Выступление Использование учебно-лабораторного оборудования, компьютерной техники, поставленной в рамках введения ФГООС НОО.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 ст. Георгиевской»
Использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе.
Выступление подготовила
учитель начальных классов
1 категории
Фурманова Елена Владимировна
2015гИспользование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе
В основе реализации стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое применение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Поэтому большое внимание уделяется созданию на каждом уроке и внеурочной деятельности условий для осмысления учащимися социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала. На уроках ребята вместе с учителями ставят опыты, проводят эксперименты, «открывают» для себя что-то новое.
В рамках реализации ФГОС НОО в нашу школу поступило оборудование микролабораторий «Logger Lite». В первую очередь и в большей степени выигрывает принцип наглядности. Это датчики температуры, частоты сердечных сокращений, определения расстояния, яркости света, а также интерактивный микроскоп. Данное оборудование учителя начальных классов используют во внеурочной деятельности . На занятиях с помощью датчиков проводим эксперименты по исследованию окружающей среды. С помощью датчика температуры наблюдаем за изменением температуры воды, тела, воздуха. Результаты измерений смотрим на шкале термометра и на графике в компьютерной программе. С этим же датчиком я провела занятие по теме «Почему в варежках тепло». Ребята поняли, что сами варежки не согревают, а лишь удерживают тепло, вырабатываемое нашим телом. Измеряли уровень освещённости в различных зонах классной комнаты с помощью датчика света. Понравилось детям и занятие с датчиком измерения частоты сердечных сокращений, дети увидели, как увеличивается число ударов сердца, если попрыгать или пробежать.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп — это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им было очень интересно увидеть в увеличенном виде человеческий волос, жилки листа, мелких насекомых (осу, червяка, паука, мошку), денежную купюру, кристаллики сахара и соли. Предметы для опытов дети приносят сами на занятие.
Использование этого оборудования позволяет:
Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметной столик, в 10, 60 и 200 раз.
Фотографировать, а также производить видесъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы.
Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и на проекционном экране, если к компьютеру подключен мультимедиапроектор.
Проведение таких экспериментов, исследований развивает любознательность и интерес к природе и технике, формирует первоначальные практико-ориентированные знания.
Учебно-лабораторное оборудование используется
- для самостоятельной работы учащихся;
- при выполнении творческих работ учащимися, групповых и индивидуальных проектов;
- во внеурочной деятельности;
Используя учебно-лабораторное оборудование на различных уроках, могу с уверенностью сказать, что эта работа помогает:
- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком уровне
Также считаю, что учитель, используя Учебно-лабораторное оборудование на своих уроках, получает следующие преимущества :1. качество процесса обучения возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение);
2. более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний;
3. поднятие авторитета учителя в глазах учащихся.
Преимущества, получаемые учеником:
1. лёгкий путь усвоения информации;
2. использование Учебно-лабораторного оборудования на уроках способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе,
3. облегчается овладение сложным материалом;
Главная цель современного школьного образования – научить детей учиться, т.е. самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои достижения. В соответствии с ФГОС НОО это становится возможным благодаря формированию совокупности универсальных учебных действий (УУД), представленных четырьмя блоками: личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным. Особый интерес представляют для нас регулятивные УУД, которые отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку).
Какие же регулятивные УУД можно развивать у младших школьников, используя в учебной деятельности конструктор LEGO Education WeDo™?1. Развитие способности к целеполаганию. Самостоятельно разрабатывая модель робота, ребёнок учится ставить перед собой учебную задачу.
2. Развитие способности к планированию. Поставив перед собой цель, учащийся составляет план деятельности
по созданию нового робота или модификации знакомой модели. При этом ребёнок учится действовать как по имеющимся в инструкции схемам, так и по схемам, разработанным им самостоятельно. Указания по выполнению плана могут быть как письменными или графическими, так и устными.
3. Развитие способности к прогнозированию. Младший школьник учится предвидеть результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как, изменяя схему или последовательность сбора модели, он получает различные варианты одного робота.
4. Формирование действия контроля. Получив ту или иную модель, учащийся имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. При этом ребёнок может объективно оценить не только результат своей деятельности, но и работу своих одноклассников.
5. Формирование действия коррекции. Обнаружив ту или иную ошибку в своей работе, младший школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Таким образом, происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
6. Развитие способности к оценке. Младший школьник получает возможность сравнивать свою модель с моделями одноклассников, а значит, способен оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность, рациональность робота. На основе полученных результатов ребёнок может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.
7. Формирование волевой саморегуляции. Процесс сборки модели требует терпения. Если по каким-то причинам учащемуся приходится выполнять работу сначала, возвращаясь к уже пройденной стадии, ему необходимо приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов. При общении с напарником по заданию ребёнку необходим самоконтроль, поскольку в ходе планирования или выполнения модели у детей могут возникать разногласия.
Педагоги нашей школы очень довольны таким оснащением учебного процесса. Учебно-лабораторного оборудования позволяет повысить качество образования, поддерживать у детей интерес к учению.
Использование конструктора в начальной школе - это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.