Статья Организация образовательной деятельности младших дошкольников в режимных моментах по ФГОС ДО.
Воспитатель Барханская Марина Сергеевна
МБОУ «Весенняя начальная школа-детский сад»
п. Весенний Оренбургского района Оренбургской области
Организация образовательной деятельности младших дошкольников в режимных моментах по ФГОС ДО.
На современном этапе развития образования в нашей стране. Инновации и нововведения не обошли стороной и дошкольное образование. Дошкольный период становится первой ступенью системы непрерывного образования. Основной задачей становится развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Произошедшие в 2013 году изменения в системе дошкольного образования существенно изменили организацию работы дошкольных учреждений. Нормативно правовые документы федерального уровня, такие как Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» привели к необходимости пересмотреть воспитателям свою работу.
Вопрос организации образовательной деятельности дошкольников в режимных моментах на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Решение программных образовательных задач происходит не только в непосредственно образовательной деятельности (занятии), а на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
В совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах. Которые могут проводиться в форме: групповой — со всеми детьми, подгрупповой — с подгруппой детей, индивидуальной — в основном для коррекции, работа с отстающими детьми, которые требуют дополнительной работы. Педагоги должны продумывать организацию образовательной деятельности: в утренние часы при встрече детей и родителей, при подготовке к приёму пищи, во время прогулки, в моменты раздевания и одевания, в подготовке к тихому часу, и конечно же в играх детей.
Необходимым условием эффективной образовательной деятельности является развивающая предметно-пространственная среда, которая содействует в развитии интереса у детей дошкольного возраста к обучению.
Планирование содержания образовательной деятельности необходимо начинать с изучения физических и психологических особенностей детей младшей группы детского сада. Младшие дошкольники характеризуются высокой интенсивностью развития. Повышается их активность, усиливается ее целенаправленность. Наиболее разнообразными и координированными становятся движения. Развивается речь: увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. У детей возрастает любознательность, усиливаются познавательные интересы в взаимодействии с окружающими предметами. Детям нравиться общаться и играть с взрослыми и сверстниками. Играя со взрослыми младшие дошкольники удовлетворяют свои познавательные потребности.
С младшими дошкольниками появляется возможность перейти от таких форм обучения, как подражание действиям взрослого, к таким формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности и качества личности:
- Это импульсивность, когда дети проявляют неумением или нежелание что-то сделать, о чём-то подумать, осознать.
- Рефлексивность ребёнка выражается в наличии времени для того, чтобы он мог осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого начать что-то делать.
- Пластичность связана с переключением дошкольников с одной деятельности на другую, переходом от одного настроения к другому.
- Ригидность — невозможность быстрого переключения, фиксацией на каком-то настроении или действии.
- Открытость или закрытость (экстравертность или интравертность).
Педагоги организуя образовательный процесс, должны помнить про ведущий вид деятельности дошкольного возрасте — игровая деятельность.
Игра для младших дошкольников должна быть формой организации жизни и деятельности детей. Первую попытку организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю.
Для того чтобы обучение было интересным, занимательным и познавательным для малышей, оно организуется в игровой форме. Играя, как указывал К.Д. Ушинский, ребёнок «пробует свои силы», проживая ту или иную жизненную ситуацию.
В игре взрослые знакомят детей со свойствами предмета, развивают его мышление, воображения, восприятия, память. Дошкольники усваивают сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Обучение в форме игры дают детям возможность узнавать новое, оперировать знаниями уже вошедшими в его опыт. Справедливы слова Н. К. Крупкой об игре как «серьезной форме учения».
Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего».
Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко.
По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.
В практике работы нашего дошкольного учреждения принят модульный принцип организации педагогического процесса. Он даёт возможность реализовать требования к организации работы в детском саду. Строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа.
Тема месяца: « Дикие, домашние животные и их детёныши».
Цель: знакомство детей с дикими и домашними животными, их детёнышами, средой их обитания.
Тема 1 недели: « Животные в лесу».
Цель: знакомство детей с дикими животными, их детёнышами, средой их обитания.
Тема дня: «Зайка»
Цель: знакомство с зайчиком.
Также мы планируем сюжетную игровую линию на этот день: знакомимся с зайчиком, играем с ним, слушаем про него сказку, прощаемся.
Организация педагогического процесса:
- На основе интеграции видов деятельности.
- Позволяет за одно занятие решать несколько дидактических целей и задач.
- Обучение в игре, играя дети не замечают что обучаются.
- Мотивация к обучению, положительные эмоции способствуют желанию выполнять действия лучше.
- Стимулирование познавательной активности.
- Отсутствие давления на ребёнка.
Перед приходом детей в детский сад, воспитатель готовит предметно-развивающую среду, которая должна соответствовать теме дня.
Готовим картину «Зайки на поляне». Ставим на видное место макет «Дикие животные в лесу». Готовим игрушки по теме. В книжном уголке подбираем книжки, где героями встречаются зайки. В уголке творчества готовим раскраски «Зайки». В уголке ряжения костюмы диких животных. Кукольный театр : кукла лисы, зайца и волка.
Когда в группе начинают собираться воспитанники, то их внимание привлекают новые игрушки. Они начинают ими интересоваться и взаимодействовать. Педагог с одной группой детей (те которые стоят возле картины) рассматривает картину, делает описание зайчика на картине, задаёт наводящие вопросы, стимулируя детей подключаться к беседе. Обращает внимание что у зайчика есть глазки, носик, ушки, лапки, хвостик.
После предлагает детям посмотреть друг на друга, какие же есть части тела у них.
Работа детей в уголке творчества: дети дальше продолжают знакомиться с зайчиком. С помощью цвета выделяют часть тела. Игры с макетом закрепляют представления о том, где живёт зайчик, какие животные ещё живут в лесу.
После того как все воспитанники будут в сборе. Педагог создаёт игровую ситуацию с игрушкой-зайкой.
Обращает внимание детей «Посмотрите, кто здесь спрятался? Дрожит, боится!» Приглашает детей сесть рядом и познакомится с зайцем. Читает стихотворение:
«Вот какой забавный зайка, ты не бойся, побегайка,
На макушке – длинные ушки, пушистая спинка, мягкий животик,
А сзади у зайки коротенький хвостик, тебя не будем обижать,
будем с зайчиком играть.»Предлагает погладить зайку , и показать где у зайки ушки, какие они? А где хвостик? Какой он? А спинка пушистая? А животик мягкий. У зайчика есть лапки, где они?
«Перестал дрожать наш зайчик, давайте с ним поиграем».
Воспитатель организует игру: «Зайка беленький сидит».
Игра переходит в утреннюю гимнастику «Весёлая зарядка вместе с зайчиком».
После утренней гимнастики педагог обращает внимание детей на то, что столы с пищей уже накрыты. И предлагает ребятам рассказать зайке, что же нужно сделать перед тем, как садится кушать. После того как помыли руки воспитатель организует игру инсценировку «Научите зайку вытирать лапки».
Перед тем как дети сядут за столы воспитатель уточняет «Что кушают зайки? Какого цвета морковка? Где она растёт?». Зайка вместе с ребятами садится кушать морковку.
Организация непосредственно образовательной деятельности: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Цель: знакомство с русской народной сказкой.
Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы» с целью развития представлений о величине больше — меньше. Зайки спрятались за ёлку, чтобы их лиса не увидела. Незаметно для детей воспитатель одевает на руку лису – персонаж кукольного театра. Разыгрывает сценку поиска зайцев, ведёт диалог от лица взрослого, лисы и вовлекает детей в игру. Сценка заканчивается тем, что лиса ни кого не найдя, уходит, а зайчата, поблагодарив детей, возвращаются на полянку.
Педагог предлагает потанцевать детям с зайчиком. «Ну-ка, зайка, попляши, ну-ка, зайка, поскачи, ну-ка, зайка, поклонись, деткам, зайка, улыбнись!» Призывает детей которые не стали танцевать хлопать в ладоши.
Воспитатель проводит беседу: «Понравилось детям играть?», «Что понравилось больше всего?», «Какую сказку читали?», «Про кого?», «От кого мы прятали зайчиков?».
Собираясь на улицу, педагог предлагает рассказать детям зайке: «Какое сейчас время года?», «Какая была погода когда дети шли в детский сад», «Как, что и в какой последовательности нужно одевать?»
На прогулке воспитатель предлагает детям помочь зайчику посадить для него морковку. Беседа « Витамины — на грядке!». После того как морковку посадили. Педагог организует подвижные игры: « Лиса и зайцы», «Заинька выйди в сад». Игры с песком : «Домик для зайки».
После прогулки и обеда. Педагог предлагает детям показать зайчику как нужно аккуратно вешать свои вещи на стульчики. Когда все детки легли на кроватки, воспитатель зайку уложила тоже спать. И спела колыбельную песенку.
На примере организации образовательной деятельности для младших дошкольников в режимных моментах. Мы поделились своим опытом работы.
Из опыта работы следует, выделить положительные стороны комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Это: интеграция видов деятельности; возможность решать несколько дидактических целей и задач; стимулирование познавательной активности; отсутствие давления на ребёнка; мотивация к обучению; смена одной игры в другую игру, переход из одного вида деятельности в другой, делает обучение для детей интересным и не заметным.
Литература
1. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».