Рабочая программа педагога по чтению и развитию речи, письму и развитию речи в 5,6 классе


Содержание.
стр.
1. Пояснительная записка. 3-5
2. Чтение и развитие речи 5 класс 6
2.1 Календарно – тематическое планирование 7-14
2.2 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе 15
3. Чтение и развитие речи 6 класс 16
3.1 Календарно – тематическое планирование 17- 23
3.2 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе 24
4. Пояснительная записка. 25-28
5. Письмо и развитие речи 5 класс 29-30
5.1 Календарно – тематическое планирование 31-44
5.2 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе 45
6 Письмо и развитие речи 6 класс 46-47
6.1 Календарно – тематическое планирование 48 -56
6.2 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе 57
7. Обеспечение 58 -60

Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога по русскому (родному) языку для 5, 6 классов составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2014/2015 учебный год.
Цель программы: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Задачи программы:
- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,говорение, слушание);
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,
обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в
устной и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
  Программа по русскому (родному) языку в 5, 6 классах направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных
учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
 Учащиеся должны:
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
В результате изучения русского (родного) языка в школе учащийся должен знать:
смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
нормы речевого этикета;
уметь:
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:- адекватно понимать информацию устного сообщения; - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.Структура программы по русскому (родному языку) включает в себя программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи.
На изучение курса чтения и развития речи в 5 классе отведено 5 часов в неделю, 168 часов в год; в 6 классе – 5 часов в неделю, 168 часов в год.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
На уроках чтения и развития речи в 5, 6 классах продолжается формирование у школьников навыка чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Кроме совершенствования навыка чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин).
Формы организации учебного процесса
Предусматривается проведение традиционных, обобщающих уроков, уроков-концертов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники:
«Чтение 5 класс». З.Ф. Малышева: - Москва «Просвещение» 2009.
«Чтение 6 класс». З.Ф. Малышева: - Москва «Просвещение» 2009
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учащийся осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки.
Виды контроля
Виды контроля Содержание Методы
Текущий Освоение учебного материала по теме, разделу программы. Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест, нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.)Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Проверка сформированности навыка чтения в начале и конце учебного года.
Чтение и развитие речи 5 класс
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной при роде и бережном к ней отношении, жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание стихотворений наизусть.
Внеклассное чтение
Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п\пТема Количчасов Дата Корр даты Информац-методическое обеспечение
в раз в теме I четверть (42 часа)
1
2
3 Устное народное творчество
Считалки.
Заклички.
Потешки. 7 1
1
1 01.09
02.09
03.09 Деформировтексты
4 Пословицы и поговорки. 2 05.09
06.09 ДеформировТексты. Развивающая игра: Собери пословицу
5 Загадки. 2 08.09
09.09 Деформировтексты
1 Сказки
«Никита Кожемяка». 23 2 10,09
12,09
ДеформировТексты. Иллюстрации
2 «Как наказали медведя». 1 13,09 Картинный словарь.
3 «Золотые руки». 2 15,09
16,09 Деформировтексты
4 «Морозко». 3 17,09
19,09
20,09 Настольный театр
5 «Два мороза». 2 22,09
23,09 Картинный словарь.
6 «Три дочери». 1 24,09 Иллюстрации
7 Внеклассное чтение. Русские народные сказки. 1 26,09 Книги, иллюстрации детей
8 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 5 27,09
29,09
30,09
01,10
03,10 Фрагменты м/ф, деформ.
тексты, иллюстрации, Темат пазлы: «Сказки Пушкина».
9 По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». 6 04,10
06,10
07,10
08,10
10,10
11,10 Фрагменты м/ф, деформ.
тексты, иллюстрации
10 Обобщающий урок «Устное народное творчество. 1 13,10 Картинный словарь.Тесты иллюстрации, деформ текст. Наглядные пособия: В мире мудрых пословиц;
1 Картины родной природы
Лето
Г. Скребицкий«Июнь». 10 1 14,10 Картинный словарь.
2 И. Суриков «Ярко солнце светит». 1 15,10 Иллюстрации
Картинный словарь.
3 А. Платонов. «Июльская гроза». 5 17,10
18,10
20,10
21,10
22,10 Иллюстрац. «Дети бегущие от грозы»
4 А. Прокофьев «Березка». 1 24,10
Иллюстрации
5 Ю. Гордиенко «Вот и клонится…». 1 25,10 Иллюстрации
Картинный словарь.
6 Обобщающий урок по теме «Лето». 1 27,10 Тесты, иллюстрации, деформ текст
7 Осень
По Г. Скребицкому «Сентябрь». 111 28,10
Картинный словарь.
8 Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Серебряное копытце». 1 29,10 Книги, иллюстрации детей
9 По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». 2 31,10
01,11
Иллюстрации
II четверть (37 часов)
10 К. Бальмонт «Осень». 1 10,11 Картинный словарь.
11 По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» 2 11,11
12,11 Иллюстрации
12 По В. Астафьеву «Осенние грусти…» 1 14,11 Деформиров текст, иллюст13 И. Бунин «Первый снег». 1 15,11 Картинный словарь.
14 Обобщающий урок по теме «Осень» 1 17,11 Тесты, иллюстрации, деформ текст
15 Внеклассное чтение.
Скребицкий Г.А. «Лесной голосок» 1 18,11 Книги, иллюстрации детей
1 О друзьях-товарищах
Ю. Яковлев. «Колючка». 17 2 19,11
21,11 Книги, иллюстрации детей
2 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». 2 22,11
24,11 3 Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». 5 25,11
26,11
28,11
29,11
01,12 Главы из повести
4 В. Медведев «Фосфорический мальчик». 2 02,12
03,12 Картинный словарь.
5 Внеклассное чтение. Н.Носов. «Фантазеры», «Огурцы». 1 05,12 Книги, иллюстрации детей
6 Л. Воронкова. «Дорогой подарок». 3 06,12
08,12
09,12 7 Я. Аким. «Твой друг». 1 10,12 Картинный словарь.
8 Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах». 1 12,12 Иллюстрации, тесты.
1 Басни И. Крылова
«Ворона и лисица». 4 1 13,12 Картинный словарь. Кукольный театр
2 «Щука и кот». 1 15,12 3 «Квартет». 1 16,12 4 Обобщающий урок по басням И. Крылова. 1 17,12 1 Спешите делать добро
Н. Хмелик. «Будущий олимпиец». 18 2 19,12
20,12
Картинный словарь.
2 О. Бондарчук. «Слепой домик». 1 22,12 3 В. Осеева «Бабка». 7 23,12
24,12
26,12
27,12 Иллюстрации
III четверть (49 часов)
3 В. Осеева «Бабка». 3 Иллюстрации
4 А. Платонов «Сухой хлеб». 3 Картинный словарь.
5 Внеклассное чтение. В.А. Осеева. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо». 1 Книги, иллюстрации детей
6 В.Распутин. «Люся». 1 Картинный словарь
7 В. Брюсов «Труд». 1 Картинный словарь
8 Р. Рождественский «Огромное небо». 1 Картинный словарь, фрагменты м/ф
9 Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» 1 1 Картины родной
природы. Зима
Ф. Тютчев «Зима». 9 1 Иллюстрации
2 Г. Скребицкий «Декабрь». 1 Иллюстрации
3 К. Бальмонт «К зиме». 1 Иллюстрации
4 Г. Скребицкий «Всяк по – своему». 2 Картинный словарь
5 С. Есенин «Поет зима – аукает…». 1 6 С. Есенин «Береза». 1 Картинный словарь
7 А. Пушкин «Зимняя дорога». 1 Иллюстрации, музык сопровожден.
8 Внеклассное чтение.
В.В.Бианки «Снегурушка – милушка», «Храбрый Ваня». 1 Книги, иллюстрации детей
9 Обобщающий урок по теме «Зима» 1 1 Весна
Г. Скребицкий «Март». 18 1 Иллюстрации
2 А. Толстой «Вот уж снег…» 1 Деформиров текст, иллюст3 Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы. 1 Картинный словарь
4 Г. Скребицкий «Весна – красна». 1 Деформиров текст, иллюст5 Г. Скребицкий «Грачи прилетели». 1 Иллюстрация «Грачи прилетели»
6 Г. Скребицкий «Заветный кораблик». 1 Деформиров текст, иллюст7 Г. Скребицкий «В весеннем лесу». 2 Иллюстрации
8 А. Толстой «Весенние ручьи». 1 Иллюстрации
9 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» 1 Картинный словарь
10 А. Блок «Ворона». 1 Иллюстрации
11 Е. Серова «Подснежник». 1 Иллюстрации
12 Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Золотой луг», «В краю дедушки Мазая». 1 Презентация биография автора
Книги автора, рисунки детей, иллюстрации.
13 И. Соколов – Микитов «Весна». 1 Иллюстрации
14 И. Бунин «Крупный дождь…» 1 Иллюстрации
15 С.Есенин «Черёмуха». 1 Иллюстрации, муз. сопровож16 Я. Аким «Весна, весною, о весне». 1 Иллюстрации
1 О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 18 3 Иллюстрации
2 А. Толстой «Желтухин». 4 Иллюстрации, деформир. текст
3 К. Паустовский «Кот Ворюга». 2 Иллюстрации, деформир. текст
4 Б. Житков «Про обезьянку». 3 Книги Б.Житкова
5 Внеклассное чтение.
Волков А.М. «Волшебник изумрудного города» 1 Презентация биография автора
Книги автора, рисунки детей, фрагменты мультфильма
IV четверть (44 часа)
6 Э. Асадов «Дачники» 2 Картинный словарь
7 Ф. Абрамов. Из рассказов Олёны Даниловны. 1 Иллюстрации
8 С. Михалков «Будь человеком». 1 Картинный словарь
9 Обобщающий урок по теме «О животных». 1 Тесты, иллюстрации, деформированные тексты
10 Внеклассное чтение.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» 1 Книги, иллюстрации детей, фрагменты м/ф
1 Из прошлого нашего народа
По О. Тихомирову. Москва собирает войско. 1 Картинный словарь, иллюстрации
2 По О. Тихомирову. Куликовская битва. 1 Картинный словарь, иллюстрации
3 По О. Тихомирову. Слава героям. 1 Картинный словарь, иллюстрации
4 По С. Алексееву. Бородино. 1 Картинный словарь, иллюстрации
5 По С. Алексееву. Ключи. Конец похода. 1 Картинный словарь, иллюстрации
6 Н.Некрасов. «И снится ей…» 1 Картинный словарь, иллюстрации
7 А.Куприн. Белый пудель. 5 Иллюстрации, фрагменты к/ф
8 По Л.Жарикову. Снега, поднимитесь метелью. 2 Картинный словарь, иллюстрации
9 Ю. Коринец. У могилы неизвестного солдата 1 Картинный словарь, иллюстрации
10 Обобщающий урок по теме: «Из прошлого нашего района» 1 Тесты, иллюстрации, деформированные тексты
1 Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго. Гаврош. 3 Картинный словарь, иллюстрации, фрагменты м/ф
2 М. Твен. Приключения Тома Сойера. 6 Картинный словарь, иллюстрации, фрагменты к/ф
3 С.Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. 5 Картинный словарь, иллюстрации, фрагменты м/ф
4 Внеклассное чтение
Сказки народов мира 1 Книги, иллюстрации детей,
5 Г.Х.Андерсен. Русалочка. 3 Картинный словарь, иллюстрации, фрагменты м/ф
6 Обобщающий урок по теме: «Из произведений зарубежных писателей» 1 Тесты, иллюстрации, деформированные тексты

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе
Учащиеся должны знать:
наизусть 6-8 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Чтение и развитие речи 6 класс
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины, о событиях в мире, о труде людей, о родной природе и бережном отношении к ней, о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения.
Чтение "про себя" с выполнением заданий.
Выделение главной мысли произведения и его частей.
Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема урока Количчас Дата Корр даты Информац-методическое обеспечение
в
раздв теме 1 четверть(44 часа)
1 В. Песков «Отечество» 1 01,09 Фотографии г. Дзержинска, родной природы
2. М. Ножкин «Россия» 1 02,09
Иллюстрации родной природы
3. М. Пришвин «Моя Родина» 2 03,09
05,09 План
Рисунки детей «Мой город»
4 В. Бианки «Сентябрь» 1 06,09 Картинки об осени, пословицы на карточках
Чайковский
«Времена года»
5 И. Бунин «Лес, точно терем расписной»
2 08,09
09,09 Картинки об осени.
6 Ю. Качаев «Грабитель» 2 10,09
12,09 Иллюстрации к биографии писателя
7 Б. Житков «Белый домик». 4 13,09
15,09
16,09
17,09 Книги, иллюстрации по творчеству
8 А. Белорусец «Звонкие ключи». 4 19,09
20,09
22,09
23,09 9 Внеклассное чтение. В. Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка» 1 24,09 Иллюстрации по теме
10 К.Паустовский «Заячьи лапы». 5 26,09
27,09
29,09
30,09
01,10 Картинки осеннего дня.
11 И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» 2 03,10
04,10 Картинки с животными леса, загадки о животных на карточках
12 Е. Носов «Хитрюга». 4 06,10
07,10
08,10
10,10 Зарисовки осенней природы.
13 В. Бианки «Октябрь» 1 11,10 Картинки об осени. Выставка книг русских писателей и поэтов, написавших рассказы и стихи о природе.
14 С. Михалков «Будь человеком» 3 13,10
14,10
15,10 Картинки о лесе,
муравейник.
15 Б. Заходер «Петя мечтает» 3 17,10
18,10
20,10 Картинки к
стихотворению
(зарисовки в тетрадь)
16 По Д. Биссету «Слон и муравей» 1 21,10 17 По Д. Биссету «Кузнечик Денди» 1 22,10 Картинки с Изображением
кузнечика
и улитки.
18 Сказки Д. Биссета1 24,10 Книги, иллюстрации
19 Внеклассное чтение.
Маршак С.Я. Стихотворения. 1 25,10 20 Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
2 27,10
28,10 Иллюстрации по
биографии
21 Дж. Родари «Пуговкин домик». 3 29,10
31,10
01,11 II четверть (36 ч.)
1 Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 5 10,11
11,11
12,11
14,11
15,11 Книга «Былины». Карточки со смысловым значением трудных слов.
2 Ф. Глинка «Москва» 1 17,11 Распечатка отдельных глав.
Книга.
3 В. Бианки «Ноябрь»
1 18,11
Иллюстрации по теме
4 Внеклассное чтение. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы»
1 19.11
Картинки о Москве.
5 По С. Алексееву. «Без Нарвы не видать моря» 1 21.11
Книги, рисунки детей, иллюстрации.
6 По С. Алексееву. На берегу Невы. 1 22,11
Портрет Петра 1, иллюстрации той эпохи.
7 По С. Алексееву.
Медаль. 1 24,11
Портрет Петра 1, иллюстрации той эпохи
8 Гришенька. 1 25,11 Портрет Суворова, иллюстрации по теме
9 По Е. Холмогоровой. «Серебряный лебедь» 1 26,11 Портрет Кутузова, иллюстрации по теме
10 По Е. Холмогоровой. «Боевое крещение» 1 28,11 11 «День рождения Наполеона» 2 29,11
01,12
Иллюстрации по теме
12 «В дни спокойные». 1 02,12 Иллюстрации по теме
13 Внеклассное чтение. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» 1 03,12 Иллюстрации по теме
14 По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». 8 05,12
06,12
08,12
09,12
10,12
12,12
13,12
15,12 Книги, рисунки детей, иллюстрации.
15 Е. Пермяк «Тайна цены». 4 16,12
17,12
19,12
20,12 Книги, рисунки детей, иллюстрации.
16 Перевод Д. Гальпериной «Здравствуйте» 1 22,12 Книги автора, иллюстрации по теме
17 В. Бианки «Декабрь» 1 23,12 Правила поведения на плакате.
18
Е. Благинина «Новогодние загадки» 3
24,12
26,12
27,12 Картинки о зиме. Загадки на карточках о зиме. Зарисовки обучающихся.
III четверть (45 часов)
19 А. Никитин «Встреча зимы» 1 Рисунки о зиме.
1 А. Дорохов «Тёплый снег» 1 Рисунки о зимних забавах детей.
2 А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» 2 Стихи автора. Зарисовки зимнего леса.
3 Д. Хармс «Пушкин». 2 Портрет Пушкина, Державина.
4 В. Бианки «Январь» 2 Книги, иллюстрации по теме
5 Х.-К. Андерсен «Ель». 4 Новый год-иллюстрации, открытки
6 А. Чехов «Ванька»
5 Иллюстрация (стр. 102, 104). Конверт.
7 И. Никитин «Весело сияет» 1 Зимние зарисовки
8 И. Суриков «Белый снег пушистый» 2 Зимние зарисовки (зимняя ночь)
Зимние зарисовки (зимнее утро)
9 М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. 2 10 Внеклассное чтение. В. Астафьев «Белогрудка» 1 Книги, рисунки детей, иллюстрации.
11 Ю. Рытхэу «Пурга». 2 Иллюстрации по теме
12 Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» 1 13 В. Бианки «Февраль» 1 Картинки о зиме.
14 С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». 6 Иллюстрации к теме
15 По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» 8 Иллюстрации к теме
16 С. Смирнов «Первые приметы» 1 Картинки о весне, с птицами
17 В. Бианки «Март» 1 Иллюстрации к теме
18 Внеклассное чтение. А. Н. Толстой «Приключения
Буратино» 1 Книги, рисунки детей, иллюстрации.
19 По В. Пескову. «Весна идёт» 1
Картинки с птицами. Репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце»
20 М. Пришвин «Жаркий час» 1 Иллюстрации к теме
21 Г. Скребицкий «Весенняя песня». 3 Картинки с лесными животными птицами.
IV четверть (40 ч.)
1 В. Жуковский «Жаворонок» 1 Иллюстрации к теме
2 А. Толстой «Детство Никиты» 2 Иллюстрации к теме
3 А. Твардовский «Как после мартовских метелей» 1 Иллюстрации к теме
4 А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой» 1 Иллюстрации к теме
5 В. Бианки «Апрель» 1 Картинки о весне.
6 Внеклассное чтение. А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» 1 Книги, рисунки детей, иллюстрации.
7 К. Паустовский «Стальное колечко». 4 Иллюстрации к теме
8 По В. Астафьеву «Злодейка». 2 9 По Е. Барониной «Рассказы про зверей». 3 Картинки с животными.
10 В. Драгунский «Кот в сапогах». 2 11 Д. Хармс «Заяц и Ёж». Встреча Зайца и Ежа. 1 12 И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» 1 Книга басен И. Крылова.
13 Внеклассное чтение. Е. Пермяк «Волшебные истории» 1 Книги, рисунки детей, иллюстрации.
14 По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». 5 Иллюстрации к теме
15 В. Набоков «Дождь пролетел…» 1 16 В. Бианки «Май» 1 Иллюстрации к теме
17 М. Дудин «Наши песни спеты на войне» 1 Иллюстрации о войне.
18 В. Медведев «Звездолёт «Брунька». 3 19 По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». 3 Портрет композитора. Звукозапись музыки Э. Грига
20 Внеклассное чтение Этих лет не смолкнет слава
1 Книги, рисунки детей, иллюстрации
21 По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». 2 Иллюстрации по теме
22 В. Астафьев «Зорькина песня» 1 Иллюстрация стр. 28
23 Н. Рыленков «Нынче ветер…» 1 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе
Учащиеся должны знать:
наизусть 8 — 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать вслух осознанно, правильно, выразительно, читать "про себя";
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Пояснительная записка.
Грамматика и правописание
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 5, 6 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5, 6 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во
2 — 4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
На изучение курса письма и развития речи в 5 классе отведено 6 часов в неделю, 204 часа в год; в 6 классе – 6 часов, 169 часов в неделю. За основу взята Программа под ред. В.В.Воронковой, сборник 1 М.: ГИЦ «Владос», 2010г. Для реализации программного содержания используются следующие учебники: Русский язык. 5 класс Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2009 г., Русский язык. 6 класс. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2008 г.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5, 6 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 5, 6 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
Повторение
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин).
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление
имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
  Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
  На уроках письма и развития речи может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учащихся.
Формы работы
  Основными видами   работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные,  предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Формы контроля
В конце каждой темы проводится контрольная работа.
 Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,
контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических играмматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.)
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Методы урока
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Типы урока
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: компьютерные презентации, (ПК, магнитофон)
Письмо и развитие речи 5 класс
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различие предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Календарно-тематическое планирование 5 класс

п\пТЕМА УРОКА
Колич.
часов Дата
проведения Корр даты Информ– методич обеспечв раздв теме 5а 5б 5а 5б I четверть (53 часа)
ПОВТОРЕНИЕ
13 1 Предложение 3 01,09
02,09
03,09 01,09
02,09
03,09 Схема предложения.
Дидактическая игра «Составь предложение»
2 Связь слов в предложении.
2 03,09
05,09 05,09
05,09 Схема предложения.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Главные и второстепенные члены предложения. Т. Главные члены предложения
3 Сказуемое. 1 06,09 06,09 4 Подлежащее 1 08,09 08,09 5 Второстепенные члены предложения 1 09,09 09,09 Т. Второстепен. члены предлож6 Различение предложений по интонации 2 10,09
10,09 10,09
12,09 Т. Знаки препинания в конце предлож7 Повторительные упражнения.
2 12,09
13,09 12,09
13,09 Т. Главные и второстепенные члены предлож8 Контрольная работа.
Предложение.
1 15,09 15,09 Текст диктанта грамматическое задание
ЗВУКИ И БУКВЫ.
13 9 Работа над ошибками. Различение звуков и букв.
1 16,09 16,09 Алфавит
Т. Звуки русского языка» набор карточек
Стр.20-23 Орфограф.словар10 Различение звуков и букв.
1 17,09 17,09 Алфавит
Т. Звуки русского языка» набор карточек
Стр.20-23 Орфограф.словар11 Гласные и согласные звуки и буквы. 1 17,09 19,09
Алфавит
Т. Звуки русского языка» набор карточек
Стр.23-24
12 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. 1 19,09 19,09 Стр. 24-25
13 Буквы, обозначающие мягкость согласных 1 20,09 20,09 Стр.26-27
14 Разделительный Ь 1 22,09 22,09 Стр. 27-28
Т. Разделительн. Ь
15 Звонкие и глухие согласные звуки. 1 23,09 23,09 Т. Звонкие и глухие согласзвуки
16 Ударные и безударные гласные. 2 24,09
24,09 24,09
26,09 Стр.30 (Весёлый урок) -33
17 Упражнения на закрепление. 2 26,09
27,09 26,09
27,09 18 Словарный диктант.
Повторение. 1 29,09 29,09 СЛОВО
49 Состав слова 33 1 Работа над ошибками Корень и однокоренные слова.
1 30,09 30,09 Т. Состав слова.
Корень и однокоренные слова.
2 Корень и однокоренные слова. 4 01,10
01,10
03,10
04,10 01,10
03,10
03,1004,10 Т. Состав слова.
Корень и однокоренные слова.
3 Окончание 2 06,10
07,10 06,10
07,10 Т. Состав слова.
4 Составление рассказа. 1 08,10 08,10 5 Приставка 3 08,10
10,10
11,10 10,10
10,10
11,10 Т. Состав слова.
Таблица пристав
6 Образование слов с помощью приставки 2 13,10
14,10 13,10
14,10 7 Закрепительные упражнения. 1 15,10 15,10 8 Суффикс 1 15,10 17,10 9 Словообразование 2 17,10
18,10 17,10
18,10 Т. Состав слова.
10 Закрепительные упражнения. 2 20,10
21,10 20,10
21,10 11 Контрольная работа.
Состав слова. 1 22,10 22,10 12 Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова. 1 22,10 24,10 Т. Гласные русского языка
13 Безударные гласные в корне слова. 1 24,10 24,10 14
Проверка безударной гласной в корне 2
25,10
27,10 25,10
27,10 15 Звонкие и глухие согласные в корне слова. 3 28,10
29,10
29,10 28,10
29,10
31,10 16
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 1
31,10 31,10 16
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 1
01,11 01,11 II четверть (43 часа)
16
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 4
10,11
11,11
12,11
12,11 10,11
11,11
12,11
14,11 17 Урок-обобщение. 1 14,11 14,11 18 Приставка и предлог. 2 15,11
17,11 15,11
17,11 Т. Приставк и предлог.
19 Разделительный Ъ после приставок. 3 18,11
19,11
19,11 18,11
19,11
21,11 Т. Разделительн Ъ
20 Упражнения на закрепление. 2 21,11
22,11 21,11
22,11 Рабочая тетрадь
№ 1
21 Конт рольная работа. Правописание в различных частях слова. 1 24,11 24,11 22 Работа над ошибками. Деловое письмо. Записка. 1 25,11 25,11 Части речи.
10 23 Части речи 7 26,11
26,11
28,11
29,1101,12
02,12
03,12 26,11
28,11
28,11
29,11
01,12
02,12
03,12 24 Упражнения на закрепление. 3 03,12
05,12
06,12 05,12
06,12
08,12 Рабочая тетрадь
№ 2
Имя существительное 103 25 Словарный диктант. Имя существительное как часть речи. 1 08,12 09,12 Т. Имя существительное
Рабочая тетрадь
№ 2
26 Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи. 1 09,12 10,12 27 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 3 10,12
10,12
12,12 12,12
12,12
13,12 Рабочая тетрадь
№ 2
28 Собственные и нарицательные имена существительные. 2 13,1215,12
15,12
16,12
Рабочая тетрадь
№ 2
29 Контрольная работа. Имя существительное как часть речи. 1 16.12 17.12 Текст диктанта, грамматическое задание.
Работа над ошибками.
Собственные и нарицательные имена существительные. 1 17,12 19,12
Собственные и нарицательные имена существительные. 1 17,12 19,12 29 Число имен существительных 4 19,12
20,12
22,1223,12 20,12
22,12
23,1224,12 Рабочая тетрадь
№ 2
30 Род имен существительных. 4 24,12
24,12
26,12
27,12 26,12
26,12
27,12
11,01 Рабочая тетрадь
№ 2
III четверть (59 часов)
33 Имена существительные с шипящей на конце. 2 Рабочая тетрадь
№ 2
34 Упражнения на закрепление. 2 35 Деловое письмо. Адрес. 1 Конверт
36 Упражнения на закрепление. 1 Рабочая тетрадь
№ 2
37 Падежи. 1
Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
38 Изменение имен существительных по падежам. 3 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
39 Контрольная работа. Падежи. 1 40 Работа над ошибками. Именительный падеж. 1 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
41 Родительный падеж. 1 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
42 Дательный падеж. 1 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
43 Винительный падеж. 1 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
44 Творительный падеж. 1 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
45 Предложный падеж. 1 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
46 Упражнения на закрепление. 3 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
47 Контрольная работа. Падежи. 1 Текст диктанта, грамматическое задание.
48 Работа над ошибками.
Три склонения имен существительных. 1 Т. Падежи.
Рабочая тетрадь
№ 2
49 Первое склонение. 2 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
50 Второе склонение 2 51 Третье склонение 2 52 Три склонения имен существительных. 2 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
53 Первое склонение имен существительных в единственном числе. 2 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
54 Словарный диктант. Именительный падеж имен существительных 1-го склонения. 1 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
55 Работа над ошибками. Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. 1 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
56 Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. 1 57 Дательный падеж имен существительных 1-го склонения. 2 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
58 Винительный падеж имен существительных 1-го склонения. 1 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
59 Творительный падеж имен существительных 1-го склонения. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
60 Предложный падеж имен существительных 1-го склонения. 1 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
61 Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 1-го склонения. 1 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
Стр. 178-179
62 Упражнения на закрепление. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
63 Деловое письмо. Поздравительная открытка. 1 Открытки
64 Контрольная работа. Первое склонение имен существительных. 1 Текст диктанта, грамматическое задание.
65 Работа над ошибками. Второе склонение имен существительных в единственном числе. 1 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
66 Именительный падеж имен существительных 2-го склонения. 1 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
67 Родительный падеж имен существительных 2-го склонения. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
68 Дательный падеж имен существительных 2-го склонения. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
69 Винительный падеж имен существительных 2-го склонения. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
70 Творительный падеж имен существительных 2-го склонения. 3 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
71 Предложный падеж имен существительных 2-го склонения. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
IV четверть (51 час)
72 Упражнения на повторение. 2 73 Изложение. Природный светофор. 1 Иллюстрации
Упр.333
74 Деловое письмо. Письмо. 1 Шаблон
75 Упражнения на закрепление 1 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
76 Контрольная работа. Второе склонение имени существительных. 1 Текст диктанта, грамматическое задание.
77 Работа над ошибками. Третье склонение имен существительных в единственном числе. 1 Т. Склонение имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
78 Именительный падеж имен существительных 3-го склонения. 1 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
79 Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3-го склонения. 3 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
80 Винительный падеж имен существительных 3-го склонения. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
81 Творительный падеж имен существительных 3-го склонения. 4 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
82 Упражнения на закрепление. 4 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
83 Сочинение по картине. 1 Упр.367.
84 Упражнение на закрепление. 2 Т. Склонен имен существительных.
Рабочая тетрадь
№ 2
85 Контрольная работа за 2014-2015 учебный год. 1
Текст диктанта. Грамматическое задание
Предложение. 10 1 Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. 1 Т. Главные и второстепенные члены предложения
2 Главные и второстепенные члены предложения. 1 Т. Главные и второстепенные члены предложения
3 Нераспространенные и распространенные предложения. 2 Т. Нераспростр. и распространенные предложения
4 Однородные члены предложения. 4 Т. Однородные члены предложения
5 Словарный диктант. Упражнения на закрепление. 1 6 Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 Повторение. 16 1 Состав слова. 2 Т. Состав слова
2 Изложение. Лесной вечер. 1 Текст, план
3 Правописание в различных частях слова. 2 Т. Гласные и согласн4 Приставка и предлог. 2 Т. Приставк и предлоги
5 Три склонения имен существительных 3 Изменен имен существительных по склонениям
6 Однородные члены предложения. 3
Т. Однородные члены предложения
7 Сочинение по картине. 2 Картина, план
8 Итоговый урок 1 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Словарь
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).Письмо и развитие речи 6 класс
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Упражнения в связной письменной речи.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.)
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картинке и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам ("Прогулка в лес", "Летом на реке", "Лес осенью", "Катание на лыжах" и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях). Повторение пройденного за год.
Календарно – тематическое планирование

п/пТема урока Количество
часов Дата Коррект даты
Методическое обеспечение
в
разд. в
теме I четверть (44 часа)
Повторение.
Предложение. 7 1 Главные и второстепенные члены предложения. 1 01,09 Модель
предложения с опорой
2 Предложения нераспространённые и распространённые 2 02,09
03,09 Модель
предложения с опорой
3 Однородные члены предложения 2 05,09
06,09 Графическая
таблица
Сигнал.
карточки
4 Знаки препинания в простых предложениях. 1 08,09 Модель
предложения
5 Контрольная работа. Предложение.
1 09,09 Текст диктанта, грамм задание
Звуки и буквы. 7 1 Работа над ошибками.
Звуки и буквы. 1 10,09 Орфографич.
словарь, папка
«Звуки и буквы»
2 Гласные ударные и безударные. 1 12,09 Таблица гласных
Сигнал.карточки3 Согласные звуки и буквы. 2 13,09
15,09 Таблица
согласных
Сигнал.карточки4 Закрепительные упражнения.
3 16,09
17,09
19,09 Картинный
словарь Карточки для инд. работы.
Слово 127 Состав слова. 28 1 Приставка, корень, суффикс, окончание.
1 20,09 Графическая
таблица, папка
«Состав слова»
2 Однокоренные слова 1 22,09 3 Приставка 1 23,09 4 Суффикс 2 24,09
26,09 Графическая
таблица, папка
«Состав слова»
5 Окончание 1 27,09 6 Упражнения на закрепление. 1 29,09
Графическая
таблица, папка
«Состав слова»
7 Упражнения на закрепление. 1 30,09 Графическая
таблица, папка
«Состав слова»
8 Правописание безударныхгласных в корне слова1 01,10 Таблица гласных
Сигнал. Карточки
9 Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 03,10
04,10 Таблица согласн.
Сигнал.карточкипапка «Состав
слова»
10 Непроизносимые согласные в корне слова. 1 06,10 Графическая
таблица, папка
«Состав слова»
11 Упражнения на закрепление. 3 07,10
08,10
10,10 Графическая
таблица, папка
«Состав слова»
12 Приставка и предлог. 3 11,10
13,10
14,10 Опорная таблица
13 Словарный диктант. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок 1 15,10
Графическая
таблица
14 Работа над ошибками. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок 1 17,10 15 Правописание приставок. 4 18,10
20,10
21,10
22,10 Таблица-схема Графическая
таблица, папка
«Состав слова»
16 Деловое письмо. Объявление 1 24,10 План- модель
Образцы
17 Упражнения на закрепление. 2 25,10
27,10 Задания для индивидуальной работы
18 Контрольная работа. Словообразование.
1 28,10 Текст диктанта, грамм.задание19 Работа над ошибками.
Части речи 1 29,10
Т. «Части речи»
Имя существительное
29 1 Род, число, падеж, склонение существительного. 2 31,10
01,11 Опорная таблица
сигнальные
карточки, папка
«Имя
существительн»
II четверть (36 часов)
Имя существительное
29 2 Имена собственные. 1 10,11 Таблица-схема
Сигнал.карточкипапка «Имя сущ»
3 Существительные с шипящей на конце. 1 11,11 Опорная таблица
Сигнал.карточкипапка «Имя
существительн»
4 Склонение имен существительных в единственном числе. 6 12,11
14,11
15,11
17,11
18,11
19,11 Опорная таблица
Сигнал.карточкипапка «Имя
существительн»
5 Упражнения на закрепление. 3 21,11
22,11
24,11 Таблица-схема
Сигнал.карточкипапка «Имя
существительн»
6 Контрольная работа.
Имя существительное. 1 25,11 Текст диктанта, грамм задание
7 Работа над ошибками.
Склонение имен существительных во множественном числе. 2 26,11
28,11 Таблица-схема
Сигнал.карточкипапка «Имя
существительн»
8 Дательный падеж. 1 29,11 9 Творительный падеж. 2 01,12
02,12 Задания для индивидуальной работы
10 Словарный диктант.
Предложный падеж. 1 03,12 Иллюстрации
Карточки
11 Работа над ошибками. Родительный падеж 1 05,12 Т. «Падежи»
12 Родительный падеж 2 06,12
08,12 13 Существительные в форме одного числа. 2 09,12
10,12 Таблица-схема
Сигнал.карточкипапка «Имя
существительн»
14 Упражнения на закрепление. 1 12,12 папка «Имя
существительн»
15 Изложение. Мороз. 1 13,12
Опорная таблица
16 Повторительные упражнения. 1 15,12 Модель
предложений
17 Контрольная работа. Имя существительное. 1 16,12 Текст диктанта, грамматическое задание.
Имя прилагательное 70 1 Работа над ошибками.
Имя прилагательное. 1 17,12 2 Грамматические признаки имени прилагательного. 1 19,12
Т. «Имя
прилагательное»
3 Связь в предложении. 2 20,12
22,12
Модель
предложений,
опорная таблица,
папка «Имя прилагательное»
4 Изменение имен прилагательных по родам. 1 23,12 Модель
предложений сопорой, таблица, папка «Имя
существительн»
5 Прилагательные мужского рода. 1 24,12
Модель
предложений сопорой
6 Прилагательные женского рода. 1 26,12 7 Прилагательные среднего рода. 1 27,12 План-модель
Образцы
III четверть (47 часов)
7 Прилагательные среднего рода. 1 План-модель
Образцы
8 Родовые окончания прилагательных. 1 Орфографическсловарь
9 Изложение. Куликовская битва. 1 Иллюстрации, текст, план.
10 Изменение имён прилагательных по числам. 2 Таблица-схема
Сигнал.карточкиПапка «Имя
прилагательное»
11 Упражнения на закрепление. 3 Таблица-схема
Сигнал.карточкиПапка «Имя
прилагательное»
12 Контрольная работа. Имя прилагательное – как часть речи. 1 Текст диктанта, грамм задание
13 Работа над ошибками.
Склонение имен прилагательных в единственном числе. 2 14 Склонение прилагательных мужского и среднего рода. 1 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
15 Склонение прилагательных мужского и среднего рода. 3 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
16 Словарный диктант. Именительный и винительный падежи. 1 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
17 Работа над ошибками. Родительный падеж. 1 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
18 Родительный падеж. 2 19 Изложение. Дятел. 1 Картина вучебникеПапка «Имя
прилагательное»
20 Дательный падеж. 3 Модель
предложения
Папка «Имя прилагательное»
Опорная таблица
21 Творительный падеж. 3 Таблица- схема
Сигнал.карточки22 Предложный падеж. 3 Таблица- схема
Папка «Имя
прилагательное»
23 Упражнения на закрепление. 3 Опорная таблица
Сигнал.карточки24 Деловое письмо. Заметка. 1 Образцы, шаблоны.
25 Контрольная работа. Прилагательные мужского и среднего рода. Текст диктанта, грамм задание
26 Работа над ошибками.
Склонение имен прилагательных женского рода. 2 Опорная таблица
Сигнал.карточки27 Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. 4 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
28 Винительный падеж. 2 29 Упражнения на закрепление. 2 30 Изложение. Карлуха. 1 Задания для инд. работы
31 Падежные окончания имен прилагательных. 1 32 Правописание в различных частях слова. 3 Таблица-схема
Сигнал.карточка33 Контрольная работа. Имя прилагательное в единственном числе. 1 Текст диктанта, грамматическое задание.
34 Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. 1 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
IV четверть (42 часа)
35 Родительный и предложный падежи. 2 36 Дательный и творительный падежи. 3 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
37 Упражнения на закрепление. 1 38 Согласование имен прилагательных с именем существительным. 5 Опорная таблица
Папка «Имя
прилагательное»
39 Контрольная работа. Имя прилагательное. 1 Текст диктанта, грамматическое задание.
Предложение 16 1 Работа над ошибками.
Предложение. 1 2 Однородные члены предложения. 4 Модель
предложения сопорой
3 Словарный диктант. Сложное предложение. 1 Т. «Простое и сложное предложение»
4 Работа над ошибками.
Сложное предложение. 3 Т. «Простое и сложное предложение»
5 Обращение. 4 Таблица-схема
Сигнал.карточки6 Упражнения на закрепление. 1 Опорная таблица
Сигнал.карточки7 Контрольная работа.
Предложение. 1 Текст диктанта, грамм задание
Повторение 12 1 Работа над ошибками. Состав слова. 2 2 Имя существительное. 3 Таблица-схема
3 Контрольная работа за 2014 – 2015 учебный год. 1 Текст диктанта, грамматическое задание.
4 Работа над ошибками. Имя прилагательное. 1 Таблица-схема
5 Имя прилагательное. 1 6 Правописание в различных частях слова. 2 Сигнальные
карточки
7 Предложение. 2 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Учащиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
строить простое распространенное предложение с однородными членами;
связно высказываться устно и письменно (по плану);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Словарь:
Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, конфета, космонавт, мандарин, материк, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор. (50 слов)Обеспечение уроков чтения и развития речи 5, 6 класс
Методическая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 - М.: ВЛАДОС, 2010
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.И. Шишкова. Пособие для педагога-дефектолога. Москва. ВЛАДОС. 2010
Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. С.Ю. Ильина. Теоретико-экспериментальное исследование. Издательство КАРО. Санкт-Петербург, 2005.
Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
«Чтение 5 класс.» З.Ф. Малышева: - Москва «Просвещение» 2009,
«Чтение 6 класс» З.Ф. Малышева: - Москва «Просвещение» 2009,
Дидактический и демонстрационный материал
Биографии писателей и поэтов.
Иллюстрации к произведениям по разделам курса.
Картинный словарь.
Литература для дополнительного самостоятельного чтения.
Наглядные пособия: В мире мудрых пословиц;
Уроки Ушинского/Х.- Изд-во «Ранок»,2007.
Портреты писателей и поэтов XIX и XX века.
Развивающие игры: Собери пословицу, Угадай сказку./К.-«Весна Дизайн»,2009.
Сборник текстов для проверки навыков чтения. С.И. Сабельникова/М.-«Вако». 2011.
Тематические пазлы: «Сказки Пушкина».
Увлечение чтением. Уроки для развития мышления и техники чтения. 2-е издание. В.Б. Эдигей/М.-УЦ «Перспектива».2011.
Диски
Уроки литературного чтения с применением ИКТ. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2011.
Уроки литературы с применением ИКТ. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2013.
Оборудование:
Дополнительная подсветка доски.
Компьютер.
Конторки.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Обеспечение уроков письма и развития речи 5,6 класс
Методическая литература
Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ.ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010
Русский язык. 5 класс Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2009 г.,
Русский язык. 6 класс. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2009 г.,
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009 – серия «Коррекционное обучение»
Якубовская Э. Дидактический материал: Русский язык: 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
Занимательные карточки. Русский язык. Шесть наборов карточек с картинками. – ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2012
Карточки для индивидуальной и дополнительной работы по темам курса.
Перфокарты.
Развивающие игры по темам: Части речи, Слово и словообразование.
Таблицы по темам курса.
Диски
Демонстрационные таблицы. Коррекционная работа. Русский язык. Серия наглядные пособия. CD. Издательство «Учитель»/В.-2011.
Дидактический и раздаточный материал. CD. Издательство «Учитель», 2011.
Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажёр. Изд. «Экзамен»/М. -2011;
Русский язык. Игры и презентации по русскому языку.Macromedia Flash Player 7,0…/ Macromedia, Inc.2009;
Уроки русского языка с применением ИКТ. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2013.
Электронные рабочие тетради. Русский язык. Комплект рабочих тетрадей на год. Издательство «Учитель»/В.-2011.
Я люблю грамматику! PC CD-ROM. ООО «РентаПром» /Самара-2008.
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2,3 класс. CD. ООО «Нью Медиа Дженерейшн» 2009
Оборудование:
Дополнительная подсветка доски.
Компьютер.
Конторки.
Мультимедийный проектор.
Экран.

Тематические интернет сайты, используемые для уроков чтения, письма и развития речи:
http://festival.1september.ru/
http://pedsovet.su/ -сообщество взаимопомощи учителей
http://www.ukazka.ru/ - книжный интернет магазин
http://www.uchmag.ru/about/ - первый специализированный интернет-магазин методической литературы
http://www.openclass.ru/ - сетевые образовательные сообщества
http://www.uchportal.ru/dir/5 - учительский портал. Сайты учителей начальных классов.
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.openworld.ru/school/m.cgi
http://nsc.1september.ru/ - журнал начальная школа
http://vschool.km.ru/
http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
http://videouroki.net/look/subs/index.php?subj_id=17&from=direct - бесплатные видеоурокиhttp://www.proshkolu.ru/info/about/ - архив учебных программ и презентаций
http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций
http://maro.newmail.ru/ped_master/innovacii_nch/index.htm — каталог детских ресурсов
http://edu.km.ru/opyt/ - педагогическая мастерская
http://arsenevmis.ru/school9/saitsforteachers.html -сборник сайтов для учителей