Конспект интегрированного урока Конспект по письму и развитию речи по теме: Роль обращений в речи (по сказкам А. С. Пушкина и в спонтанной речи).
Государственное образовательное учреждение
Тульской области «Тульская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида №3»
Конспект интегрированного урока по письму и развитию речи, чтению и развитию речи
7 класс
Учитель: Н.Н.Горбачёва
Тема: Роль обращений в речи (по сказкам А. С. Пушкина и в спонтанной речи).
Тип урока: урок-закрепление.
Цели: - дидактическая: повторить и закрепить полученные знания об обращении; - коррекционо – развивающая: коррекция зрительного, слухового, речедвигательного анализаторов на основе упражнений в различении и сравнении обращений в речи. - воспитательная: воспитывать мотивацию к занятию.
Оборудование урока: 1. Тексты со сказками А.С.Пушкина. 2. Карточки с выписанными предложениями с обращениями из сказок Пушкина. 3. Наглядный материал: иллюстрации, открытки. 4. Учебник «Русский язык 7 класс» ( Н.Н.Галунчикова, Э.В. Якубовская); учебник «Чтение 7 класс» (А.К. Аксёнова), А.С. Пушкин «Стихи и сказки» 5. Презентация «Роль обращений в речи» 6. Шкала оценок для самооценки учащихся (жетоны).
Ход урока:
I Орг . момент. Народный календарь ( Жизнь наших предков было тесно связана с народным календарём. Это был календарь, в котором мудро чередовались будни и праздники. Люди внимательно изучали жизнь, природу, что отражали в календаре.) 21 февраля. По народному календарю - День Захария. Захар Серповидец. В этот день достают серпы и кропят крещенскою водою, готовили на лето. Говорили в этот день: не тогда серпы точить, когда на жниво идти.
Серп (картинка) – ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатва хлебов) и резки трав. Жниво (картинка) - поле, на котором сжат хлеб или другие зерновые. Срезанныестебли злаков, оставшиеся на корню после жатвы.
II. Повторение и закрепление изученного об обращении.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам оценивать себя самим на каждом этапе урока по моей инструкции. Посмотрите на эти сигнальные карточки (жетоны), которые соответствуют следующим оценкам. Я надеюсь, что вы отнесётесь к себе критически, справедливо. Если оценка окажется завышенной или же заниженной, за мной остаётся право снизить или повысить её. (На доске «шкала оценок», на столе лежат жетоны с соответствующими оценками) Тема урока «Роль обращений в речи».
Словарная работа (вызвать ученика к доске писать под диктовку, остальные в тетрадях).
Задание № 1(на слайде 2) Презентации « Роль обращений в речи».
Поставить ударение, подчеркнуть буквы-орфограммы.
Кораблик, лебедь, старик, ткачиха, рыбка, варёную полбу (пшеничную кашу), золотая, месяц, зеркальце, три щелка, яблочко, лоб.
- Знакомы вам эти слова? Откуда они? (из сказок А. С. Пушкина). Сгруппировать слова по известным вам сказкам (устно).
Задание №2 (на слайдах 3 – 7) Презентации « Роль обращений в речи».
Отпусти ты , . . ., меня в море (старче).
Ах ты, . . . ! (мерзкое стекло) Это врёшь ты мне назло!
Не гонялся бы ты, . . ., за дешевизной! (поп)
Чем вы, . . . , торг ведёте и куда теперь плывёте? (гости).
- Как называются такие пропущенные слова? (обращение). - Вспомните, какие обращения должны быть в данных предложениях? Из каких они сказок? - Что называется обращением? ( слайд 8) Проверим, правильно ли вы ответили. Переписать, вставить пропущенные слова.
Задание № 4: Скажите, где в предложении может стоять обращение. (слайд 9)
-Прочитай предложения. Вставь в них обращения. Устно назвать автора и названия произведений. (Вызвать к доске ученика выполнять задание по карточке остальные проверяют и сверяют). Запиши предложения. Расставьте и объясните постановку знаков препинания при обращении.
1. Что ты белены объелась? (баба) 2. погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. (Балда) 3.Не губи меня ! (девица)
III. Закрепление (вызвать к доске ученика). Задание № 5: Записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы:
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- В каком из предложений есть обращение? Доказать это (называет того, к кому обращаются с речью).
IV. Физкультминутка. ( Упражнения Е.Д. Худенко ) «Думающий колпак» Мягко разворачивайте по одному ушко, трижды пройдя сверху вниз. «Позитивные точки» Позитивные точки находятся на лбу выше бровей. Прикасаетесь легко, чуть натягивая кожу лба. «Сгибание стопы». Плотно обхватить напряжённые места под коленями, в лодыжках, в икрах. Медленно оттягивайте и одновременно сгибайте стопу на себя и от себя.
V.Роль обращений в речи.
- Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь.
Слайд 10 Презентации « Роль обращений в речи».
Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.
Задание №6: Открыть также текст «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. - В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Что пишет автор о царице? Как характеризуют царицу эти обращения?
Прочитать с соответствующей интонацией.
– Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она обращается к зеркальцу?
С ним приветливо шутила (приветливо, весело)
И, красуясь, говорила:
«Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
– Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы? Как это её характеризует?
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
(горделиво, самонадеянно, настойчиво)
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
– Что узнаёт царица? С какой интонацией она обращается к зеркальцу в этот раз?
Как царица подпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет:
(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть)
(«чёрной зависти полна») к юной царевне).
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мной?
Я в ней дурь-то успокою»
– Когда мы видим царицу в следующий раз?
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая
(Какой вести?)
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
(требовательно, уверенно, но немного настороженно)
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
– И в последний раз.
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним, говоря:
(равнодушно, ожидая привычного ответа)
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
VI. Заключительная часть. -Ребята, но обращения употребляют не только в художественных произведениях (художественной речи ), но и в повседневной жизни (в разговорной речи). Я предлагаю вам инсценировать следующие жизненные ситуации. Например: объяснить директору своё опоздание; учитель просить ученицу подежурить по классу; вы пришли в офис, вам нужно пройти в кабинет.
Игра по сказкам Пушкина. Немного поиграем: не называя сказки и её героя, по обращению попробуйте отгадать название произведения, а также определим с какой интонацией нужно читать строки. (Материал прилагается).
VII. Подведение итогов. Вывод: - К какому же выводу мы с вами приходим? (Обращение играет важную роль в разговорной и художественной речи) и служит одним из средств характеристики литературного героя.
– Посмотрим, как вы себя оценили. Выставление оценок. Домашнее задание. Написать, используя обращения и «слова вежливости», письмо и запечатать его в конверт (конверт заполнить).
Материал к игре по сказкам А.С. Пушкина.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)
«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)
«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)
«Добрый путь вам, господа, по морю, по окияну к славному царю Салтану» (приветливо)
«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)
«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?» (приветливо)
2.«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)
«Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.» (укоризненно)
3.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)
«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)
«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)
«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно) «Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу» (уважительно, с надеждой)
Карточка
1. Что ты белены объелась? (баба) 2. погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. (Балда) 3. Не губи меня ! (девица)
Карточка
1. Что ты белены объелась? (баба) 2. погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. (Балда) 3. Не губи меня ! (девица)
Карточка
1. Что ты белены объелась? (баба) 2. погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. (Балда) 3. Не губи меня ! (девица)
Карточка
1. Что ты белены объелась? (баба) 2. погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. (Балда) 3. Не губи меня ! (девица)
Белена – это высокое растение с характерно пахнущими цветками тускло-желтого цвета, которое иногда встречается в огородах деревенских домов. Белена крайне ядовита. Внешне ее семена похожи на семена мака, но обладают специфическим эффектом – съевший их человек теряет рассудок и начинает вести себя неадекватно, в его голове могут появляться всевозможные мистические образы и страшные истории. Возможен даже летальный исход. Отсюда становится понятно, почему выражение - белены объелся - применяют к тем людям, которые чудят и ведут себя неадекватно.
Задание № 5: Записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы:
1. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Задание № 5: Записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы:
1. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Задание № 5: Записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы:
1. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Задание № 5: Записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы:
1. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.