Методические рекомендации в организации работы опорной школы — ресурсного центра


Методические рекомендации по организации работы опорной
школы – ресурсного центра МКШ
Обоснование разработки региональной модели общеобразовательной опорной школы-ресурсного центра
На современном этапе развития системы образования Республики Казахстан большое внимание уделяется проблемам малокомплектных школ, которые по итогам промежуточной и итоговой аттестации показывают низкие результаты обучения. Учащиеся этих школ не имеют возможности пользоваться современными учебными кабинетами, интернетом, не все предметы учебного плана в МКШ ведутся высококвалифицированными преподавателями.
Большую сложность в условиях МКШ вызывает и организация профильного обучения, так как малое количество учащихся в классах не позволяет распределять школьников по профильным направлениям на основе их личного выбора. Все это затрудняет осуществление личностно-ориентированного подхода и реализацию главного принципа образовательной модели «Обучение, ориентированное на результат». Без профильного обучения невозможна социализация учащихся, т.е. подготовка конкурентоспособной личности, способной жить в рыночных условиях.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одним из путей решения проблем малокомплектных школ определено создание опорных школ - ресурсных центров. «Опорная школа (ресурсный центр) - организация образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих МКШ. За каждым ресурсным центром закреплены несколько МКШ (магнитные школы). Дети из МКШ 3 раза (в начале, середине и конце учебного года) по10 дней (сессия) обучаются в опорной школе и сдают в ней промежуточную и итоговую аттестацию» (ГПРО РК на 2011-2020 гг.).
Из - за отсутствия типового положения об организации деятельности ресурсных центров, определяющего организационно - содержательные основы деятельности опорных школ-ресурсных центров (далее ОШ-РЦ), разработана Региональная модель организации деятельности ОШ-РЦ Северо-Казахстанской области.
Организация деятельности ОШ-РЦ
Ввиду того, что в 8-9 классах осуществляется предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах – профильное обучение, целесообразно организовать обучение в ресурсном центре учащихся именно этой возрастной категории.
Учебный процесс в ресурсном центре организуется сессионно для учащихся 8-11 классов магнитных школ с учетом возможностей региона.
Организация учебных занятий в сессионный период проводится 1 неделю в учебную четверть (желательно предпоследнюю), в межсессионный период проводятся интерактивные уроки в режиме on-line и дистанционные консультации по наиболее сложным темам учебной программы, по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Учащиеся магнитных школ распределяются в соответствующие по возрасту классы опорной школы – ресурсного центра, или для данной категории учащихся организуются самостоятельные классы. При отсутствии интерната для учащихся магнитных школ организуется ежедневный подвоз на занятия, при наличии интерната обеспечивается еженедельный подвоз учащихся, для них создаются условия для самоподготовки и отдыха, организуется питание. Сессии могут проводиться отдельно для каждой параллели.
Для организации учебного процесса следует пересмотреть учебно-тематическое планирование, скоординировать календарно - тематические планы магнитных школ и опорной школы – ресурсного центра таким образом, чтобы они полностью совпадали.
В межсессионный период педагогами ресурсного центра проводится работа по повышению квалификации учителей магнитных школ через работу методических объединений, консультаций в очном и интерактивном режимах.
При организации работы ресурсного центра вводятся дополнительные функциональные обязанности:
координатора (организует разработку программ предметного обучения учащихся – методист РОО );
педагога – тьютора (проектирует систему организации самостоятельной учебно - познавательной работы обучающихся в соответствии с их индивидуальными программами образования - учитель магнитной школы, на которого возложена ответственность за сохранность жизни и здоровья детей в период сопровождения учащихся и нахождения их на сессии);
педагога - эдвайзера (разработчик базовых образовательных целей, системы их критериев и показателей, пакета контрольно - оценочных процедур для мониторинга образовательных результатов – учитель ОШ-РЦ).
Примерные функциональные обязанности прилагаются.
3.Содержание учебного процесса
Учебный процесс в ОШ-РЦ проводится в соответствии с единым для всех задействованных школ календарно-тематическим планированием. Учащиеся магнитных школ в период сессии обучаются по всем предметам учебного плана.
Обязательным условием является включение в расписание на эти дни прикладных (для 10-11) и вариативных (для 8-9 классов) курсов.
Учебный процесс для учащихся магнитных школ организуется на основе личностно-ориентированного подхода с обязательным применением современных образовательных технологий, что позволит повысить его эффективность.
4.Финансирование деятельности ОШ-РЦ
Финансирование расходов на организацию подвоза, проживания и питания учащихся магнитных школ в сессионный период и в период промежуточной и итоговой аттестации, оплата дополнительных часов педагогам ресурсных центров осуществляется за счет бюджетных средств района (города).
Функциональные обязанности координатора МКШ
Координатором по МКШ в условиях организации ОШ – РЦ должен быть методист РМК (или специалист РОО), курирующий деятельность ОШ-РЦ и организацию в них:
- учебно-воспитательного процесса для учащихся магнитных школ;
-методической поддержки для педагогов магнитных школ.
Координатор:
1) организует руководителей школ и их заместителей на работу по созданию локальных актов МКШ, обеспечивающих нормативно - правовую базу ОШ-РЦ и магнитных школ;
2) распределяет обязанности участников образовательного процесса по организации сессионных занятий с учениками магнитных школ;
3) проводит производственные совещания и заседания с руководителями школ, их заместителями и учителями с целью просвещения и организации деятельности в сессионный период;
4) проводит разъяснительную работу по внедрению предпрофильной подготовки, профильного обучения и портфолио как метода оценивания;
5) осуществляет контроль деятельности педагогического коллектива ОШ - РЦ и магнитных школ;
6) создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе;
7) разрабатывает с учителями ОШ-РЦ и МГ (магнитных школ) программу и РУП предметного обучения школьников;
8) информирует руководство школы и педагогический коллектив о республиканских, областных, районных (городских) мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы организации ОШ –РЦ и учебно-воспитательного процесса в нем для учащихся магнитных школ;
9) организует разработку и внедрение рабочего учебного плана профильных классов и классов предпрофильной подготовки, систему работы по реализации школьного и ученического компонента плана;
10) оказывает методическую поддержку развитию деятельности ОШ-РЦ: создает информационный методический банк ( текстовой и электронный ) по организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности учащихся магнитных школ;
11) совместно с заведующим РМК планирует и организует методическую работу с руководством и педагогами ОШ-РЦ и магнитных школ (конференции, семинары, круглые столы и т.д.);
12) контролирует выполнение плана повышения квалификации руководителей и учителей ОШ-РЦ и магнитных школ.
Функциональные обязанности педагога – тьютораПедагогом – тьютором в условиях МКШ должен быть учитель магнитной школы, который сопровождает учащихся в межсессионный период. Это специалист, профессиональная деятельность которого предполагает проектирование системы организации самостоятельной учебно-воспитательной работы обучающихся в соответствии с их индивидуальными программами образования.
Педагог – тьютор:
1) совместно с директором магнитной школы планирует и организует доставку учащихся в опорную школу – ресурсный центр в межсессионный период;
2) вместе с классными руководителям, психологом и учителями – предметниками магнитной школы разрабатывает индивидуальные программы образования учащихся;
3) осуществляет доставку учащихся в межсессионный период в ОШ-РЦ. Несет ответственность за сохранение жизни и здоровья доверенных ему детей.
4) проводит разъяснительную работу с учащимися магнитных школ и их родителями о преимуществах обучения детей в сессионный период в ОШ-РЦ.
5) осуществляет контроль за работой учащихся в сессионный период на занятиях прикладных и вариативных курсов и ведением портфолио, который является объективной оценкой развития ученика;
6) информирует учащихся и педагогический коллектив магнитной школы о республиканских, областных, районных (городских) мероприятиях, участие в которых гарантирует пополнение содержания «портфолио»;
7) информирует учителей магнитной школы о качестве учебно-воспитательного процесса в ОШ-РЦ (привозит оценки учащихся за сессионный период), доводит до сведения учителей магнитных школ программу предметного обучения школьников в ОШ – РЦ;
8) разрабатывает и внедряет систему поощрения учащихся за внеурочную школьную деятельность (участие в конкурсах проектов, интеллектуальных марафонах, олимпиадах и т.д.);
9) организует и координирует самостоятельную работу учащихся в сессионный период;
10) координирует работу учащихся над исследовательскими проектами в межсессионный период;
11) обеспечивает проведение индивидуальных консультаций, очных и дистанционных (по желанию учащихся);
12) совместно с директором и заместителем директора по учебной работе магнитной школы обеспечивает присутствие учащихся (выезжающих на сессию) на виртуальных уроках и дистанционных консультациях в межсессионный период.

Функциональные обязанности педагога – эдвайзера
Педагогом – эдвайзером в условиях МКШ должен быть учитель ОШ-РЦ. Это специалист, в обязанности которого входит разработка базовых образовательных целей, системы их критериев и показателей, пакета контрольно – оценочных процедур для отслеживания образовательных результатов, основных способов и средств индивидуального обучения.
Педагог – эдвайзер:
1) совместно с директором и заместителем директора по УВР опорной школы- ресурсного центра разрабатывает базовые образовательные цели учебно-воспитательного процесса, связанного с занятиями в сессионный период;
2) вместе с классными руководителями, психологом и учителями – предметниками ОШ-РЦ, разрабатывает систему критериев и показателей качества УВП, организованного для учащихся магнитных школ;
3) разрабатывает пакет документов для проведения контрольно – оценочных процедур для отслеживания образовательных результатов;
4) проводит разъяснительную работу с учителями и учащимися ОШ-РЦ о создании комфортных условий для учащихся магнитных школ в сессионный период;
5) совместно с заместителем директора по УВР ОШ-РЦ осуществляет контроль за учебно- воспитательным процессом учебных занятий, прикладных и вариативных курсов, организованных для учащихся магнитных школ;
6) контролирует своевременную подготовку информации по итогам учебно-воспитательного процесса, организованного для учащихся магнитных школ;
7) доводит до сведения учителей ОШ-РЦ программу предметного обучения учащихся магнитных школ;
8) разрабатывает и внедряет систему поощрения учащихся магнитных школ за внеурочную школьную деятельность (участие в очных, дистанционных и виртуальных конкурсах проектов, интеллектуальных марафонах, олимпиадах и т.д.);
9) координирует организацию работы педагогов ОШ-РЦ по руководству проектно-исследовательской деятельностью учащихся магнитной школы в сессионный и межсессионный периоды;
10) планирует и организует проведение педагогами ОШ – РЦ индивидуальных консультаций в очным и дистанционном режимах для учащихся магнитных школ;
11) совместно с директором и заместителем директора по УР ОШ-РЦ планирует и организует проведение виртуальных уроков и дистанционных консультаций для учащихся МКШ в межсессионный период.