Конспект урока по информатике по теме «Оператор цикла с предусловием WHILE»


Тема урока «Оператор цикла с предусловием WHILE»
Цели и задачи урока:
Дидактическая: научить применять полученные знания при составлении
программ и творческих заданий. Научить решать задачи с использованием оператором цикла WHILE. Закрепить знания учащихся об операторе цикла FOR;
Развивающая: развивать логическое мышление, память, вырабатывать умение анализировать;
Воспитательная: воспитание культуры общения, умению выслушивать других, воспитание эстетических навыков при заполнении кроссворда.
Тип урока: урок - закрепления и получение новых знаний.
Средства обучения: компьютер, операционная среда Windows 7, Power Point, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие.
Сообщают об отсутствующих.
II. Актуализация знаний и умений учащихся
Актуализация знаний и умений учащихся осуществляется во время фронтального опроса и выполнений заданий (см.презентацию), в ходе, которого им предстоит ответить на следующие вопросы:
Дайте определение циклического алгоритма.
Перечислите основные структуры циклического алгоритма.
Запишите формат оператора цикла с параметром, цикла FOR.
Расскажите, как выполняется оператор цикла FOR.
Что следует знать, используя, оператор цикла FOR.
В это же время трое обучающихся выполняют работу за компьютерами.
Изучение нового материала
Учитель даёт задачу:
Мой богатый дядюшка подарил мне один доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнилось. Написать программу, указывающую, к какому дню рождения подарок превысит 100$. 
Наводящие вопросы учителя.
О чем идет речь в задаче?(что на каждый день рождения дарили по доллару)
Что дано?(1 день рождения-1 доллар,в каждый последующий он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов сколько исполнилось)
Что нужно найти в задаче?(к какому дню рождения подарок превысит 100$)
Как связаны между собой данные?(зная сколько ему лет, мы можем посчитать сколько долларом подарил дядюшка на день рождения)
(привести их к проблеме решения с FOR)
Ребят а мы можем зная только цикл FOR решить эту задачу?(дети отвечают да-попробуйте! нет-почему?)
2. Строят математическую модель задачи (вместе с учениками):I – номер дня рождения, S – подарок(в $)
I S Результат
1 1 2 1*2+2=4  
3 4*2+3=11  
4 26  
5 57  
6 120  6
3. Вопросы ученикам (после заполнения таблицы).
Как изменяется значение переменной I? (I=I+1)
Это действие повторяющееся?(Да)
Как изменяется значение переменной S? (S=S*2+I)
Это действие повторяющееся? (Да)
Количество повторений известно? (Нет)
От чего зависит выполнение повторяющихся действий? (от условия)
При каком условии будет повторение действий? (S<=100)
Если задача не решается тем методом которым мы знаем, нужно поставить цель на уроке «составить программу на языке_Паскаль» для этого нужно выполнить задачи: изучит цикл с предусловием, построить блок-схему, рассмотреть программу на паскале.
«Оператор цикла с предусловием WHILE»
Общий вид строки
WHILE условие DO тело цикла
Пока условие верно выполняй операторы, входящие в тело цикла.
Особенности оператора с предусловием
Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие верно.
Цикл может не выполнится ни разу, если значения условия при входе в цикл – ложно
Если в теле цикла требуется более одного оператора, то необходимо использовать операторные скобки BEGIN … END.
Переменные, участвующие в записи условия, должны изменяться в теле цикла, иначе может произойти зацикливание!
Действие данного оператора рассмотрим на конкретном примерах:
42964103397254) x:=50;
while x<100 do
begin
x:=x-10;
end;
004) x:=50;
while x<100 do
begin
x:=x-10;
end;
26822403194053) x:=1;
while x<>1 do begin
x:=x+3;
x:=x+1;
end;
003) x:=1;
while x<>1 do begin
x:=x+3;
x:=x+1;
end;
10795003295652) x:=1;
while x<10 do begin
x:=x+3;
x:=x+1;
end;
002) x:=1;
while x<10 do begin
x:=x+3;
x:=x+1;
end;
Задание1. Какое значение примет переменная x в результате выполнения следующих фрагментов программ?
1) x:=1;
while x<10 do
x:=x+3;
x:=x+1;
В начале урока мы рассматривали задачу. Можем ли мы её решить теперь? 
Заполним шаблон блок-схемы к задаче. Вместе с учениками заполняется шаблон блок-схемы для задачи и задается вопросы:
Какие начальные значения переменных?
Какое условие?
Какие повторяющиеся действия содержит тело цикла?
Что надо вывести на экран?
3607560120664Составим блок-схему:
00Составим блок-схему:

390652013525500
I S 33864557556500265049022415500Результат
1 1 338645521272500
2 4 2650490584200026504906604000
3 11 304165021145500338645550165002650490194945002282825984250022828259842500
4 26 5288915355600041230553556000338645518669000
5 57 2987040660400026504904699000
6 120 302133018859500338645524130002650490187960006
4330065190500004752340175260004752340168910003578225149860004681855381000
39541459461500
428244013144500475234015748000
40005009906000
Обучающиеся садятся за компьютеры и по заданной блок-схеме составляют программуIV.Закрепление изученного материала
1)Учитель предлагает поменять условие:
Через сколько я смогу купить мопед, если он стоит 1000$.
2)Проверяет работу программ учеников на ПК.
Домашнее задание
Подсчитать значение Y по формуле Y=4X2+2. X меняется в интервале от – 4 до 10 с шагом 2. Вывести на экран значения X и Y.
Задание 2 на дополнительную оценку
Составить программу для решения следующей задачи: В 1626 г. индейцы продали остров Манхэттен за 20 долларов. Если бы эти деньги были помещены в банк и ежегодный прирост составлял n процентов, то каков был капитал в 2006 г.
VI. Подведение итогов
Рефлексия: —  Было ли вам комфортно сегодня на уроке? —  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? —  Решение, какой задачи было для вас наиболее сложным? —  С какими именно трудностями вы столкнулись при решении этой задачи? —  Какие задания показались вам простыми?
Сегодня на уроке вы применяли полученные ранее знания при составлении программ и выполнении творческих заданий. Познакомились с новым оператором WHILE.
Выставление оценок.