Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками 
"Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками" 
Выступление классного руководителя 9 класса и учителя технологии, ОБЖ, ИЗО  Емельяновской СОШ
Марисюк Светланы Фёдоровны
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи горизонтали “дети – родители – учителя”. 
Образование и воспитание – две половины  одного целого.
«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно».
                                                            Л.Н. Толстой     Цель воспитания в  школе - воспитание творчески развитой социально ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности учащихся. 
   Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя всегда ошибки и просчеты, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно-воспитательный процесс. 
   Эта проблема актуально и для нашей школы, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли. Вот поэтому, готовясь к педсовету, совместно с организатором  было принято решение о разработке алгоритма взаимодействия в системе “классный руководитель – учителя-предметники”. 
   Для актуализации проблемы и уточнения взаимных ожиданий была разработана и проведена анкета для классных руководителей, при обработке которой были получены следующие результаты: 
– классные руководители при выполнении своих обязанностей испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные; – в системе взаимоотношений “классный руководитель – учителя-предметники” классные руководители определили для себя решающую роль; – по мнению классных руководителей хорошо себя зарекомендовали такие организационные формы работы, как приглашение учителей-предметников на родительские собрания и индивидуальные беседы с учителями-предметниками;
– классные руководители отметили следующие моменты: учителя-предметники очень часто не владеют полной информацией об особенностях класса, о взаимоотношениях в классе. 
     Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц). При каждой возникающей проблемной ситуации учителя вовремя информируют классного руководителя при прямом контакте, по телефону или через записку в классном журнале. 
1)Направления деятельности классного руководителяс педагогическим коллективом
2)Выступления на родительских собраниях
3) Школьный психолог 
4)МО классных руководителей
5)Методические разработки и рекомендации
6)Выступления на педсоветах
7)Индивидуальная работа по решению проблем уч-ся
8)Педагогические консультации 
Задачи, решаемые классным руководителем, при взаимодействии с учителями-предметниками: изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
 изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его  отношений с детьми;
педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями. 
регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями; определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
 Основа взаимодействия классного руководителя и учителей класса:
взаимная информированность о детях,
 их взаимоотношениях, об организации
 и результатах учебно-воспитательного процесса ; взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
совместный поиск путей  решения педагогических проблем, 
совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.                                                          
Основные составляющие сотрудничества с педколлективом:
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
   Развитие коммуникативных  умений педагогов, работающих в классе, сотрудничество педагогов с учащимися класса  во внеурочной    деятельности;
   Помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в   учебной деятельности школьников.
Формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников:
1) знакомство с требованиями к изучаемому предмету;
2) изучение отношения учащихся к учебному предмету;
3) контроль  за успеваемостью учащихся по предмету;
4) посещение уроков классным руководителем;
5) подготовка предметных недель, внеклассных мероприятий;
6) Проведение  предметных недель;
7) мини-педсоветы по организации работы с детьми, требующими особого внимания и контроля;
8) обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем;
9) индивидуальные беседы.
Многие наши ученики активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск средств и способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся.
Запомните, что классный руководитель – это не работа это образ жизни.
   Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.
Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители- учитель- семья
Умение совмещать учёбу и отдых.
Чтобы  быть  хорошим преподавателем, 
 нужно  любить  что  преподаешь, 
  и  любить  тех, кому  преподаешь.
                                                Василий Ключевский
     Мои выводы:
1)  Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью 
2)Я предлагаю создать временную проблемную группу, в которую будут включены заместители директора по учебной и  воспитательной  работе, психолог, руководитель методического объединения  классных руководителей, а так же наиболее активные классные руководители и учителя-предметники. Нужно провести  круглый стол - обобщение опыта работы  "Взаимодействие классного руководителя и учителей- предметников".
3)К наиболее распространенным формам взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников (индивидуальные беседы и приглашения учителей-предметников на родительские собрания) необходимо обязательно добавлять такие как: посещение классным руководителем уроков и совещание-консилиум классного руководителя с учителями-предметниками.