Рабочая программа по ОПК к учебнику А. Кураева для 4 класса



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Славкинская средняя школа»
Муниципальное образование « Николаевский район»
Ульяновская область

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО
_______________
_______________
Заместитель директора по УВР
Директор школы


Протокол №
_____________
__________
________________А.Г. Алмаев

от «___ » ____ 201 г.
«___» ________ 201 г.
Приказ от __.___._______№___



Рабочая программа



Наименование учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики» модуль « Основы православной культуры»
Класс__4
Уровень общего образования: основная школа

Учитель: Юдина Наталья Евгеньевна
Срок реализации программы 1 год, учебный год___2016-2017
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год;
в неделю____1 час.
Планирование составлено на основе : Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010

Учебник: «Основы православной культуры. 4-5 классы», Данилюк А. Я. – М.: «Просвещение» 2012
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) _________________ ________________
подпись расшифровка подписи




2. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики» модуль « Основы православной культуры» для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Славкинская СШ» принятой педагогическим советом МБОУ «Славкинская СШ» (Протокол № 9 от 28 августа 2015 года. Приказ № 206-0 от 29.08.2015 г. с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ» Славкинская СШ» СШ Протокол № 9 от 29.08.2016 года Приказ № __244__-0 от 31.08.2016г.)
Программа разработана в соответствии с основными положениями:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании
- в соответствии с письмом Минобрнауки России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 25 мая 2015 года «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785;
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) во всех субъектах РФ в 4-ых классах общеобразовательных учреждений.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
  - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Учебного плана МБОУ «Славкинская СШ»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Славкинская СШ»


Данная программа создана на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А.А. Кураева (Просвещение, 2010), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами, заявленными в Уставе МБОУ « Славкинская СШ». Используется учебник А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. «Просвещение» 2012г.
   Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную.
Задачи курса:
-Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.
-Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
-Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
-Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
-Познакомить с особенностями церковного искусства.
-Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и содержанием Евангелия.
-Изучить основы православной этики.





















3. Содержание учебного предмета, курса.
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно – обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Итоговое повторение по всему курсу .
















4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения данного курса обучающимися должны быть усвоены следующие смыслы:

-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

-ни одна культура не может быть лучше другой,

-каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Наименование раздела, темы
Количество часов

1
Введение в православную духовную традицию
19

2

Православие в России


15

3
Итоговое повторение
1

4
Итого
35











































Приложение к рабочей программе:
6.1 Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Домашнее задание
Дата проведения














План
Факт

1
2
3
3
4

Раздел 1. Введение в православную духовную традицию


1
Россия – наша Родина
1 стр. 4-6



2
Культура и религия
2 стр. 6-8



3
Человек и Бог в православии
3 стр. 8-12



4
Православная молитва
4 стр. 12-16



5
Библия и Евангелие
5 стр. 16-20



6
Проповедь Христа
6 стр. 20-24



7
Христос и Его Крест
7 стр. 24-28



8
Пасха
8 стр. 28-32



9
Православное учение о человеке
9 стр. 32-36



10
Совесть и раскаяние
10 стр. 36-40



11
Заповеди
11 стр. 40-42



12
Милосер-дие и сострадание
12 стр. 42-46



13
Золотое правило этики
13 стр. 46-48



14
Храм
14 стр. 48-52



15
Икона
15 стр. 52-56



16-17
Творческие работы учащихся.
16 стр. 56



18-19
Подведе-ние итогов
17 стр. 57



Раздел 2. Православие в России.

20
Как христианство пришло на Рус
18 стр. 58-62



21
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
19 стр. 62-64



22
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
20 стр. 64-68



23
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
21 стр. 68-70



25
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
22 стр. 70-72



26
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
23стр. 72-76



27
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24 стр. 76-80



28
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
25 стр80 – 84



29
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26 стр. 84-86



30
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27 стр. 86-88



31
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
28 стр. 88-92



32
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
29 стр. 92-94



33
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
30 стр. 94-95



34
Подготовка и итоговая презентация творческих проектов обучающихся
Творческий проект



Итоговое повторение

35
Подготовка и итоговая презентация творческих проектов обучающихся
Творческий проект


















































6.2 .Лист коррекции (в случае необходимости) в связи с отменой занятий (карантин, низкая температура и т. д.)

класс
Название раздела, темы
Дата проведения
по плану
Корректирующие мероприятия
Причина корректировки
Дата проведения по факту




































































15