ИКТ в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах
-730600361249«ИКТ в непосредственной образовательной деятельности
и режимных моментах»
00«ИКТ в непосредственной образовательной деятельности
и режимных моментах»
Работу подготовила:
воспитатель МБДОУ д/с № 107
Макарова В.А.
Ульяновск 2016г.
В условия современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, в которой формируется и развивается его личность. ИКТ позволяют нам соединять образовательную и игровую деятельность детей, тем самым делая доступной и понятной ту информацию, которую мы хотим довести до ребенка. Конечно же, ИКТ не может и не должно заменить человека, с его мыслями, чувствами, восприятием, но может усовершенствовать и дополнить.
В ДОУ ИКТ могут применяться в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Они являются неотъемлемым элементом при проведении различных видов мероприятий, для сопровождения театральных сценок, постановок, сказок с детьми, при взаимодействии с сотрудниками, родителями и, конечно же, с самими детьми.
НОД в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествие по стране, городу, развитие речи, конструирование, рисование и др.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения (например: полет ракеты). Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды пр.
В обучении грамоте мультимедиа ресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ним, и контроль собственного произношения. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению.
Для детей младшего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов.
Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, для малышей это немаловажно.
Во-вторых, способствует развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол).
В-третьих, обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (развивается ассоциативная память).
Так же можно использовать медиа ресурсы для просмотра обучающих фильмов, мультфильмов; прослушивания детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы).
Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
- Это и дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
- это разнообразный иллюстративный материал к занятиям и для оформления различных стендов, группы;
- это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- оформление групповой документации, отчетов;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (половодье, полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты).
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья детей большое значение имеют условия, в которых проходят занятия:
детям можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю;
для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным;
нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений;
регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия;
для проведения фронтальных занятий использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа средств превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом, ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции.
Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
И в заключение, использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
62865393700