Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.


Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №11», г. Глазов,Удмуртская Республика
Зюзикова Т.А.
Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Актуальность:
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по своему предмету смог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
Исходя из всего сказанного, поставила перед собой следующие цели и задачи педагогической деятельности:
Цели:
повысить мотивацию учащихся в процессе обучения;
повысить качество УВП.
Задачи:
воспитание у учащихся познавательной активности, развитие умений в работе с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; 
повышение эффективности урока.
На сегодняшний день применяю информационно - коммуникационные технологии почти на каждом уроке (это естественно для учителя-предметника) для мониторинга учебного процесса (статистика), при объяснении нового материала, для проведения контроля. Широко использую программы для создания презентаций, текстовый редактор, электронные таблицы, поиск информации в системе Интернет, практикую включение в домашнее задание упражнений с использованием информации, взятой из Интернета, из других электронных источников информации. Систематически использую на уроках электронные учебно-методические комплекты и электронные формы контроля (особенно в 9-х классах для подготовки к ГИА). Помимо этого обучение на уроках и во внеурочной деятельности строится с использованием Интернет – технологий в режиме онлайн-тестирования.
Для более глубокого изучения материала и подготовки к ГИА рекомендую ученикам 9-11 классов самостоятельно пользоваться ресурсами порталов:
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.
тестами и презентациями сайта дидактическими материалами сайта Бенделевой Любови Михайловны Капканы ЕГЭ и ГИА›, сайта russkiy-na-5.ru.
Обучение учащихся на уроках русского языка и литературы может строиться на наборах ЦОР. Целесообразно включать в структуру таких уроков этапы объяснения, закрепления, тренировки и контроля, группируя в соответствии с ними ЦОР. Организующей основой такого обучения являются программа, учебник (печатный или электронный), поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.
В уроке на этапе презентации могут использоваться:
текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),
таблицы,
аудиотексты,
художественные и учебные видеофильмы,
цифровые иллюстрации и фотографии,
видеоуроки,
видеоинтервью и видеоэкскурсии,
методические комментарии и др.
На этапе закрепления – интерактивные задания в окружении иллюстративных, демонстрационных и справочных материалов, на этапе контроля – электронные контрольные работы и тесты.
Многообразие электронных материалов и их разная функциональная нагрузка выдвигают проблему структуризации дистанционного урока, составления ясных и четких инструкций по общей работе и по работе с каждым отдельным ресурсом, постоянного контакта с уделенным учеником.
Результаты самостоятельной деятельности ученика по освоению изучаемой темы передаются учителю для анализа, оценки и корректировке на этой основе дельнейшего обучения.
Рассмотрим некоторые разновидности ЦОР с точки зрения задач обучения.
Тексты и таблицы
   
 
Художественный текст   Литературная критика
Текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, литературоведческие, биографические, справочные) поддерживают этапы презентации, закрепления и контроля, служат источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений, для подготовки и написания эссе, изложений и сочинений.
В идеальном случае (в случае доступности всех необходимых компонентов) в основе дистанционного обучения оказывается художественный текст в сопровождении биографии писателя, критических статей, иллюстраций, хронологических таблиц, аудио- и видеоматериалов.
Аудиотексты 

 
Аудиотекст – это озвученный профессиональным актером (диктором) текст литературного произведения.
Основная функция таких учебных материалов – презентационная и опорная, они используются на этапах презентации и закрепления нового материала.
ЦОР этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами для поддержки объяснения нового материала, организации домашней работы или дискуссии. Аудиотексты могут также использоваться в качестве домашнего задания для обучения детей выразительному чтению.
Иллюстрации и видеофильмы
 
Иллюстрации представляют собой рисунки, репродукции картин или фотографии.
 

 
Основная функция таких учебных материалов – иллюстративная, они используются на этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который в определенной степени организует работу с ним, что чрезвычайно важно для дистанционного обучения ребёнка.
ЦОР этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами.
 
 
 Художественный фильм    Учебный фильм
 
Художественные и учебные фильмы могут обеспечить этап презентации и углубленного знакомства с текстом литературного произведения, послужить материалом для самостоятельного исследования, расширения кругозора учащихся, стимулом для написания текста сочинения.
 
Электронные задания и тесты
 
 
 

 
Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.
Таким образом, в настоящее время в распоряжении учителя русского языка и литературы, как и для любого учителя-предметника, имеются и находятся инновационные электронные учебные материалы, прошедшие комплексную экспертную оценку качества, и вполне пригодные для обучения предмету.