Образовательная часть адаптированной образовательной программы по русскому языку для детей с ОВЗ 9 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Параньгинская средняя общеобразовательная школа»
 
 
Рассмотрено. Руководитель
методического
объединения учителей русского языка и литературы _______/Панова Л.С./

Протокол №1
от «26» августа 2014г. Согласовано
Заместитель
директора по УВР
 _________
/Габдрахмнова Р.М./
 
«27» августа 2014г. Утверждаю.
Директор школы
  __________/Сиразиев А.А./
ФИО
 Приказ №32-К
от «28» августа 2014г.
 
 
Образовательная часть адаптированной образовательной программы
 по русскому языку
для детей с ОВЗ
9 класс 
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
 
 
                                                                                                         Составитель программы
Галяутдинова В.Г.
учитель высшей квалификационной категории
 
 
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа курса «Русский язык и развитие речи» в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2008 г.) и учебником русского языка 9 класса СКОУ VIII вида (авторы – Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская). Данный учебник включен в единую концепцию учебников по русскому языку для 5-9 классов авторов Н.Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской, характеризующуюся усилением коррекционной направленности обучения, выраженной как в структуре методического аппарата, так и в преподнесении фактического материала. Методический аппарат подчинен решению задачи развития речи учащихся как средства общения. Учебник снабжен символическим обозначением видов работ, схемами, графическим обозначением основных языковых единиц разного уровня.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
•воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
•совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
•освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
•формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Исходя из целей преподавания русского зыка, определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества школьников; быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
•Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
•Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. •Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
•развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
•Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
•Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
•Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических
Особенности класса
В классе обучается 23 ученика. Из них с ОВЗ (легкая умственная отсталость) – 2 ученика: Князева Татьяна, Петрова Надежда
Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
Методическая литература для учителя:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – документ Microsoft Word.
Литература для учащихся:
1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 9 кл./Л.А.Тростенцова,
М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 1998 г.
2. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981 г.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. –М. «Просвещение», 1976 г.
4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: для учащихся средней школы. – М.: Просвещение, 1982 г.
ЭОР и Интернет-ресурсы:
1. Тесты по русскому языку http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/RussianLanguage-11/Default.aspx
2. Словари http://slovari.ru/dictsearch
3. Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/
7. «Фраза» - тренажер по русскому языку (CD – диск).
Материально-техническое обеспечение: Компьютер, сканер, принтер, экран
Программа рассчитана на 132 часа в год, 4 часа в неделю.
Формы организации деятельности обучающихсяВ планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
урок изучения и первичного закрепления знаний ;урок закрепления новых знаний и выработки умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и контроля знаний;
урок коррекции знаний;
урок развития речи.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
традиционное обучение;
активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Формы контроля достижений учащихся:
контрольный диктант;
словарный диктант;
другие виды диктантов;
проверочная работа с перфокартой;
тестовые задания;
работа с раздаточным материалом.
Виды контроля:
самоконтроль;
контроль учителя.
Содержание АОП
№ Название раздела Количество часов Количество практических работ
Контрольный диктант Сочинение Изложение
1. Повторение изученного в 5-8 классах 25 1 2 2
2. Части речи. Имя существительное 15 1 2 2
3. Имя прилагательное 11 1 2 4. Личные местоимения 12 1 1 -
5. Глагол 15 1 1
6. Наречие 8 1 1 7. Числительное 11 1 1 8. Предложение 16 1 2 9. Повторение 21 1 Всего: 134 9 11 5
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программы по всем предметам специального (коррекционного) обучения предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями:
1 уровень – базовый,
2 уровень – минимально необходимый.
Учитывая индивидуальные и физические особенностями моего ученика, я выбираю 2 уровень овладения знаниями.
Учащийся должен уметь:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или безе нее (40-45 слов);
составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку,собственный опыт ( с помощью учителя);
решать орфографические задачи, опираясь на схему ( с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Учащийся должен знать:
алфавит;
способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения форм слова);
правила постановки некоторых знаков препинания.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок;
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками;
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.17
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на неизученные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»), если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки; негрубыми считаются следующие ошибки:повторение одной и той же буквы (например, «посода»); недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи –искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.18
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.