Опыт работы по теме Применение метода языкового погружения на музыкальных занятиях в детском саду
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ТАРАЗ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗ
Семинарда сөз алу
«Балабақшадағы музыка сабақтарында тілді қолдану әдістері»
Выступление на семинаре
«Применение метода языкового погружения на музыкальных занятиях в детском саду»
Дайындап, өткізген музыка жетекшісі:
Евтушенко Н.А.
Подготовила и провела музыкальный руководитель:
Евтушенко Н.А.
МКҚК «№ 22 балабақша»
ГККП «Детский сад № 22»
Музыкальные занятия в детском саду играют важнейшую роль в формировании у детей представлений о целостной картине мира. Так, к примеру, задачи развития музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, воспитания уважительного отношения к культуре казахского народа и мировой культуре решаются в единстве с задачами речевого развития. Обогащения языка, пробуждения интереса к совершенствованию родного языка и изучению языка другого народа.
Показателем музыкально – эстетической компетентности человека является его способность сопереживать, чувствовать красоту музыки, выразить своё отношение к музыкальным прлоизведениям. Наслаждаться видением и слушанием творений композиторов и музыкальных исполнителей.
Для музыкального руководителя детского сада важно охватить все области развития ребёнка,в ом числе и сферу его языкового развития.
На орагнизованной учебной деятельности по музыкальному воспитанию мы применяем метод языкового погружения. Основная задача этого метода - пробудить у детей интерес и положительный настрой на изучение казахского и английского языков, развить потенциальные способности детей на основе погружения их в казахскую и английскую языковую среду.
Перед нами, музыкальными руководителями, воспитателями и родителями, стоит задача: создать обучающую среду для изучения казахского и английского языков, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Музыкальные занятия на основе погружения в казахский и английский языки предусматривают применение определённых методов и приёмов обучения. Это словесные методы, музыкальный ритм, ритм движений, в том числе под музыку, наглядный метод, практический и игровой метод.
Так, словесный метод включает повторение, рассказ педагога, рассказ ребёнка, чтение художественной литературы. Например, на музыкальных занятиях мы выполняем музыкальные упражнение на повторенгие слов песен на казахском или английском языках. Они могут исполняться в качестве попевок. Вне сомнения, мелодичность попевок способствует активному повторению и запоминанию слов.
Очень важным методом обучения языкам является рассказ педагога. К примеру, на одном из мухзыкальных занятий я рассказываю о казахских народных инструментах, где обязательно демонстрирую (либо иллюстрации, либо слайды на интерактивной доске) такие инструменты, как: домбра, кобыз, асатаяқ, жетыген и т.д. лексический минимум, который необходимо освоить, - это слова: домбра, кобыз, күй, асатаяқ, жетыген. Я рассказываю легенду о домбре, даю каждому ребёнку потрогать её струны, рассмотреть строение инструмента, попробовать поиграть на нём.
На музыкальных занятиях использование чтения художественной литературы (как метода погружения в языковую среду) требует от педагога эмоционального рассказа о красоте и силе музыки, разновидностях и особенностях звучания музыкальных инструментов, о жизни и деятельности музыкантов.
Особую значимость для музыкальных занятий в детском саду имеет использование таких приёмов, как прохлопывание, простукивание и проигрывание звуков на ударных музыкальных инструментах. Эти приёмы помогают усвоить слоговую сторону слова. Чёткий ритм помогает ребёнку быстрее запомнить смысл слов.
Часто можно наблюдать такую жизненную ситуацию, когда маленький ребёнок поёт песню с чётким ритмом, не понимая содержания текста. В методах и приёмах погружения в языковую среду важно обратить внимание педагогов и родителей на использование ритмических рисунков таких песен, которые несут нравственную ценность. Соответственно содержание текста песен влияет на развитие и воспитание моральных качеств детей.
Музыкальные занятия с интеграцией казахского или английского языков способствуют развитию у детей познавательной активности и самостоятельности. Так, на занятии на тему «Подготовка животных к зиме» дети получают знания о зимнем периоде года. Через разучивание песен о зиме и о животных знакомятся с животными (волк – қасқыр – wolf, лиса – түлкі – fox, медведь – аю – bear, белка – тиін – sguirrel и т.д.), их повадками, действиями (белка грызёт орешки, медведь зимой спит и т.д.). Дети заучивают слова и фразы на казахском и английском языках.
Важно также использовать дидактический материал: картинки, иллюстрации, мультимедийные презентации с изображением животных, деревьев, растений, времён года, музыкальных инструментов, иллюстрации по содержанию музыкальных произведений и песен, портретов композиторов. Это также способствует более точному запоминанию новых слов и использованию их в своей речи.
Применение на интегрированных занятиях разнообразных игр, нацеленных на погружение в языковую среду, способствует активному использованию в речи детей слов и предложений на казахском и английском языках. Игровая деятельность, связанная с передачей образов животных или других героев игр, способствует развитию воображения, фантазии, артистизма. Дети во время игровой деятельности учатся строить взаимоотношения, взаимодействовать друг с другом, постепенно у них развивается диалогическая речь.
Задача педагогов: творчески подойти к организации организованной учебной деятельности, помочь воспитанникам осмысливать слова и фразы, лучше запоминать и закреплять новые слова на казахском и английском языках.
Для формирования навыков речевого общения на казахском и английском языках необходимо создавать условия, способствующие побуждению и проявлению самостоятельной творческой активности в игровой деятельности. Мастерство педагога состоит в разработке различных игр: сюжетных, ролевых. Подвижных, дидактических, театрализованных. Во всех видах игр музыкальное сопровождение может иметь место. Музыкальный материал для игр должен быть отобран таким образом, чтобы он воздействовал на эмоциональную сферу детей, увлекая и создавая атмосферу творчества и вдохновения.
Организованная учебная деятельность в средних и старших группах нацелена на формирование музыкальной культуры на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой. Дети получают представления о разных жанрах музыки: песня, танец, марш, кюй.
У казахского народа много замечательных песен о дружбе, о любви к родине, родному краю, матери, отцу, бабушке, бабушке. Мы рекомендуем родителям сделать семейной традицией – совместное исполнение взрослых с детьми народных и современных песен с высоконравственным содержанием. Через совместное пение дети ещё лучше запоминают слова, с удовольствием поют и развивают эмоциональную отзывчивость, что очень ценно в формировании гармонической личности.
Воспитание у детей таких качеств, как: доброта, чуткость, культура общения – возможно через создание языковой среды, где общение основано на диалоге с употреблением вежливых слов: здравствуйте – сәлеметсіз бе – hello, спасибо - рахмет – thank you, доброе утро – қайырлы таң - good morning и т.д.
Музыкальные театрализованные представления, направленные на погружение в языковую среду, способствуют раскрытию у детей творческих способностей. Развитию памяти. Воображения, навыков связной речи.
Детям нравится участвовать в театральных постановках. Поглежуние в казахский и английский языки в театрально-игровой деятельности развивает чёткость произношения, интонацию,звуковую культуру речи.
Яркие впечатления, радость творчества вдохновляют детей на дальнейшее обогащение словарного запаса. Активизируют диалогическую речь, развивают художественный вкус.
Организованная учебная деятельность по музыкальному воспитанию в детском саду имеет большие возможности для организации языковой среды, где через увлекательное содержание познавательно – творческой деятельности детей и изучение языков стимулируется интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям казахского и английского народов.