Деятельность школьных методических объединений как фактор повышения профессиональной компетентности учителя

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Современная социально-экономическая ситуация и образовательное пространство страны и региона находятся в состоянии перманентных преобразований, которые формируются под влиянием новых векторов развития. Это происходит как за счет внедрения большого количества нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность, так и за счет меняющихся требований общества к содержанию образования. Основными из них являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), принятые для всех ступеней обучения. Их ключевой идеей является переход к компетентностной модели обучения. В этом случае образование выступает не только транслятором знаний, а неким посредником, который помогает овладевать ими в комплексе с соответствующими умениями. Такой подход наиболее оптимален для экономической ситуации, в которой сумма знаний быстро изменяется, общество трансформируется, появляются новые профессиональные ситуации и сферы деятельности. В этом случае школа формирует у учащихся ключевые компетенции, которые в образовательных стандартах обозначены как личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Данные компетенции позволяют личности заниматься самообразованием и самосовершенствованием в процессе трудовой деятельности. Внедрение новых стандартов повлечет неизбежные изменения в учебно-методической работе. Они коснутся структуры организации образовательного процесса, содержания образовательных программ и т.д. Решение такой проблемы основывается на повышении профессиональной компетентности педагогического сообщества.
Понятие профессиональной компетентности учителя является одной из центральных категорий педагогики. В самом широком плане под ней понимается набор личностных характеристик и профессиональных навыков личности, позволяющих вести педагогическую деятельность. Каждый автор по праву может иметь собственную точку зрения на то, какие качества должны быть присущи педагогу. Мы считаем, что профессионально компетентным может являться тот педагог, который не только владеет преподаваемой дисциплиной, знает и применяет методики обучения, но и способен нести ответственность за свои действия. Это связано с родительской ролью, которую вынужден нести учитель для школьников. Дело в том, что современная семья находится в жесточайшем кризисе. Число разводов вплотную приближается к количеству заключенных браков, многие дети воспитываются в неполных семьях. Учитель в школе, выполняя воспитательную функцию, способен привить школьнику многие моральные ценности. Поэтому ответственность за свои действия является необходимым элементом профессиональной компетентности педагога. Помимо этого, в состав профессиональной компетентности учителя мы включаем владение информационно-коммуникативными технологиями и психологическую адаптивность. Считаем необходимым владение методиками психологической разгрузки для преодоления синдрома психологического выгорания и снижения числа невротических реакций. Таким образом, требования к компетентности педагога являются достаточно высокими. Поэтому ключевая роль в процессе повышения профессиональной компетентности учителя отводится школьным методическим объединениям.
Они создаются в рамках организационной структуры школы, объединяя учителей, ведущих близкие по образовательным областям предметы и виды воспитательной работы. Главной целью деятельности методических объединений является создание условий для инновационной деятельности, гарантирующей качественное обучение учащихся и повышение профессионального уровня педагогов.
Мы считаем, что педагог должен находиться в состоянии постоянного творческого поиска, поскольку человек, который сам учит других людей, должен саморазвиваться и самообразовываться. В этом случае педагог становится успешным и деятельным. Можно считать, что ученику, который встретит такого учителя на своем пути, очень повезло.
Работа методического объединения может строиться в самых различных формах, которые мы разделяем на несколько видов: коллективные, групповые и индивидуальные.
Коллективные формы работы призваны способствовать сохранению единства и преемственности в инновационной деятельности. Это может проходить в виде методических семинаров, научно-практических конференций, педагогических чтений, методических выставок, конкурсов педагогического мастерства и т.д. Здесь задействуется весь коллектив методического объединения.
Групповые формы работы применяются при необходимости решения творческих проблем, деятельностных задач или подготовки мероприятий. Сюда можно отнести взаимопосещение уроков, мастер-классы, открытые уроки, проведение «круглых столов и методических диалогов. В данной работе задействуется часть членов методического объединения, которые составляют творческую группу. После решения поставленной задачи, группа прекращает свою деятельность, либо меняется ее состав для решения новой задачи. Достоинствами данных форм работы является мобильность при решении задач, хотя и не исключаются творческие разногласия между членами рабочих групп.
Индивидуальные формы работы связаны с процессом самообразования и направлены на повышение методического уровня педагога, изменения формального уровня образования и освоение новых предметных областей. К индивидуальным формам работы мы относим собеседование, самоанализ, консультации, самообразование, курсовая переподготовка и наставничество. Последняя форма индивидуальной работы имеет особое значение, поскольку дает возможность более плавной адаптации молодых педагогов в профессиональной деятельности.
Самым важным результатом деятельности методических объединений является обобщение и распространение передового педагогического опыта. Большое количество информационных источников по педагогике, которые сегодня присутствуют в информационном поле, зачастую не помогают, а мешают учителю в профессиональной деятельности. Не всегда предлагаемые авторские подходы могут быть использованы в работе. Именно школьное методическое объединение выступает помощником в формировании собственной профессиональной стратегии педагога. В этом случае учитель получает информацию на своем рабочем месте, не тратя финансовые и временные ресурсы на прохождение дополнительных курсов переобучения или поиск информации в различных источниках, что значительно облегчает труд.
В конечном счете, деятельность методического объединения должна привести к росту удовлетворенности педагогов собственной деятельностью, высокой заинтересованности педагогов в инновационной деятельности, положительной динамике качества обучения и овладению учителями современными методами обучения и воспитания.


Заголовок 115