 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2016-2017 учебном году»;
- приказ от 19.08.2016 № 220 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года»;
- приказ от 19.08.2016 № 217 «Об утверждении учебных планов на 2016-2017 учебный год»
- Приказ от 01.09.2016 № 256. «Об организации индивидуального обучения на дому Морозовой Алины».
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 11 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2008.
Структура документа
Структура программы по чтению является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащейся.
Календарно-тематический план.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной).
Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Ф. Малышевой Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/З.Ф. Малышева Э.В. –М.: Просвещение, 2017 и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Данная программа адресована обучающейся на дому, ученицы 5 класса.Девочка читает вслух по слогам (трудные по семантике и структуре слова читает с трудом), не всегда соблюдает паузы. При чтении допускает много ошибок: не дочитывает слова до конца, искажает слова. Читает не всегда соответствующим тоном голоса и темпом речи (медленно, требуется дополнительная пауза для отдыха); отвечает на вопросы по прочитанному; умеет читать про себя, выделяет главных действующих лиц, даёт оценку их поступкам; умеет читать диалоги по ролям, пересказывать прочитанное по частям; выразительно читает наизусть стихотворения.
Коррекционная работа с ней будет выстраиваться по следующим направлениям:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентаций;
развитие основных мыслительных операций;
наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания учащейся с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих уроках учащаяся учится осознавать красоту родной природы, знакомится с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учится давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести её до учащейся, связать с конкретными детскими переживаниями. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащейся, расширяются её представления о мире. Она узнает много нового о людях, их труде, природе. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи. Эффективность дальнейшего обучения учащейся всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у неё навыки чтения. Уроки чтения в специальной школе также выполняют функцию коррекции недостатков. У учащейся улучшается произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь, усовершенствовать словесную систему мышления. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Главная цель уроков чтения: выработка у учащейся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения.
Задачи:
Формирование у учащейся умения читать про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
Развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
Воспитание нравственно-эстетического и гражданского поведения школьницы на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащейся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанницы с ограниченными возможностями здоровья.
Для формирования качественного навыка чтения в программе выделяется подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащейся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу приложен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Основным видом чтения остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому в программе предусмотрено формирование у учащейся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьницы на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащейся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 классе предусмотрена работа по объяснительному чтению, для этого в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащейся.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанницы с ограниченными возможностями здоровья.
Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Согласно учебно-тематическому плану, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы, таких как:
Блочно – модульной подачи материала.
Уроки повторения.
Интегрированные уроки.
Сочетание различных форм обучения.
Распределение учебных часов по четвертям: I – 8 часов. II – 7 часов. III – 11 часов. IV – 8 часов. Год – 34 часа.
Формы организации учебного процесса
В программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста;
устные сочинения-характеристики героев;
развитие художественной фантазии у учащейся;
придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Программой предусмотрен весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащейся. Только в этом случае школьница может стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах:
принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Методы, приёмы и формы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения, карточки, тесты, самостоятельная работа со словарём и др.
Для реализации основных целей и задач уроков чтения применяются разнообразные типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Виды деятельности учащейся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями ученицы 5 класса. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля 5-15 минут.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Здоровьесберегающие технологии на уроке:
Реализация задачи здоровьесбережения на уроках предусматривается постоянно.
Сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.
Элементы системы:
используются здоровьесберегающие технологии по снятию утомления глаз - «глазная гимнастика»;
используются здоровьесберегающие технологии по профилактике нарушений опорнодвигательной системы с целью профилактики сколиозов, пропедевтики правильной осанки;
включается изучение вопросов, направленных на формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) и касающиеся тем правильного питания, режима дня, полезных привычек.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на всех уроках.
Проведение динамических пауз, физкультминуток, ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут), изучение вопросов ЗОЖ.
Практическая значимость
Модель и комплексная программа здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе даёт практическому здравоохранению возможность сохранения и улучшения здоровья детей, повышения качества жизни не только в период начального обучения, но и далее - посредством реализации потенциала самосохранения. Технологии здравоохранения и здравообразования для всех участников образовательного процесса являются простыми и доступными методами профилактики и реабилитации.
Учебно-тематический план по предмету «Чтение» в 5 классе (1 раз в неделю, 34 часа в год)
№ урока п/п
Тема урока
Количество часов
1 четверть
9
Устное народное творчество.
2
Считалки. Заклички - приговорки. Потешки.
1
Пословицы и поговорки. Загадки.
1
Сказки
5
«Никита Кожемяка» (русская сказка).
1
«Золотые руки» (башкирская сказка).
1
«Два Мороза» (русская сказка).
1
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
1
Мамин - Сибиряк. «Серая Шейка». Знакомство с произведением.
1
Картины родной природы.
2
Г. Скребицкий. «Июнь». Прокофьев. «Берёзка».
1
Г. Скребицкий. «Сентябрь». И. Бунин. «Первый снег».
1
О друзьях-товарищах.
3
Ю. Яковлев. «Колючка».
1
Ю. Яковлев. «Рыцарь Вася».
1
В. Медведев. «Фосфорический мальчик».
1
Басни Крылова
2
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица».
1
И.А. Крылов. «Квартет».
1
Спешите делать добро
2
О. Бондарчук. «Слепой домик». В. Осеева «Бабка».
1
А. Платонов. Рассказ. «Сухой хлеб». Р. Рождественский «Огромное небо»
1
3 четверть
10
Картины родной природы
7
Ф. Тютчев «Чародейкою-зимою». Г. Скребицкий «Декабрь».
1
К. Бальмонт «К зиме». Г. Скребицкий «Всяк по-своему».
1
С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза».
1
Г. Скребицкий «Весна». А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»
1
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», «Весна-красна», «Грачи прилетели».
1
А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Е. Серова «Подснежник».
1
И. Соколов-Микитов «Весна». С. Есенин «Черёмуха».
1
О животных
5
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».
1
А. Толстой «Желтухин».
1
К. Паустовский «Кот-ворюга». Контрольное чтение.
1
4 четверть
8
Б. Житков «Про обезьянку».
1
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». С. Михалков «Будь человеком».
1
Из прошлого нашего народа
3
О. Тихомиров «На поле Куликовом».
1
С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года».
1
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок).
1
Из произведений зарубежных писателей.
3
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок).
1
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
1
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
1
Содержание программного материала
Устное народное творчество. Коллективное творчество народа.
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.
Люблю природу русскую.
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
Животные в доме.
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Они прославили Россию.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Спешите делать добро.
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
Весело всем.
Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и поведении животных.
Вечный свет подвига.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.
Писатели мира детям.
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Навыки чтения
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование учащейся вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение частей текста в соответствии с данным планом. Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или совместно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Требования к уровню подготовки учащейся
В программе по чтению предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников.
Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Учащаяся должна уметь:
1-й уровень
правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях по слогам;
читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты самостоятельно;
выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
выучить наизусть 810 стихотворений;
читать внеклассную литературу под наблюдением учителя.
Календарно – тематический план по чтению в 5 классе (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Требования к ЗУН
Словарь
Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения
должна уметь
должна знать
1 четверть
8
Устное народное творчество.
2
Считалки.
Заклички - приговорки.
Потешки.
1
Привести примеры произведений устного народного творчества
Жанры произведений устного народного творчества
05.09
Пословицы и поговорки. Загадки.
1
Различать пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки об осени, о труде
12.09
Сказки
5
«Никита Кожемяка» (русская сказка).
1
Назвать признаки сказки как литературного жанра.
Различать сказки
(волшебные,
бытовые, о животных).
Промысел Неволя
Борозда
19.09
«Золотые руки» (башкирская сказка).
1
Назвать признаки сказки как литературного жанра.
26.09
«Два Мороза» (русская сказка).
1
Делить текст на части, выделять главную мысль.
Содержание сказки.
03.10
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
1
Делить текст на части, выделять главную мысль, находить в тексте описание характеров и внешности главных героев.
Содержание сказки. Чтение наизусть отрывка сказки.
Сочельник
10.10
Д.Н.Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
1
Пересказывать одну часть по выбору.
Содержание сказки, смысл словарных слов и устойчивых сочетаний в тексте
Поросль, Косяк
17.10
Картины родной природы.
2
Г. Скребицкий «Июнь».
А.Прокофьев «Берёзка».
1
Делить текст на части, выделять главную мысль.
Стихотворение наизусть
24.10
2 четверть
7
Г. Скребицкий «Сентябрь».
И. Бунин «Первый снег».
1
Назвать приметы осени, описывать картину зимы при помощи слов из стихотворения
Стихотворение наизусть
Соня
Пурпур
07.11
О друзьях-товарищах.
3
Ю. Яковлев «Колючка».
1
Делить текст на части, выделять главную мысль.
Содержание рассказа.
14.11
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
1
Читать осознанно, правильно, целыми словами.
Ябеда
21.11
В. Медведев «Фосфорический мальчик».
1
Пересказывать текст по плану с помощью учителя.
Фосфор
28.11
Басни Крылова
2
И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
1
Понять, что высмеивает и чему учит басня, читать басню по ролям.
Басню наизусть. Мораль басни.
05.12
И.А. Крылов «Квартет».
1
Понимать смысл басни. Мораль басни.
Произведения Крылова
Квартет
Бас
Альт Скрипка
12.12
Спешите делать добро
2
О. Бондарчук «Слепой домик». В. Осеева «Бабка».
1
Читать осознанно, правильно, целыми словами, выделять главную мысль.
Содержание рассказа.
19.12
3 четверть
11
А. Платонов «Сухой хлеб». Р.Рождественский «Огромное небо».
1
Делить текст на части, выделять главную мысль. Читать выразительно стихотворение.
Содержание рассказа.
Междурядье
Мотыжить
09.01
Картины родной природы
7
Ф. Тютчев «Чародейкою-зимою». Г. Скребицкий «Декабрь».
1
Рассказ пересказывать по плану.
Стихотворение наизусть.
16.01
К. Бальмонт «К зиме».
Г. Скребицкий «Всяк по-своему».
1
Стихотворение наизусть.
23.01
С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза».
1
Стихотворение наизусть.
30.01
Г. Скребицкий «Март».
А. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает»
1
Читать выразительно.
Содержание рассказа. Стихотворение наизусть.
06.02
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами».
1
Читать выразительно
Содержание рассказов. Стихотворение наизусть.
13.02
Г. Скребицкий «Грачи прилетели».
Е. Серова «Подснежник».
1
Читать выразительно.
Вешние лучи
20.02
И. Соколов-Микитов. «Весна».
С. Есенин «Черёмуха».
1
Читать осознанно, правильно, выразительно.
Наизусть отрывок стихотворения.
27.02
О животных
3
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».
1
Делить текст на части, выделять главную мысль.
Содержание рассказа.
06.03
А. Толстой «Желтухин».
1
Пересказывать текст по плану с помощью учителя.
Содержание рассказа.
13.02
К. Паустовский «Кот-ворюга».
1
Читать осознанно, правильно, выразительно.
20.03
4 четверть
8
Б. Житков «Про обезьянку».
1
Делить текст на части, выделять главную мысль.
Содержание рассказа.
10.04
Ф. Абрамов Из рассказов «Олёны Даниловны.»
С. Михалков «Будь человеком».
1
Читать осознанно, правильно, выразительно.
Отвечать на вопросы.
Эгоист
17.04
Из прошлого нашего народа
3
О. Тихомиров «На поле Куликовом»
1
Отвечать на вопросы к тексту.
Содержание рассказа.
Ратник
Дань
Рать
Окрест
Сеча
24.04
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»
1
Отвечать на вопросы учителя.
06.05
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок).
1
Делить текст на части, выделять главную мысль. Пересказывать по плану.
Содержание рассказа.
Труппа
Шарманка
15.05
Из произведений зарубежных писателей.
3
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок).
1
Делить текст на части, выделять главную мысль
Содержание рассказа.
Пикник
22.05
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
1
Делить текст на части, выделять главную мысль.
Содержание текста.
29.05
Г.Х. Андерсон «Русалочка»
1
Делить текст на части, выделять главную мысль.
Содержание сказки.
31.05
Перечень учебно-методического обеспечения
Наглядный учебный материал: презентации, репродукции, иллюстрации.
Дидактический материал
Коррекционные упражнения: физкультурные минутки, логоритмические упражнения, речевые разминки, игровые упражнения.
250 упражнений для развития устной речи Е.В. Юрова. Москва «Аквариумс» 2000.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль «Академия развития» 2003.
Таблицы, репродукции, иллюстрации.
Список литературы
Программа специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида 5 -11 классы. / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2008.
Учебник Чтение 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.Ф. Малышева- - 10-е издание, Москва, «Просвещение», 2010. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Методика обучения чтению Т. П. Сальникова. Творческий центр. Москва 2000. Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения для учащихся 5-8 классов. М.К. Акимова, В.Т Козлова. Москва «Владос» 2003.
Практическое пособие для обучения детей чтению О. В. Узорова, Е.А. Нефедова. ЗАО «Премьера» ГИППВ 2000.
Произведения для внеклассного чтения:
Н. Носов Рассказы,
П. Бажов «Серебряное копытце»,
Б. Житков «На льдине»,
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»,
К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов),
А. Куприн «Белый пудель (последняя глава),
Б. Полевой «Сын полка»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
А. Гайдар «Чук и Гек».
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
Заголовок 315