Рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рассмотрена и одобрена на
заседании методического объединения
Протокол № 1 от
« 29 » августа 2014г.
Согласована на НКМЦ
Протокол №_____от
«___»_____2014 г.
Утверждена приказом
директора школы
от «__» августа 2014 года
Рабочая программа
по обществознанию
для обучающихся 7 Б класса
2015-2016 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания Кабиров Р.М.
Игрим
2015г.
Пояснительная записка
Программа по обществознанию разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программа основного общего образования по обществознанию. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ–273
от 29.12 2012 года.
Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02 98. № 322);
Для разработки данной рабочей программы за основу взята авторская программа основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Эта программа является основной общеобразовательной и завершает линию обществоведческого образования в основной школе на основе учебных пособий, созданных под редакцией Боголюбова.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Авторская программа реализуется без изменения.
Курс поможет учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию. Школьники вместе с авторами, размышляют о человеке, его роли и месте в обществе. Данная рабочая программа адресована учащимся 7 Б класса МБОУ Игримской СОШ № 2 .
Курс включает в себя начальные сведения и целого ряда общественных наук: философии, экономики, социологии, этики, права, экологии. Умению пользоваться этими знаниями в жизни учащимися помогут размышления, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений различных проблем, возникающих в жизни человека и общества.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоению учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.
Кроме того, курс призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Межпредметные результаты изучения обществознания в основной школе
проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
а) на использование элементов причинно-следственного анализа;
б) на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
в) на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
г) на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
д) на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
е) на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
ж) на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
з) на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Технологии обучения:
При обучении используется:
личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;
проблемное обучение; ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса обществознания на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
применение умения разделять процессы на этапы, звенья, определять структуру объекта познания;
формирование умения различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
овладение адекватными способами решения учебных задач нестандартно, находя оригинальное решение.
Информационно-коммуникативная деятельность:
овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование различной источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач.
Рефлексивная деятельность:
самостоятельная организация учащимися своей учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств;
оценивание учащимися результатов своей деятельности: определение причин возникших трудностей и путей их устранения;
осознание сферы своих интересов и соотнесение их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
В программе делается акцент на усиление самостоятельной деятельности учащихся, применение технологий, где используются проектные, творческие, исследовательские виды деятельности.
Общая характеристика курса
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение обществознания в 7-ом классе в учебном плане МБОУ ИСОШ №2 отводиться 35 часов (один час в неделю).
Используется учебник: Обществознание (учебник для 7-го класса). Под редакцией Л. Н. Боголюбова. - М., Просвещение, 2010
Учебно-тематическое планирование
№п/п
Название разделов
Кол-во часов
Практическая работа
Контрольная работа
1
Повторение
2
2
Стартовая контрольная работа по теме: «Человек – личность».
1
1
3
Человек и закон
15
1
1
4
Человек и экономика
17
1
1
5
Итого
35
2
3
Основное содержание курса
Человек и закон
Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Социальные нормы в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Человек и экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Домашнее задание
Тип урока
Способы деятельности
ОУУН
Корректировка
план
факт
Человек – личность ( повторение) 2 часа
1
Человек – личность. Человек и его деятельность.
03.09
03.09
Стр.16-21 (уч. за 6 кл.)
Урок повторения
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умение раскрыть содержание иллюстрации.
2
Профессия – ученик.
10.09
10.09
Стр.100-110
Урок повторе-ния
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
3
·Стартовая контрольная работа по теме: «Человек – личность».
17.09
17.09
Глава I. Человек и закон 15 часов
4
Вводный урок
24.09
24.09
Стр.5-10
Изучение нового материала
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
5
Что значит жить по правилам
01.10
01.10
Стр.10-14
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
6
Правила этикета и хорошие манеры
08.10
08.10
Стр.14-22
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
7
Права человека
15.10
15.10
Стр.23-28
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
8
Обязанности гражданина
22.10
Стр.28-33
Изучение нового материала
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
9
Почему важно соблюдать законы
29.10
Стр.33-37
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
10
Почему важно соблюдать законы
12.11
Стр.37-41
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения. Умение письменно отвечать на поставленные вопросы. Умение выбирать из предложенных вариантов правильный ответ
11
Защита Отечества
19.11
Стр.41-47
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
12
Практическая работа по теме: «Военная служба».
26.11
Стр.47-54
13
Что такое дисциплина
03.12
Стр.54-64
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
14
Законопослушный человек
10.12
Стр.64-68
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
15
Закон наказывает
17.12
Стр.68-75
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
16
Контрольная работа №1 по теме: «Кто стоит на страже закона».
24.12
17
Кто стоит на страже закона
14.01
Стр.81-84
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать вою точку зрения.
18
Повторительно-обобщающий урок
21.01
Стр.85-86
Урок повторения
Проблемный
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения. Умение письменно отвечать на поставленные вопросы. Умение выбирать из предложенных вариантов правильный ответ
Глава II. Человек и экономика 17 часов
19
Практическая работа по теме: «Экономика».
28.01
Стр.88-91
20
Зачем нужна экономика
04.02
Стр.91-93
Изучение нового материала
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
21
Основные участники экономики
11.02
Стр.93-96
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
22
Золотые руки работника
18.02
Стр.96-107
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
23
Производство: затраты, выручка, прибыль
25.02
Стр.107-111
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения. Умение письменно отвечать на поставленные вопросы. Умение выбирать из предложенных вариантов правильный ответ
24
Производство: затраты, выручка, прибыль
03.03
Стр.111-117
Изучение нового материала
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать.
25
Виды и формы бизнеса
10.03
Стр.117-123
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать.
26
Виды и формы бизнеса
17.03
Стр.123-126
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
27
Обмен, торговля, реклама
31.03
Стр.126-135
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
28
Деньги и их функции
07.04
Стр.135-142
Изучение нового материала
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
29
Деньги и их функции
14.04
Стр.142-149
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
30
Экономика семьи
21.04
Стр.149-153
Комбини- рованный
Объяснительно- иллюстративный, проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
31
Экономика семьи
28.04
Стр.153-157
Комбини- рованный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
32
Повторительно-обобщающий урок
05.05
Стр.158
Урок повторения
Проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
33
Контрольная работа № 2 по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль».
12.05
34
Работа над ошибками
19.05
35
Итоговое повторение
26.05
Урок повторения
Проблемный
Умение пересказывать текст учебника. Умение воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Умения делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Учебное и дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Информационно-коммуникационные средства
Обществознание (учебник для 7-го класса). Под редакцией Л. Н. Боголюбова. - М., Просвещение, 2010
Дидактические материалы по курсу « Человек и общество». - М., Просвещение, 2010
Обществознание (Человек. Право. Экономика). Под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М., Просвещение, 2011
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», часть 1 и 2. ». - М., Просвещение, 2012
Галицкая И.А. Обществознание. Методические рекомендации: пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010
Компьютер, мультимедийный проектор, телевизор.
Компьютерные тесты и тестовые задания. ЦОРы. Презентации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по курсу
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Общественные
условия
Ориентация
на семью
15