Мастер-класс «Критериальное оценивание как фактор повышения качества знания учащихся в процессе обучения». (районный семинар учителей русского языка и литературы)


Алматинская область Жамбылский район
СШ села Мынбаева с ДМЦ

Мастер-класс
«Критериальное оценивание как фактор повышения качества знания учащихся
в процессе обучения».
(районный семинар учителей русского языка и литературы)
Провела
учительница русского языка и литературы
Аккушкарова Гульмайра Мурзакановна2015-2016 учебный год
Цели и задачи мастер-класса: в процессе проведения занятия в практической форме продемонстрировать и привить участникам методы оценивания в различной форме.
Ожидаемые результаты: участники тренинга смогут активно внедрять данный прием в свою практическую деятельность и в разнообразной форме применять для оценивания.
Методы и приемы: формативное оценивание, групповые формы работ, исследовательская беседа.
Оборудование:  презентация, раздаточный материал, стикеры
 
Ход мастер-класса
Приветствие
Деление на группы
Психологический настрой на работу. Коллеги, здравствуйте, с праздником, с Днем благодарности!
Назарбаев подписал Указ №173 от 14 января 2016 года "О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан", согласно которому с 1 марта в Казахстане будут официально праздноваться День благодарности. Напомним, президент предложил отмечать День благодарности на 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана. «Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана, у нас он 1 марта, можно другое число, — ежегодно отмечать, как День благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных», — сказал Назарбаев.
Стратегия «Закончи предложение».
Я благодарна (-ен), что ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимооценивание Выбрать самое удачное, на ваш взгляд, предложение и прочитать его всем. Обсудите в группе, почему вы выбрали именно это предложение. Аргументируйте свой ответ.
4. Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто выполнили определенное задание, но и были вовлечены в процесс взаимооценивания.
- Где мы встречаемся с «оцениванием»?
С оцениванием мы встречаемся повсеместно. Будь то оценка или слово, но все оно одинаково влияет на наше сознание, оставляет отпечаток.
Итак, тема нашего мастер-класса «Критериальное оценивание как фактор повышения качества знания учащихся в процессе обучения». Существует огромное количество оценочных техник, мы с вами остановились на технике оценивания, сфокусированной на критериальном оценивании.
Показ слайдов.
Виды формативного оценивания
Индекс карточки для обобщения или для вопросов Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы
Сигналы рукой Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:
ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Светофор У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Одноминутное эссе Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.
Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
ƒ Что самое главное ты узнал сегодня?
ƒ Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
ƒ Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
ƒ В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
Речевые образцы
(подсказки) Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.
Проверка ошибочности понимания Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Индивидуальные
беседы с учащимися Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.
Трехминутная пауза Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает уча-
щимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим
материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Я изменил свое отношение к………. ƒ
Я узнал больше о ………….
Я удивился тому, что…… ƒ
Я почувствовал …
Я относился к …………
Измерение
температуры Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Мини­тестМини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.
Это тесты, предполагающие выбор:
из множества предложенных ответов;
из правильного/ неправильного ответа;
или предполагающие краткий ответ.
Элективный
(выборочный) тест Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.
Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
Формативный тест Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.
необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.
Дневники / журналы
по самооценке Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.
Формативный опрос Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
– Как, чем _________ похожи или отличаются от ______?
– Каковы характеристики (части) _____________________ ?– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _____ ?– Какова основная идея, концепция, мораль в __________ ?– Каким образом__________соотносится с _____________ ?– Какие идеи, детали вы можете добавить к ____________ ?– Приведите пример по (к) __________________________ ?– Что неверно в ___________________________________ ?– Какое заключение вы можете сделать ______________?
– На какой вопрос мы пытаемся ответить ______________ ?– Какую проблему мы пытаемся решить ?– Что вы предполагаете сделать ______________ ?– Что могло произойти, если бы _____________?
– Какие критерии вы использовали бы для оценки ____?
–Какие доказательства или подтверждения вы можете привести в поддержку ____________ ?– Как можно подтвердить или опровергнуть ________?
– Как это можно рассматривать с точки зрения _____ ?– Какие альтернативы нужно иметь в виду _________?
– Какие подходы или методы можно использовать в ____?
Упражнение на проверку усвоения нового материала Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:
«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.
Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».
(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»
Внутренний и внешний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Обобщение в одном
предложенииПопросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
Обобщение в одном
словеУчитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
Письменные комментарии (письменная обратная связь) Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.
Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры
Словесная оценка
(устная обратная связь) Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.
Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
СамооцениваниеПроцесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
Две звезды и одно пожелание
(взаимооценивание) Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».

Стратегия «Ранжирование»
«Принципы оценивания»
Задание : выбрать 5 главных принципов оценивания и наклеить на лист.
1.Доверить оценку детям! Самооценка, взаимооценка , индивидуальная оценка должны стать неотъемлемой частью учебной деятельности каждого школьника.
2. Давать детям время на оценивание.
3. Процесс оценивания должен строиться на основе понятных детям критериев и дескрипторов.
4. Оцениваться должен не только результат оценивания. Но и процесс обучения.
5. Не скупиться на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.
6. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.
7. «На ложку дегтя- бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успеха и закрепиться на нем.
8. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
9. «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед школьником несколько задач одновременно.
10. Формула «Опять ты не…» - верный способ выращивания Неудачника.
11. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.
12. Ставить перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.
13. Объяснять оценки, отмечать специфические ошибки , давать советы по исправлению.
14. Анализировать прошлый успех. Повторять и закреплять успехи.
15. «Обратная связь» должна быть своевременной, содержательной: не просто «хорошо выполнил работу», а « такие плюсы и минусы в этой работе, и что необходимо еще сделать.
Выступление представителей групп.
При ознакомлении и  внедрении   данной педагогической технологии  мы встречаемся с  такими  понятиями, как  рубрика, критерии, дескрипторы.
Рубрика - это инструкции по оцениванию работ; в них указано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. 
Критерии - перечень различных видов деятельности учащегося.
Дескрипторы  последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому критерию и оценивают их определенным количеством баллов.
Рубрика – критерии - дескрипторы.  Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать.   
Практическая часть мастер-класса. Работа в группах. Составить критерий, рубрикатор и дескрипторы.
1 группа Устные ответы
Полнота ответа;
Знание материала;
Степень осознанности
Умение формулировать мысли;
Количество правильных ответов;
В стихах – интонация и выразительность;
Понятность.
2 группа Творческие задания
Оригинальность;
Широта мысли и фантазии;
Индивидуальность;
Умение рассказывать без листка;
Содержательность;
Рассуждения;
Эстетичность.
3 группа Диктант
Грамотность;
Аккуратность;
Полное выполнение задания;
Правильное оформление.
4 группа Изложение
1. Содержание работы соответствует ли полностью теме.
2. Фактические ошибки.
3. Излагается ли содержание последовательно.        
4. Отличается ли работа богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто ли стилевое единство и выразительность текста.
5 группа Сочинение
1. Содержание работы соответствует ли полностью теме.
2. Фактические ошибки.
3. Излагается ли содержание последовательно.        
4. Отличается ли работа богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто ли стилевое единство и выразительность текста.
Защита проектов.
Подведение итогов.
Рекомендации по мастер-классу
В качестве рекомендаций для коллег предлагаю:1. Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит слабые стороны своей деятельности.
Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», а троечники также нуждаются в поощрении и стимулировании.
Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.
4. Оценивать не учащегося, а его работу. А при оценивании работы, акцент делается на положительные стороны, а не на недостатки.5. Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.6. Не делайте много комментариев к одной работе. Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
ПОМНИТЕ!«Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».  А. Эйнштейн
Стратегия ПОПС-формула Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Рефлексия.
Я предлагаю подойти ко мне и встать полукругом. В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправляется в плавание, путешественников и экипаж провожали родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы совершили путешествие в мир критериального оценивания. Но мне бы хотелось узнать ваше мнение о мастер – классе. Тем, кому понравился мастер – класс и кто будет использовать полученную информацию в своей практике, возьмитесь за красную ленточку. Те, кому мастер-класс понравился, но есть моменты, которые недопоняты, возьмитесь за желтую ленточку. Те, которые считают неэффективным мастер-класс и он не имеет результативности, возьмитесь за синюю ленту.
Психологи уверены, что слова благодарности — это «устные поглаживания», которые способны успокоить и согреть своей теплотой.
Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» — это слово-светлячок, так согрейте же сегодня близких вам людей!