Интеграция инновационных педагогических технологий как путь мо-дернизации современного урока

Интеграция инновационных педагогических технологий как путь модернизации современного урока


В Государственных образовательных стандартах » приоритетными направлениями политики в развитии образования являются: постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно- воспитательного процесса».Степень соответствия состояния системы и результативности процесса образования государственному заказу на уровень образованности и воспитанности подрастающего поколения определяет педагогическая категория - качество образования.
Школа выполняет социальный заказ - обеспечивает формирование и развитие интеллектуальной, творческой, инициативной личности, способной жить в принципиально новых условиях, проявлять общественную мобильность, способность быстро менять социальные и экономические роли. Сегодня школа как сложная социально - педагогическая система направляет усилия не на выпуск образованного и информированного исполнителя, готового функционировать в определенной социальной области по установленному алгоритму действий, а на формирование личности, которая может свободно получать и обрабатывать информацию, овладевать навыками делового общения, ориентироваться в заданной ситуации, самостоятельно принимать решения, творчески мыслить, быть способной к самоорганизации и саморазвитию.
В связи с этим возникает вопрос о поиске инструмента, с помощью которого можно удовлетворить требования Государственных образовательных стандартов. На смену традиционному обучению пришел новый, качественно иной тип организации учебно - воспитательного процесса - инновационный, в основу которого положено внедрение педагогических инновационных технологий.
Современная дидактика предлагает богатый спектр педагогических технологий. Каждая из них имеет свои приоритеты, функции, задачи. Интеграционные процессы в обществе предопределяют интеграцию и в области образования : интеграцию предметов, педагогических усилий, педагогических технологий.
Интеграция инновационных технологий возможна благодаря тому, что они решают общую задачу не только получения знаний , но, в большей степени,приобретения навыков, умений; не поиск единственно правильного ответа, а умение решать проблему, содействовать процессам гуманизации, дают мощный стимул познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Кроме того, похожие алгоритмы имеют схемы внедрения.
Интерактивные технологии по Е. И. Пометун
1. Мотивация
Цель этого этапа урока - сфокусировать внимание учащихся на проблеме, заинтересовать темой.

2. Предоставление необходимой информации
Цель: дать обучающимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально короткое время. На эту часть урока отводится 10 - 15 % времени.

3. Интерактивное упражнение - центральная часть занятия.
Целью этого упражнения является усвоение учебного материала. Интерактивная часть должна занимать приблизительно 50 - 60 % времени урока в четко установленной последовательности:

* инструктаж - учитель знакомит учащихся с правилами, последовательностью действий, определяет время на выполнение задания;

* объединение в группы или распределение ролей;

* выполнение задания;

* презентация результатов выполнения упражнения;

* рефлексия результатов учащихся.

Рефлексия является неотъемлемым компонентом интерактивного обучения на уроке.Она имеет несколько элементов : фиксирование того, что состоялось, определение мыслей и чувств относительно приобретенного опыта.
Рефлексия применяется после наиболее важных интерактивных упражнений.
4. Подведение итогов урока

Под подведением итогов урока понимают процесс, обратный инструктажу. Другим термином, определяющим этот этап урока, является » рефлексия». В рамках традиционного урока применяется закрепление и обобщение полученных знаний, которые не предполагают последующей коррекции учителем цели и содержания обучения.

Итак, интеграция обозначенных педагогических технологий делает современный урок произведением искусства,где педагог умело использует все возможности для развития личности обучающегося, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования его моральных основ.
В контексте педагогической инновации урок можно представить так:

* это система, а не самоцель, форма, вокруг которой вращаются все остальные формы в школе;

* жизнеспособность урока подтверждена тем, что он живой, подвижный, постоянно изменяется

* это социальная система, обеспеченная взаимодействием » учитель - ученик », » ученик - ученик», где главным является не передача информации, а организация учащихся на ее усвоение.

Обучение на уроке:
1) построено на основе самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе;

2) обусловлено социально - экономическими потребностями общества;

3) представляет собой завершенную часть общепедагогического процесса;

4) урок не является замкнутым, изолированным методическим образованием, а связан с предыдущими и последующими уроками.
Результатами воплощения описанного направления в работе учителя являются:

1.Повышение уровня самостоятельности учащихся.
2. Формирование отношения учащихся к учебной деятельности.
3. Формирование отношения учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
4. Объективная направленность на саморазвитие.
5. Наличие у учащихся познавательного интереса.
6. Обеспечение воспитательного и развивающего прогресса личности школьника.
6. Знание фактического материала и уровень его усвоения.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса ; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором » все обучают каждого и каждый обучает всех»
( по В. С. Дьяченко).
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
В системе интерактивного обучения используется работа в группах, в парах, в тройках, четверках и т. д.

Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи:
- конкретно - познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно - развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
_ социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач ( учебных, поведенческих и т. д.)
-оказание поддержки членам группы в ходе совместной деятельности.
Система оценки деятельности учащихся:
» Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» ( по В. Болотову).
» Главный принцип разбора ошибок совместной работы : разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия ! ! ! «
» При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок! ! ! » ( по Г, А. Цукерману ).
Можно более гибко подойти к вопросу о равной оценке деятельности всех учащихся группы и обратиться за консультацией к самим ученикам. Если между учителем и воспитанниками действительно существуют доверительные и искренние отношения, то оценки, выставленные учениками, совпадают с оценкой, данной учителем.
Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
Конкретному ученику:
- осознание включенности в общую работу;
- развитие личностной рефлексии;
- становление активной, субъектной позиции в учебной ( и иной ) деятельности;
- оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.
Учебной микрогруппе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно - ориентационного единства группы;
- поощрениек гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Ученическому классу:
- формирование класса как групповой общности;
- повышение познавательной активности класса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Связке » класс - учитель» :
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- многомерное освоение учебного материала;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно - познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно- воспитательного процесса.
Термины » интерактивные методы», » интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка ( » interaktiv»; » inter» - означает » между», » меж»; » aktiv» от » akt » - действовать, действие). Таким образом, термин » интерактивные методы» можно перевести как » методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин » интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии.
Почему » интерактивные методы», » интерактивное обучение» актуальны сегодня?
Обновилась вся система образования.Учителям нужно адаптироваться к новым условиям: корректировать содержание образования, совершенствовать учебно - воспитательный процесс. Главная цель : воспитать личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые личность способна применить в жизни.Творческий учитель своими приоритетными задачами считает:

- формирование готовности к интерактивному обучению;
- развитие навыков взаимодействия в учебно - воспитательных ситуациях;
- внедрение в преподавание своего предмета таких интерактивных методов обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся.

Будущие граждане должны уметь:


* Сотрудничать

* Работать на равных и в то же время главенствовать и руководить

* Уважать людей самого разного происхождения

* Проявлять личную инициативу

* Отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать » вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями.

Последние годы катастрофически падает интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и скудный словарный запас : как удержать интерес учащихся, как повысить качество знаний? Необходимо было искать ответы в методике, изучать инновационные технологии, затем апробировать в практике. И тогда стало ясно -
среди учеников интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы в учебном процессе являются наиболее востребованными.

На уроках учащиеся стали активнее, появился интерес к творчеству писателей, нравится работать в творческой мастерской, работать над проектом. Вот тогда и определяется высоким баллом ценность интерактивных методик, которые позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции ( ключевые компетенции ученика: изучать, искать, думать, сотрудничать). Именно интерактивное обучение помогает организовать познавательную деятельность так, что в учебный процесс познания вовлекаются практически все учащиеся.

Какие интерактивные методы обучения целесообразно применять на уроке? Это урок - презентация; уроки с имитацией публичных форм общения; урок - практикум; семинар; проблемная лекция; урок - зачет; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения.В преподавании русского языка и литературы используются такие приемы интерактивного обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся - это учебный мозговой штурм; игровое моделирование ; погружение ; работа в группах и в паре ; кластер ; синквейн ; инсерт ; тезаурус ; зссе ;кейс - стади; инцидент; баскет - метод; синектика.

Использование интерактивных методик способствует развитию у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; формирует и развивает атмосферу творческого содружес тва учащихся и учителей; формирует и воспитывает желание пробовать себя в различных проектах и конкурсах.
В основе интерактивного обучения - технология встречных усилий.

Исходя из моего опыта работы, можно отметить, что при интерактивном обучении воспитывается свободная личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые способна применить в жизни, личность, которая умеет не только отстаивать свое мнение, но и слушать других.

Heading 1 Heading 2 Heading 3Default Paragraph Font