Работа Интеграция инновационных педагогических технологий как путь модернизации современного урока русского языка и литературы


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Научненская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
Интеграция инновационных педагогических технологий
как путь модернизации современного урока
русского языка и литературы
Работа
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Сосновской Ларисы Александровны
п. Научный
2016

Содержание
Вступление стр. 1
Теоретическая часть стр. 2
Педагогическая технология стр. 2
Инновационные технологии стр. 3
Практическая значимость инновационных педагогических технологий стр. 6
Вывод стр. 13
Литература стр. 14

Цель рaбoты: определение и испoльзoвание aктуaльныx, приeмлeмых в ежедневнoй прaктикe учитeля русскoгo языка технологий и методик инновационной деятельности.
Педагогические задачи работы:
создание условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
апробация и использование технологий ;формирование банка методических разработок по теме;
мониторинг результативности.
Методические задачи работы:
повышение мотивации учащихся в процессе обучения;
формирование лингвистической и литературоведческой компетенций;
формирование общеучебных навыков;
развитие навыков творческой и исследовательской деятельности.
Вступление
Сoвременнaя школa обеспечивает формирование и развитие интеллектуальной, творческой, инициативной личности, спoсобнoй жить в принципиально новых уcлoвиях, проявлять общественную мoбильность, способность быстро менять социальные и экономические роли. Сегодня школа как сложная сoциально-педагогическая система направляет усилия на формирование личности, которая может свободно получать и обрабатывать информацию, овладевать навыками делового общения, ориентироваться в заданной ситуации, самостоятельно принимать решения, творчески мыслить, быть свободной к самоорганизации и самореализации, личности, которая умеет учиться и самостоятельно совершенствоваться.
В связи с этим вoзникает вопрос о поиске инструмента, с помощью которого можно удовлетворить требования современного подхода к уроку. Рядом с традиционным обучением появляется новый тип oрганизации учебно-воспитательного процессa – иннoвационный, в oснову которого положено внедрение педагогических инновационных технологий.
Теоретическая часть
Педагогическая технология
Сoвременный подход к образованию требует активной позиции не только от ученика, но и от учителя. Следoвательно, учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с пoмощью которых   можнo реализoвать новые требoвания.
Что такое педагогическая технология? В широком смысле технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Существует много определений сущности педагогических технологий. По мнению В.М. Монахова, «педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
Б.Т. Лихачев дает такoе определениe: «Педагогическая технология – совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса».
В настоящее время в обучении актуальным становится использование инновационных приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А этo предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
И как результат, в современных образовательных учреждениях активно развивается инновационное движение и, следовательно, в данный момент времени осуществляются два подхода к обучению: традиционный и инновационный.
Инновационные технологии
Что такое инновация? Слово  «novatio» (инновация) означает «обновление»,  вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Значит, инновация — это, с одной стороны, процесс реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по внедрение новации  (новшества) в определенную социальную практику. Инновация – в современном понимании - это новый способ в работе или, точнее, новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Инновации в школе - необходимое условие развития образования в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Мы считаем, что их роль, с одной стороны, способствовать сохранению непреходящих ценностей, а с другой нести отказ от всего устаревшего и отжившего, при этом закладывая основы социальных преобразований. Как говорил мыслитель Конфуций: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, необходимо оглядываться на то, что уже сделано и сделано основательно и, самое главное, дало хороший результат.
Инновационное обучение определяется как обучение нового типа, построенное на активизации эмоциональной сферы ученика. Организация такого обучения обеспечивает формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником, позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности и перевести учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень.
             Технологии инновационного обучения направлены на усвоение знаний и умений и  развитие мышления на базе подкрепления рационального эмоциональным. Активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер психики ребенка обеспечивается включением его эмоциональных сфер, что побуждает его принять участие в учебном процессе. В технологии обучения методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребёнку урок был в удовольствие. Сухомлинский говорил о том, что настоящий «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1. Современное содержание урока, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3.Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Чем интересен инновационный подход к организации учебных занятий? Каковы его цели?
        Преимущество данного подхода в том, что в инновационном обучении происходит усвоение знаний, умений на базе подкрепления рационального эмоциональным и развивается опыт мышления. Активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер психики ребенка обеспечивается включением его эмоциональных сфер, что ведет за собой обязательное участие в учебном процессе.
Инновационный подход в обучении - это поиск резервов в недостаточно востребованной эмоциональной сфере учащегося, которые позволяет ему как включиться в активную деятельность, так и успешно в ней участвовать.  А успешным, это знают все педагоги, обучение будет тогда, когда каждый обучаемый получит возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, когда организация изучаемого материала на уроке позволит ученику преодолеть интеллектуальные затруднения и на положительно эмоциональном фоне восполнить недостаточность знаний для умственного действия.
Цели инновационной методики заключаются в том, чтобы:
1. Создать предвосхищение результата (тайна).
2. Обеспечить активное участие каждого ученика в работе.
3.  Воздействовать на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней.
4. Опираться на эмоциональную память ученика, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях.
5. Опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.
6. Развивать ребенка до уровня продуктивного творчества.
  И как предполагаемый результат инновационная технология обеспечивает, во-первых, добровольное включение в ход урока и обучение в творческом режиме; во-вторых, стимулирует поисковую активность учащихся, в-третьих, позволяет усвоить определенную сумму знаний.
Проанализировав современные педагогические технологии, мы пришли к выводу, что они имеют общую модель, в основе которой лежит  организационная сторона  (особый способ организации и преподнесения материала) – метафоризация  (иносказательное образное представления языка и форма урока – дидактическая игра, т.е. разнообразнейшие методы, способы, подходы, которым, наверное, нет предела). Материально-дидактической стороной учебного процесса в рамках современной организации урока считается инновационная наглядность : рисунки, опорные сигналы, опорные конспекты, тексты с прозрачным ассоциативным рядом и т.д. И последнее, алгоритм творческого учения – это  структурная сторона урока.  Применяя инновационные технологии, учитель направляет ученика все частное усваивать как элемент системы. Ученик движется  самостоятельно от наблюдений, во время которых получает возможность открывать и усваивать знания, и продвигается к умению самостоятельно создавать продукты ученического творчества.
3. Практическая значимость инновационных педагогических технологий состоит в том, что
- разработана система обучения, направленная на формирование положительной мотивации при инновационном подходе к изучению предметов;
- расширены возможности методического арсенала учителей: предложена система инновационных упражнений;
- методика применения средств зрительной наглядности дополнена инновационными дидактическими средствами;
- установлена вариативность инновационных методик, которая может быть применена в школах и классах разного типа для реализации различных образовательных программ.
Современная дидактика предлагает богатый спектр педагогических технологий. Каждая из них имеет свои приоритеты, функции, задачи.
В школьном образовании осуществляется интеграция самых различных педагогических инновационных технологий, приобретающих популярность в последнее время, перечислим их:
Интерактивные технологии
Технологии проблемного обучения
Технологии личностно – ориентированного развивающего обучения
Технология проектного обучения
Технология развития критического мышления
Информационно- коммуникативная технология
Не стоит на месте педагогическая мысль – идет научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом подразумевается взаимопроникновение и взаиморазвитие, если так можно сказать,  различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
В современных условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий и апробирования их в своей педагогической деятельности.
Интеграционные процессы в области образования предполагают соединение, сближение педагогических усилий, педагогических технологий, предметов.
Интеграция инновационных технологий возможна благодаря тому, что они, по нашему мнению, решают общую задачу не только получения знаний, но, в большей степени, приобретения навыков, умений; не поиск единственно правильного ответа, а умение решать проблему, содействовать процессам гуманизации, дают мощный стимул познавательной активности и самостоятельности учащихся.
В контексте педагогической инновации современный урок можно представить так:
- это система, а не самоцель, форма, вокруг которой вращаются все остальные формы работы в школе;
- это живой урок, и его жизнеспособность подтверждена тем, что он всегда подвижный, постоянно изменяется;
- это социальная система, обеспеченная взаимодействием «учитель-ученик», «ученик-ученик», где главным является не передача информации, а организация учеников на ее усвоение.
Итак, интеграция обозначенных выше педагогических технологий делает современный урок инновационным, где учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого, и очень важно, осмысленного усвоения знаний, формирования его моральных основ. Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, были выбраны для практического применения технологии на основе активной деятельности учащихся: интерактивные технологии, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии развития критического мышления.
Остановимся на основных этапа современного урока и рассмотрим современные образовательные технологии в его рамках.
Современный урок начинается с предварительной организации класса. Она включает в себя подготовку психологического настроя учащихся на предстоящее занятие и обеспечение нормальной обстановки на уроке. Именно интерактивные технологии позволяют этот этап сделать не только организационным и мотивировать учащихся к плодотворной работе на уроке.
В 5-7 классах это может быть игровой момент, веселое стихотворение, или можно зашифровать тему, например, «ИМЯИСИУИЩИЕИСИТИВИИТИЕЛИЬНИОИЕ». В старших классах практикуется формулировка темы учащимися, а можно записать тему на доске, а затем вместе с опорой на полученные знания на предыдущем уроке определить цели и задачи урока.
Использование проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. "Мышление начинается с проблемной ситуации". Этот тезис произносят в качестве психологической основы технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы. Хочу перечислить несколько видов уроков, которые использую в своей практике. Эту информацию можно использовать готовясь к любому уроку русского языка и литературы, чтобы иметь возможность постоянно поддерживать познавательный интерес на уроках.
Урок «Встреча за круглым столом». На встречу приглашаются команды из двух классов и проводятся викторины.
Урок-конкурс. Цель такого урока – закрепление изученного материала в процессе решения интересных проблемных речевых навыков. Конкурсы: «Эстафета» - отвечают на вопрос сидящие за первой партой и передают листочек дальше. «Кто победитель?» - кто первый ответит.
Урок-путешествие, например, в страну «Литературию». Пользуется популярностью среди учащихся 5-6 классов. Остановки во время путешествия могут быть следующими: Остров домашних заданий, Пролив открытий, Бермудский треугольник (задание повышенной сложности). На уроке может быть карта, на которой отмечен маршрут путешествия. В конце пути обязательно должен находиться драгоценный клад – знание.
На обычных уроках могут быть использованы элементы проблемных ситуаций. Иногда на уроке возможна передача учительских функций ученикам, это очень нравится ребятам. Пробудить инициативу можно, создав ситуацию типа «учитель не знает», «как лучше ответить», «что нового было в параграфе»…Технологии личностно – ориентированного обученияОдним из основных средств повышения качества образования является освоение  технологии личностно-ориентированного обучения.  По словам Б. Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Уверена, что отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода.
В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. К личностно-ориентированным технологиям относится «педагогика сотрудничества».
Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.
При использовании данной технологии формируются познавательная, коммуникативная, личностная компетенции.
Технология проектного обучения
       Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.
       На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
       Ученики готовят индивидуальные и групповые проекты. Это могут быть мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока. Например, мини-проекты «Что за прелесть эти сказки» (5-й класс), «Письмо солдату, не пришедшему с войны», проект «Мой дедушка – ветеран», Урок-проект «Одухотворенные люди» (по рассказу А. Платонова), социальный метапредметный проект «Протяни руки», школьная газета.
      Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Интересны приемы «Чтение с остановками», предполагающее не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
Прием «Трое в лодке» (см. приложения).
Понять проблему текста поможет и составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Во внеклассной работе – создание и работа клубов по обучению умению вести дискуссии, дебаты. В течение 2015-2016 учебного года в школе прошло несколько заседаний дискуссионного клуба «Твое слово». Проведены дискуссии «Современные субкультуры», «Брак и семья».
Информационно-коммуникативные технологии
Практически каждый урок русского языка и литературы проводится с компьютерной поддержкой в различных режимах:  использование готовых программных продуктов; работа с  Интернет-ресурсами; компьютерные тесты, предназначенные для контроля  уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА (форма ГВЭ и ЕГЭ); медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.); создание слайдов с текстовым изображением; компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части; презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков; электронные словари, энциклопедии;
       Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся, дают возможность увидеть результат своей работы, а учителю использовать как наглядное пособие.(Приложение аудиозаписи и видеозаписи).
Вывод
Интеграция новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать современные инновационные технологии, которые способствует созданию на занятиях наглядных образов, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.
В результате применения инновационных технологий создаются условия для отношений творческого сотрудничества между учителем и учениками. Практика показала, что данные технологии позволяют активизировать познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы, учитывают индивидуальные особенности учащихся, выстраивают траекторию развития каждого ученика.
В рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности инновационных технологий, важна система их интеграции  в обучение. Эту систему может и должен построить каждый учитель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысится интерес учащихся к предмету что положительно отразится на качестве обучения. Не вызывает сомнения тот факт, что современный учитель в любой школе России применяет интеграцию инновационных технологий на своих уроках, разрабатывая уроки использует либо отдельно взятую технологию, либо интегрирует фрагменты разных технологий.
Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
2. .Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. –М.: Просвещение, 2014
3. Калачихина О.Д. Создание личностно ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии. 2007. №4.
4. Клишова О.Г. Использование ИКТ на уроках литературы.  Управление качеством образования. 2010. №3.
5. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе. Русский язык в школе. 2008. №5.
6. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании:  Школа будущего. Директор школы.  2010. №1.