Системный подход в использовании инновационных методик в работе по развитию речи учащихся.
Учитель русского языка и
литературы СОПШДО №17 высшей категории
Блашкина Н.Н.
Системный подход в использовании инновационных методик
в работе по развитию речи учащихся.
Из множества проблем сегодняшней школы актуальными я, как учитель- практик, назвала бы две:
1. «Размытость мотивационных механизмов в обучении»;
2. Отсутствие приоритетов целеполагания при подготовке ученика.
Заметим, что обе эти проблемы взаимообусловленные, требующие от учителя конкретных самостоятельных решений. В деятельности, подготавливающей ученика к ЕНТ, функционально прежде всего соположение практических целей накопления материала, демонстрация которого в письменной или устной форме побуждает учащегося и к анализу этого материала, и к рассуждению о множестве социально-нравственных и эстетических вопросов. Это обуславливает следующие требования к организации учебного процесса на уроке, когда учитель ставит своей основной целью успешность ученика в обучении, которая реализуется всегда свободным владением учеником возможностями устной и письменной речи.
На сегодняшний день существует много разнообразных методик и технологий в работе по развитию речи. Информационное поле большое. Мы, педагоги, естественно, их используем. Но эффективность от них будет тогда, когда мы будем использовать их в системе.
Хочу поделиться своей системой работы по данной проблеме.
Использование технологии и приемов
на уроках русского языка
и литературы по развитию речи.
1. Методика «Двойное Кольцо Сократа».
Данный метод - один из методик критического мышления, то есть, это процесс от получения информации до решения предполагаемой проблемы.
Этот метод дает возможность ученику осмыслить информацию, проанализировать, сделать вывод, проявить творчество, при этом развивает воображение и фантазию. Класс делится на 2 группы. В каждой группе внешнее и внутреннее кольцо.
Функция внутреннего кольца: вслух обсуждают тему, проблему (ряд вопросов), заданную учителем, но ничего не записывают (10-17 минут). Внешнее кольцо слушает молча обсуждение. Каждый член внешнего кольца индивидуально фиксирует все, о чем говорится во внутреннем круге. Затем предшествует вывод в виде формулы, таблицы, схемы, графика, символа - конспекта и выступают перед классом с сообщением этой информации (свертка знаний). Учащиеся внутреннего круга могут оценить учащихся внешнего кольца. Или контроль осуществляет учитель.
Критерии оценки:
- умение держать тему дискуссии.
- умение работать с ключевыми понятиями.
- умение аргументировать.
- речевое совершенство.
- быть гибким.
- быть инициативным.
2. Методика: «Заработай извилину» (Сергей Фаер). Создание среды для данного вида работы:
а) Учитель - сотрудник, который ищет путь решения вместе с детьми.
б) Разрешается детям размышлять.
в) Принимать разнообразные идеи и мысли.
г) Гарантировать ученикам раскованную атмосферу. Без насмешек.
д) Ценить мнение учащихся и учить уважать мнение других.
е) Развивать доверие к самим себе.
ж) Развивать в себе умение переходить на чужую точку зрения, признать свою ошибку.
На доске учитель записывает 3 слова.
Например: Солнце. Собака. Помидор.
Из трех слов нужно оставить только одну пару, которая имеет какую - либо схожесть, а третье - лишнее исключение. У кого есть свое решение, тот выходит к доске и символом показывает.
1. Солнце и помидор круглые.
2. Помидор и собака находятся на земле.
З. Собака и помидор живые, растут.
4. Собака и солнце на букву «с».
5. В слове собака и помидор 3 слога.
6. Помидор не русское слово!
7. Собака и помидор размножаются и т.д.
Уровней может быть 30 и более. Литература 11 кл. Например: Художник. Власть. Время. Например: Слово. Предложение. Словосочетание. На уроках русского языка использую этот метод для введения в языковую среду (мотивационный блок). На уроках литературы чаще всего на этапе контроля, что дает возможность определить уровень качества, подготовки к уроку и уровень качества изученной темы.
Оценивание: если ученик заработал 3 извилины, он получает «5», если 2 - «4». Иногда такая работа вовсе не оценивается, выполняет функцию ввода в литературную среду.
3. Методика «Речевое упражнение №11» (по Меженко).
Дидактика - привлекательная цель (в данном случае интересный небольшой текст).
Работа направлена на развитие ознакомительного чтения, при котором ученик стремится максимально полно и точно понять и воспроизвести предложенную информацию с тем, чтобы использовать ее в своей дальнейшей деятельности, анализируя все его компоненты.
Из класса учитель просит выйти 3-х учащихся.
Классу читает небольшой текст единственный раз. Ученики внимательно слушают и запоминают текст. Затем ученик из класса передает содержание текста приглашенному ученику из коридора. Тот внимательно слушает информацию для того, чтобы передать ее следующему. И последний ученик передает классу все
содержание текста. В идеале должно возвратиться 85% текста. Это развивает память ученика, логику мышления, воображение и дает возможность использовать жизненный опыт.
Например: 11 класс. Текст Д.С. Лихачева «Что такое интеллигентность?». Если ученик затрудняется передать точные понятия и мысли автора, он использует «жизненный» опыт, то есть говорит о том, что он вкладывает в понятие интеллигентность.
Достоинства упражнения: развивает точность словоупотребления, оттачивает выразительность речи, обогащает словарь, развивает умение передать основную мысль и оформлять текст в виде автономного высказывания, сохраняя стиль и жанр.
Критерии оценки:
Средний объем подробного изложения - 70% исходного текста.
- Основная мысль передана.
- Тема раскрыта полно, частично.
- Типологическая структура текста соблюдена.
- Характер и число ошибок.
4.Методический прием: «Скажи фразу по теме».
В начале урока литературы предлагаю учащимся прежде чем сесть за рабочие места, сказать фразу по изучаемому произведению.
Если эта фраза глубока, осмысленна и проанализирована, нестандартна, значит, ученик читал осмысленно текст, готов к диалогу на уроке.
Если фразы поверхностны, может и не осознаны, то это определяет уровень качества подготовки к уроку конкретного ученика. Если ученик не может высказаться, значит, он не читал главы произведения.
Преимущество такого приема: подготовка учащихся к уроку на лицо. По времени это занимает 7-8 мин. От интересных фраз учитель может оттолкнуться и начать урок.
- Развитие абстрактного мышления
- Умение оперировать моделями
- Гибкость и оригинальность ума
- Чувствительность к противоречиям.
5. Методика «Карусель».
Это способ организации учебной деятельности, при котором ученики ставят и решают проблему, раскрывая (предлагая) новые способы действия.
Достоинства метода: формирует способность работать с исходным материалом, используя интерактивную доску. Привлекательность действия: воспитание эстетического чувства стиля, самовыражение себя через анализ авторской речи.
На экране доски появляется схема - круг, с предложенной проблемой. Например: 11 класс «литература». Тема: «Поэты серебряного века».
11 класс. М.Булгаков. «Собачье сердце».
Класс делится на 3 группы. Каждая группа пишет свой ответ на поставленную проблему. Затем круг передается другой группе. Затем класс приходит к общему мнению.
Схема фишбоун («Рыбьи косточки», «Рыбий скелет»).
Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
В случае планирования учебного проекта в голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
Удобно использовать, когда проблема плохо поддается структурированию, когда имеется большой объем фактов, подтверждающих наличие проблемы.
Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Использование схемы Фишбоун позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты, что, безусловно, облегчит поиск информации, а также позволит в более конкретном виде представить основные направления исследований участников проекта.
«Тонкие и толстые вопросы»
Прием “Тонкие и толстые вопросы” может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблица ”толстых” и ”тонких” вопросов
Толстые ?
Тонкие ?
Дайте 3 объяснения, почему ...?
Объясните, почему ...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Кто?
Что?
Когда?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: В каком году произошла Куликовская битва? Кто автор рассказа ”Злоумышленник”?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
Оптимальным возрастом для формирования ценностного отношения к чтению и системы читательских умений является возраст учащихся 5-9 классов, что является базисом формирования речи и читательской компетенции в условиях открытой развивающей образовательной среды.
В 5-бх классах используются приемы методик критического мышления «Заработай извилину!», «Карусель», «Речевые упражнения №8, №11 по «Мережко», «Скажи фразу по теме».
В 7-8х классах: «Карусель», «Диктант с проблемами», «Литературный бой». Обучение изложению и сочинению по системе Ривина.
В 9,10,11 классах приемы «Двойное кольцо Сократа», блиц-турниры, «Денотантный граф».
№ п/п
Алгоритм построения денотатного графа
Пример
Примечание
1
Точный выбор ключевого слова или словосочетания, совпадающего с предметом речи.
лицо человека в восприятии Абая
это предмет речи (ключевое словосочетание)
2
Чередование имени и глагола (глагольной формы) в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Используем слово есть и вопрос что?
есть (что?)
Чудесное создание природы
пояснение одного понятия (общепринятого) посредством другого (авторского)
это определение
3
Точный выбор глаголов (глагольных форм), связывающих ключевые понятие и его существенный признак:
а) выбор глагола, обозначающего цель: направлять, указывать, предполагать, приводить, давать и т.д.;
вопрос что? и его падежные формы;
б) выбор глагола, обозначающего процесс достижения результата: достигать(ся), осуществлять(ся) и т.д.;
вопрос как?
в) достижения результата: основываться, базироваться, опираться, становиться возможным при условии и т.д.;
падежные формы вопроса что?
г) выбор глагола-связки, с помощью которого осуществляется выход на определение значения понятия: есть и связка это
или
глагола, обозначающих результат: приводить, предполагать и т.д.;
вопрос что? и его падежные формы.
направлено
(на что?)
достигается (как?)
Пристальным вниманием к
возможным при условии (чего?)
принадлежности лица интересному собеседнику
приводит (к чему?)
к особо трепетному отношению к человеческому лицу
обозначение цели
обозначение средств достижения цели; средств может быть несколько
обозначение условия достижения цели;
условий может быть несколько
обозначение результата
4
Дробление ключевого слова по мере построения денотатного графа на слова - «веточки»
5
Соотнесение каждого слова - «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Достоинства денотантного графа заключаются в том, что эта схема помогает достаточно точно и быстро систематизировать имеющуюся информацию, создает логически стройное видение предмета речи, его сторон.
Таким образом, развиваем ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловые (способность ученика видеть и понимать окружающий мир), общекультурные (духовно-нравственные основы жизни человека), учебно-позновательные (владение приемами действий в нестандартных ситуациях), и компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).
Подводя итог общим размышлениям на данную тему, замечу, что проектируемая на такой основе система обучения развития речи может обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.
Используемая литература:
1. Деятельностный подход в системе школьного литературного образования. Н.Б. Тралкова, методист кафедры филологического образования
г. Москва.
2. Системный подход в использовании инновационных методов и технологий в работе по развитию речи учащихся. И.Г. Минералова д.ф.н., профессор кафедры филологического образования г. Москва.
3. Триз-технологии в процессе обучения литературе.
4. Технология личностно-ориентированного обучения.
5. Организация исследовательского обучения в школе. Н.П. Сеременко ИПКПК, зав. кабинетом оценки и качества развития образования.
6. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по литературе. Е.А. Житко, МОУ СОШ №3 Пушкина.
Внешнее кольцо
Внутреннее кольцо
О каком сложном мироощущении, которое не укладывалось в структуру реализма, говорили М.Цветаева, Б.Пастернак?
Бог создал Землю. Но в ответе ли он за то, что творят на ней люди?
15