Проект «Развитие трехъязычия в школе основа формирования полиязыковой личности школьника»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное Государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №24»
Проект
«Развитие трехъязычия в школе
основа формирования полиязыковой личности школьника».
Разработали:
ученица 8 А класса
КГУ «ОСШ №24» :
Оразгали Аяулым
Руководитель проекта
Маулетова Индира Омаржановна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «ОСШ №24», г.Балхаш, Карагандинская область
Балхаш, 2016
Аннотация
Мы разработали проект, цель которого: повысить общую языковую культуру школьников;
Цель проекта: Развитие полиязыковой личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию через сотрудничество со школой, семьей и социальным окружением.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) формировать знания о системе языков и его нормах;
2) вырабатывать умения применять их в собственной речевой практике;
3) приобщать учащихся к красоте и выразительности казахского, русского английского языков.
Проект представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие полиязыковой личности.
Основная идея проекта заключается в реализации этой цели через создание детской общественной организации и работу с родителями.
Программа рассчитана на 5 – 7 классы.
Срок реализации проекта 1 год.
Проект разбит на 3 этапа, временные рамки которых связаны с началом и концом I, II – III и IV учебными четвертями.
Отслеживание результатов будет вестись через наблюдения за учащимися, анкетирование учащихся и родителей, анализа проводимых мероприятий.
Современное казахстанское общество сегодня характеризуются общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно, что только то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования. Трехъязычие – это необходимость, о которой говорил в своем Послании Глава нашего государства Н.А.Назарбаев. Повсеместный перевод делопроизводства на государственный язык требует глубоких его знаний, интеграция Казахстана в мировое пространство – знания английского, а русский необходим как язык межнационального общения.
Идея полиязычного образования впервые была высказана Президентом страны в октябре 2006 г. на Ассамблее народов Казахстана, в феврале 2007 г. в Послании «Новый Казахстан в новом мире» была предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков в Республике Казахстан», который был принят на государственном уровне в июле 2007 г. Суть данного проекта в том, чтобы каждый казахстанец проникся идеей овладения тремя языками, а система образования – школьного и вузовского – создала для этого реальные условия. Конечная цель – способствовать прорыву экономики Казахстана, обеспечению его конкурентоспособности и успешному вхождению в мировое пространство. Поручение Главы государства, данное на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года (пункт 89 Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех») является основанием разработки дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы, которая направлена на улучшение условий образовательной среды, способствующей овладению обучающимися государственным языком – казахским, русским языком, употребляемым наравне с казахским в качестве официального, и английским языком как инструментом успешной интеграции в мировое сообщество. На современном этапе развития Казахстана новый формат языковой политики государства ориентирует на возрождение интеллектуально-творческого потенциала народа, интеграции личности в международное пространство. Главной составляющей этого триединства языков является государственный казахский язык как фактор консолидации общества, его духовного возрождения через познание истории, культуры, национальной самобытности его создателя – казахского народа. Немаловажна роль в триаде русского языка, который также способствует единению и сплочению различных социальных и этнических групп в единое целое – народ Казахстана. Кроме того, русский язык идентифицируется с прорывом в мире передовой науки, техники и технологий. Отсюда и его роль в профессиональной подготовке специалистов, особенно технического профиля. К тому же русский язык выступает средством межкультурной коммуникации и международного сотрудничества со стратегическими партнерами на постсоветском пространстве. Сегодня знание иностранного языка открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Овладение иностранным языком дает возможность обучения за рубежом в лучших вузах мира и создает возможность получения практического опыта в передовых странах планеты.
Обоснование значимости проекта
Приобщение человека к речевой культуре происходит, конечно, не только при изучении языка, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, - одним словом, под влиянием той среды, той речевой среды, в которую мы погружены, от которой зависим постоянно, ежедневно, ежечасно.
Во многих странах мира образование осуществляется в многоязычной среде. В большинстве многоязычных обществ сформировался этнос, который обеспечивает сбалансированное использование различных языков и уважительное отношение к ним в повседневной жизни. С точки зрения этих обществ и самих языковых сообществ многоязычие – это скорее образ жизни, чем проблема, требующая решения. Перед системой образования стоит задача адаптирования к этим сложным реальным условиям и обеспечения качественного образования, учитывающая потребности обучающихся, наряду с поддержанием их сбалансированности с социальными, культурными и политическими требованиями. Целью образования РК на современном этапе становятся не просто знания, но и формирование таких ключевых компетенций, как полиязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность, которые должны вооружить молодежь для дальнейшей жизни в обществе.
Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы.
Реализация программы ведётся по нескольким направлениям.
Раздел «Школа»
·
В школе было проведено анкетирование среди учащихся родителей, которое показало достаточно высокую степень их заинтересованности и понимание необходимости получения качественного полиязычного образования.
Введение полиязычного обучения предположительно будет вызвать ряд проблем. С одной стороны, необходимость знания нескольких языков в современном мире и востребованность обществом поликультурной личности очевидны и, сами по себе, являются мотивацией в обучении.
С другой стороны, трудности психологического и лингво-педагогического характера, связанные с индивидуальными особенностями личности учащихся, их умением переключаться с одного языка на другой, уровнем обученности и объемом знаний в области языков. Так, мониторинг основных ЗУН учащихся, проведенный в в школе, показал затруднения при аудировании у большинства щкольников, разный уровень владения ими лексикой и грамматикой английского языка, а также монологической и диалогической речью.
С целью «выравнивания» знаний и умений учащихся экспериментального класса можно предпринять следующие меры:
1. Обучение методом погружения в английский язык в первом полугодии класса (увеличение часов), в основу которого положена Программа развития образования РК на 2015-2020 годы.
2. Проведение индивидуальных дополнительных занятий для слабоуспевающих учащихся.
3. Регулярный мониторинг результатов обучения в экспериментальном классе.
Таким образом, подготовка учащихся по английскому языку к концу 5 класса будет соответствовть уровню завершающего этапа формирования механизма восприятия и порождения высказываний, на основе которого происходит освоение устной речи в пределах бытовых тем и аудирования как особого вида коммуникативной деятельности. Послдеующим будет начат этап совершенствования устной речи межтематического и ситуативного характера и обучение чтению текстов различных функциональных стилей с целью извлечения из них информации в нужном объеме.
Раздел «Семья» предусматривает комплекс мероприятий, повышающих социальную роль семьи в воспитании речевой культуры школьников .
Данный раздел включает в себя следующие направления:
«Любовь к книге». PR – акция «Читать престижно!»
Многие смирились с тем, что школьники мало читают, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором, что давно исчезла традиция семейного чтения вслух.
В тридцатые годы прошлого столетия М.М.Пришвин писал о целебном действии любимых произведений русских классиков, о потребности их перечитывать «на сон грядущий»:
Я держу один из самых мне близких томов Пушкина на столике возле своей постели, вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. Ежедневно на сон грядущий я принимаю некоторую дозу целебной речевой воды, чтобы отделаться от словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно.
Чтение расценивается как важнейшее коммуникативное умение, на базе которого развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, прежде всего умение излагать свои собственные мысли (развивается речь).
Родительские чтения «Книга в нашей семье».
Родительские чтения помогают родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, по – иному посмотреть на своего ребёнка.
Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.
Семейные лингвистические конкурсы
Раздел «Личность» представляет собой ряд мероприятий, направленных на развитие и совершенствование коммуникативных умений, прежде всего умения излагать свои собственные мысли.
В данный раздел входит:
Проведение устного журнала « Наш дар бессмертный – речь» на трех языках.
Цель раздела – выработка у учащихся культуры трехязычия, исправление речевых недочётов и постановка правильного произношения. Работа с произведениями мастеров художественной литературы, которая помогает учащимся открыть всю красоту. выразительность и гармоничность родного языка.
Выпуск ТV – газеты «Говорите правильно!»
Творческая группа раз в две недели выпускает агитационный видеоролик, выполняющий две важные задачи – повышение уровня речевой культуры школьников и совершенствование их правописных умений в органическом единстве.
Ведь только развитая речь приводит к потребности её правильного орфографического и пунктуационного оформления в независимости от изучаемого языка.
Всё это формирует речетворческие навыки, а главное – это формирует личность, способствует правильному, грамотному общению.
Ожидаемые результаты
Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов, учащихся и родителей для улучшения процесса формирования речевой культуры школьников и полиязыковой личности.
Одновременное развитие интеллектуальной, духовно – нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Воспитание толерантности в процессе развития полиязыковой личности, в процессе речевого развития ребёнка.
будут сформированы принципиально новые подходы к языковой подготовке сшкольников что позволит создать условия по обеспечению опережающего развития обучения;
осуществится переход на трехступенчатый уровень языковой подготовки школьников (начальный, продолжающий, углубленный);
активизируется научная, методическая и инновационная деятельность в использовании языка, в частности, в области применения интерактивных технологий;
будет создано позитивное общественное мнение о приоритетности изучения языка как необходимого условия формирования полиязычной личности и воспитание достойных граждан Казахстана. Об успешности работы школы по внедрению полиязычного образования будет свидетельствовать диагностика будущих выпускников экспериментального класса. В настоящее врем опрос показывает, что большинство ребят связывают выбор своей будущей профессии со знанием английского языка, считают знание иностранного языка необходимым для получения престижной работы и продвижения по служебной лестнице в будущем, полагают, что владение несколькими языками поможет им укрепить их социальный статус и занять достойную позицию в современном многоязычном обществе.
Список литературы
1.Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М, 2004.
2.Лихачёв Д.С. Экология культуры// Д.С.Лихачёв. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
3.Журнал «Русский язык в школе». - №1, 1994.
4.Журнал «Русский язык в школе». - №4, 2005.
15