Проектные технологии как основа современного урока и средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
Доклад
по теме самообразования:
«Проектные технологии как основа современного урока и средство формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Подготовила:
учитель технологии
Дусь Марина Анатольевна
Маленькое 2015г.
Проектные технологии как основа современного урока и средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.
В.А. Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»
Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?
Опираясь на новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности школьника
- раскрытие его индивидуальных возможностей
- развитие творческого потенциала.
Развитие личностных качеств и способностей школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- системно - деятельностный подход.
Проектный метод – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера (проектов). Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на всех стадиях реализации проекта (планирование, выполнение, представление результатов). Важный момент состоит в том, что информационные технологии позволяют продемонстрировать возможности разных способов оформления материалов с использованием компьютера.
Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Внедрение проектной деятельности повышает эффективность урока и всего учебного процесса. Этого достичь можно за счёт:
• проведения уроков с использованием готовых проектов
• создания обучающих презентаций
• создания тестов
• выполнения творческих домашних заданий с использованием проектной деятельности
• работы над групповыми проектами
• работы над индивидуальными проектами.
При использовании проектной деятельности проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.
В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
За последние 5 лет произошло коренное изменение роли и места проектной деятельности и в жизни общества. Владение проектной деятельностью ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Использование проектной деятельности можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
Универсальные учебные действия находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Т.е. основным общеучебным умениям и навыкам.
Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у учащихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность