Презентация Активные и интерактивные технологии обучения, соответствующие ФГОС СПО
Заставская Е.Г., методист ГБОУ СПО «ВМТ»19 марта 2014 г. Заставская Е.Г.Методист ГБОУ СПО ВМТ19 марта 2014 г. В соответствии с ФГОС специальностей образовательная организация должна «предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование интерактивных и активных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций».Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ОПОП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, предметов и модулей.При организации учебного процесса по каждой дисциплине и профессиональному модулю объем учебных аудиторных занятий, проводимых с учетом практикоориентированного подхода, должен составлять до 85% по РП профессий и до 65% по РП специальностей. меняется приоритетная цель образования по ФГОС и формат преподавания передача знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающимсяумение учиться, формирование компетенций. Изменяется формат обучения меняется педагог.Преподаватель (мастер п/о) направляет деятельность обучающихся для самостоятельного поиска необходимых знаний и руководит этой деятельностью, консультирует, подсказывает новые источники информации, т.е. становится «педагогом – организатором, консультантом». Для того, чтобы умения и знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учебной деятельностью, развивать познавательную деятельность обучающихся. Позиция преподавателя: к обучающимся не с ответом, а с вопросом. Педагогическая технология - продуманная модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с использованием личностных, инструментальных и методологических средств для достижения образовательных целей, обеспечивающая благоприятные условий для обучающихся и преподавателя. При проведении учебного занятия (теоретического или практического) редко используется только одна образовательная технология.Широко распространены три формы взаимодействия педагога и обучающихся:традиционного (пассивного) обученияактивного обучения интерактивного обучения. Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Активное обучение – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. . Интерактивное обучение – означает взаимодействие, коммуникация в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные формы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Проблемное или контекстное обучениеАнализ конкретных ситуаций (на теоретических и практических занятиях)Ролевые или деловые игры.Практические занятия (предусматривают имитацию профессионально значимых действий)Круглый стол Мозговой штурм Метод кейсовКонкурсы профессионального мастерства проблемность; адекватность учебно-познавательной деятельности формированию ОК, ПК, ПО; взаимообучение; индивидуализация;мотивация;самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией;исследование изучаемых проблем и явлений;соответствие будущей профессиональной деятельности. Наблюдается интенсификация процесса освоения, усвоения, и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой познавательной активности участников, побуждает их к конкретным действиям;обеспечивает не только повышение уровня ЗУН, способов деятельности и коммуникации (ОК), но и раскрытие новых возможностей обучающихся, необходимых для формирования и развития ПК через включение в осознанную индивидуальную и коллективную деятельность для накопления опыта;изменяет не только ПО и установки обучающихся, но и окружающую действительность, так как интерактивные формы обучения должны являться имитацией реальных видов профессиональной деятельности. На современном этапе модернизации российского образования большая часть ОО различного уровня имеют слабую учебную МТБ. Зачастую по финансовым или другим причинам они ограничены в доступе на современные предприятия для проведения экскурсий. частично компенсировать это можно путем более широкого внедрения в УВП возможностей современных перспективных интернет-технологий при профессионально-технологической и экономической подготовке обучающихся и студентов . Современный педагог не сможет эффективно организовывать и осуществлять свою деятельность без использования сети Интернет, ее ресурсов и сервисов. Процесс освоения средств ИКТ не может быть проведен в кратчайшие сроки, т.к. необходимо решение большого количества проблем, начиная с ознакомления педагогов с техническими и технологическими особенностями работы с техникой и заканчивая проблемой выработки устойчивой профессиональной заинтересованности в обучении и воспитании студентов с использованием современных средств информатизации образования. И н т е л л е к т - к а р т а – это инструмент визуального представления, эффективного структурирования и обработки информации в больших объемах, метод, альтернативный привычному линейному (текстовому) способу ее записи. «Это лучший помощник человека в решении проблемы ориентации в огромных потоках и хаосе информации, позволяющий ему научиться грамотно структурировать мысли, идеи и факты, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, с целью ее активного восприятия, эффективного запоминания и последующего воспроизведения» (А.М.Каунов). При подготовке и проведении презентации интеллект-карты помогают практически на каждом этапе:Сбор и анализ материалаПодготовка плана выступленияИспользование интеллект-карт, как наглядного материала (плакаты, слайды)Раздаточные материалы в виде интеллект карт Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать информацию;мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие и др. Обучениесоздание ясных и понятных конспектов лекций;максимальная отдача от прочтения книг/учебников;написание рефератов, курсовых проектов, дипломов. Запоминаниеподготовка к экзаменам;запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…Презентациивы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;проведение деловых встреч и переговоров. Планированиеуправление временем: план на день, неделю, месяц, год…разработка сложных проектов: нового бизнеса…Мозговой штурмгенерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач.Принятие решенийчеткое видение всех «за» и «против»;более взвешенное и продуманное решение. Для запоминания информации отлично подходят интеллект-карты (требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов)Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз.По Тони Бьюзену: после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минутСпустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минутСпустя 1 неделю – повторение в течение 2 минутСпустя 1,3,6 месяцев – повторение в течение 2 минут Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут Специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы. Специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.Впервые метод был воплощен на практике Алексом Осборном. Именно он заметил, что люди зачастую не решительно высказывают креативные идеи для решения проблем из-за страха выделиться либо быть осужденным коллегами, начальством и т.д. В методе мозгового штурма критика или осуждение идей, которые выдвигаются, категорически запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми. По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации идей индивидуально или коллективно, было выявлено, что количество оригинальных и креативных решений, cгенерированных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности.Стереотип относительно того, что метод брейнсторминга подходит исключительно для творческой сферы рекламы и маркетинга, уверенно опровергается результатами, полученных в других, менее креативных отраслях: для решения управленческих проблем, в научно-технической сфере, а также для поиска решений в личной жизни. Самостоятельная форма организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведениях различного ранга (от начальной до высшей школы), которые позволяют проводить изучение предметов, их отдельных разделов и тем, устройства оборудования, машин и конструкций, различных производств, технологий, процессов и явлений в условиях, «похожих» на естественные. Организация системы экскурсионных виртуальных путешествий, прогулок с использованием интеллект-карт конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания обучающихся, способствует воспитанию истинного гражданина, формированию познавательного интереса к изучаемым предметам, возникновению мотивации к обучению, развитию умения устанавливать межпредметные связи. Термин виртуальный происходит от английского слова virtual – «похожий, неотличимый».Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 г. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Сегодня объектами виртуальных интернет –экскурсий являются, например, заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, аэропорты, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармонии и др. объекты производственного, учебного, научного и социально-культурного назначения. Методика разработки маршрута, организации и проведения интернет-экскурсий относительнопроста. Обычно проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы со студентами, в ходе которой педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздает маршрутные листы (и/или информационные карты, интеллект-карты). Особое внимание обучающихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой. Большую роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Обучающиеся не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском необходимой для изучения и анализа информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий. Во время проведения экскурсии обучающиеся могут конспектировать (записывать) тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой студенты обобщают, систематизируют увиденное и услышанное, выделяют самое существенное.С помощью преподавателя планируются творческие задания: написать эссе, подготовить доклады, рефераты, составить альбомы, разработать новые маршруты (интеллект-карты) виртуальные экскурсии и др. Э к с к у р с и о н н ы й п р а к т и к у м - это такая экскурсия, в процессе проведения которой организуется исследовательская работа обучающихся. В этом случае основными методами обучения являются наблюдение, работа с определителями; обучающиеся собирают материал и фиксируют его, выполняют кратковременный эксперимент. Виртуальный урок, оформленный в формате html c включением графических иллюстраций, можно использовать в классе при проведении занятий, а если он размещен в Интернете, то студенты смогут им воспользоваться и при выполнении домашних заданий. Виртуальный урок может быть подготовлен по любой теме и любому предмету. В и р т у а л ь н ы й ф а к у л ь т а т и в. Можно разместить учебную информацию на собственном сайте, и обучающиеся сами до нее доберутся посредством служб Интернета. Такой сайт можно поддерживать и развивать вместе со студентами. Учебные материалы хотелось бы постоянно иметь перед глазами. Гораздо удобнее работать со справочником в электронном виде, по которому легко организовать поиск и в который можно оперативно вносить изменения. В электронном справочнике можно разместить таблицы и схемы разных видов, справочную ин-формацию о странах, технологиях, производствах и т.п. Инновационный продукт современной методики обучения в профессионально-технологическом образовании, особый вид информационной карты, содержащий достаточно большой объем информации, сосредоточенной на одной странице (в одном) месте в виде интернет-экскурсий и / или интерактивных экскурсий, видеороликов, кейсов, интеллект-карт и т.д. Основные критерии удачного электронного учебника – это хорошо продуманная структура и гипертекстовые переходы, интересные графические, аудио- и видеоиллюстрации.Достаточно внимательно рассмотреть одну такую мастер-карту, изучить ее содержание и можно усвоить достаточно большой объем учебного материала. Метод принятия решений, в котором используются знания о предыдущих ситуациях или случаях (прецедентах). При рассмотрении новой проблемы (текущего случая) отыскивается похожий прецедент в качестве аналога. Вместо того, чтобы искать решение каждый раз сначала, можно пытаться использовать решение, принятое в сходной ситуации, возможно, адаптировав его к изменившейся ситуации текущего случая. После того, как текущий случай будет обработан, он вносится в базу прецедентов вместе со своим решением для его возможного последующего использования в будущем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!