Доклад «Организация системного контроля в начальной школе как средство повышения качества образования»
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО КОНТРОЛЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
24.08.2015 г.
Елеупова Райхан Задановна
учитель начальных классов
МБОУ «Междуреченская ООШ»
2015-2016 уч.год
«Организация системного контроля в начальной школе как средство повышения качества образования»
Цель: повышение качества подготовки обучающихся на основе системного контроля
Доклад учителя начальных классов Елеуповой Райхан Задановны
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Главной функцией контроля является обеспечение обратной связи, получение обратной информации о степени освоения учебного материала, о проблемах и недостатках. Отсутствие контроля приводит к тому, что учитель теряет рычаги управления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (глава 2 п.11-ФГОС)
Известный методолог В.И. Загвязинский определяет контроль как операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
По мнению В.А. Сластенина, контроль представляет определенную систему проверки эффективности функционирования педагогического процесса.
И.П. Подласый включает в понятие контроль -выявление, измерение, и оценивание знаний, умений, навыков обучающихся.
Таким образом, контроль и оценка являются важнейшими структурными компонентами процесса обучения. Специфика контроля и оценки определяется педагогическими целями и задачами, содержанием, методами и формами обучения.
Во-первых, организацию системного контроля в начальной школе мы начинаем с документа «Основная образовательная программа начального общего образования»
Виды и формы контроля, прописаны в ООП НОО каждой школы в Целевом разделе в главе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы», такую же главу мы прописываем в своих рабочих программах «Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы»
2) Следующим шагом является диагностика оптимальной организации собственной деятельности учителя на уроке.
3) в- третьих, организация и проведение контроля за деятельностью учащихся, на основе которого должен определяться не только уровень конкретных знаний, но и развитие у учащихся таких учебных действий, как самоконтроль и самооценка.
I.
Методология современного начального общего образования определяет новое понимание функций контроля и оценки. Образовательная функция контроля и оценки заключается не в том, чтобы выявить и зафиксировать состояние дел, а в том, чтобы способствовать научению, исправлению ошибок, дальнейшему продвижению каждого ребенка в учебном процессе. Продвижение невозможно без создания ситуаций успеха, без предоставления ученику функций самоконтроля и самооценки учебных действий и достижений.
Особенности контроля определяются методическим письмом Министерства образования
«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (№ 1561/ 14 -15).
В письме нашли отражение текущий, тематический, итоговый виды контроля.
Эти виды контроля мы прописываем в ООП НОО и в своих рабочих программах в разделе: «Система оценки достижения планируемых результатов»
В зависимости от этапа обучения используются три вида контроля: стартовая диагностика, текущий (тематический) контроль, тесно связанный с процессом обучения, и итоговый контроль.
Стартовый, дигностический контроль нужен для того, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с детьми, продумать содержание и логику организации познавательной деятельности. Его результаты необходимо рассматривать как отправную точку для проектирования индивидуальных траекторий обучения. Выводы по результатам диагностики должны быть щадящие и рекомендательные.
Текущий контроль. Он проводится с целью проверки усвоения предъявляемого материала и выявления пробелов. Традиционно он проводится на каждом уроке. Его основной целью является анализ хода формирования умений и навыков учащихся. В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это ведет к усилению значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю. Текущий контроль осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Реализация принципа гуманности проявляется в следующем:
1)Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку.
2)При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.
3)Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Ценность отметки в ходе тематического, рубежного контроля выше, чем отметки, полученной в ходе текущего контроля, ибо она показывает результат усвоения определенной совокупности умений.
Тематический контроль проводится в письменной форме. Например, по математике для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год и определяет степень достижения конечных учебных целей. Итоговый контроль может проводиться в форме контрольных работ комбинированного характера.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
По результатам всех видов контроля выполняется анализ работ, результаты заносятся в соответствующие таблицы и хранятся в папке классного руководителя, раздел №6 «Результирующие документы и материалы».
В современных условиях каждый урок должен содержать формирование тех или иных УУД. В настоящее время именно УУД становятся объектом оценки как внутренней, так и внешней (итоговой) проверки образовательных результатов.
Контроль личностных и метапредметных УУД проводится 2 раза в год: на начало и конец учебного года. В 1 классе дополнительно проводится в середине учебного года. Результаты анализируются, заносятся в специальные таблицы и хранятся вместе с работами в папке классного руководителя «Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1-4классов».
Личностные результаты. Отчасти личностные УУД не подлежат оценке, т.е. в ходе итоговой проверки не должны оцениваться ни сформированность гражданской идентичности, ни осознание детьми своей этнической и национальной принадлежности, ни другие компетенции, названные в требованиях к личностным результатам образования. В повседневном же образовательном процессе контроль и оценка личностных результатов необходим. Понятно, что учитель не может оставить нравственные или, напротив, безнравственные суждения и поступки школьника. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащихся.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управления ею.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
-с помощью специальных сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
- при анализе выполнения проверочных заданий по предметам, когда на основе характера ошибок сделанных ребенком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.
Сформированность коммуникативных УУД может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.
Оценка предметных результатов описана как оценка планируемых результатов по каждому предмету учебного плана.
В начальной школе устанавливаются следующие формы контроля над развитием предметных знаний и умений учащихся: стандартизированные
-устный опрос;
-письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
- тестовые диагностические задания;
-графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;
-плановые контрольные работы;
- комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год)
и нестандартизированные (защита творческих работ, проекты, конкурсы).
Грамотный контроль всегда проводится в соответствии с критериями.
Например, по математике в нашей школьной практике проведение всех видов контроля с 2004 года осуществляется по хорошо известным пособиям «Контрольные работы» (авторы Н.Б.Истомина, Г.Г.Шмырева). Особенность этих пособий заключается в том, что каждая контрольная работа представлена в трех уровнях, причем авторами предлагается технология оценивания второго и третьего уровней.
Однако, ориентация системы оценки в стандарте на достижение планируемых результатов (базисный и повышенный уровни) освоения содержания учебных предметов и на формирование УУД потребовало внесение изменений в содержание контрольных работ. В новом учебном пособии этих же авторов (Н.Б.Истомина, Г.Г.Шмырева и Горина О.П., Редько З.Б.) «Мои учебные достижения» внимание учителя акцентируется не только на предметных, но и на метапредметных умениях, являющихся важными критериями для оценивания планируемых результатов.
В данном пособии предложен один вариант проверочной работы и имеется инструментарий (в 1 кл. отличается от 2-4кл.) фиксирования успехов учащихся в этой же тетради.
В пособии М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в проверочных работах также предусмотрено комплексное выявление степени сформированности у учащихся предметных и универсальных учебных действий.
В пособии даны проверочные работы, к каждому заданию дан подробный комментарий: какие предметные умения и УУД проверяются. Выявляется проявление самоконтроля: осознание учебно-практической задачи, самооценка готовности/неготовности её решить (эти две операции –действия самоконтроля в самой сложной его форме - по ходу деятельности, т.е. в процессе письма) , умение контролировать процесс и результат письма. Даны подробные советы по организации проверки и оценивания.
В учебном пособии по окружающему миру «Тестовые задания» (авторы: Поглазова Ольга Тихоновна, Шилин Виктор Дмитриевич) включены тестовые задания, которые могут использоваться для тематического и итогового контроля и самоконтроля за усвоением полученных знаний. После каждого теста дана таблица с заданием: Проверь и оцени свою работу, используя любой знак (два варианта знаков) и дан пример заполнения таблицы (1 задание, выбран ответ за скобкой (в), знак + означает, что задание выполнено правильно. Под таблицей дана рекомендация для ученика: «Подумай, что тебе надо повторить, чтобы ответить правильно.
II.
По поводу оптимальной организации собственной деятельности учителя на уроке, хотелось бы отметить, что есть необходимость подвергнуть контролю самообразовательную деятельность учителя по его умению, например, включать школьников в работу по плану или другим критериям.
Например, пользуясь ниже приведенной диагностикой, в ходе самоанализа урока или во время взаимопосещения урока коллег, можем проконтролировать и оценить, как учитель использует прием планирования
В книге «Как построить урок в соответствии с ФГОС» (изд. в 2012г., переиздан в 2014г. Волгоград, изд. «Учитель») Анатолий Владимирович Миронов (доктор педагогических наук, профессор) дает рекомендации, как провести диагностику собственного урока или урока коллег по разным критериям (рекомендован для начинающего учителя и полезен для учителя, имеющего опыт работы)
Пример:
Диагностика умений учителя организовать оценивание достигнутых результатов.
Параметры Баллы
0 б. 1б. 2б.
1 2 3 4
Что оценивается? Знания Знания, умения Предметные знания, действия, УУД
Кто оценивает? Только учитель Учитель, ученик участвует в оценивании Ученик, учитель может участвовать в коррекции оценки
Соотнесение с целями обучения (планируемыми результатами) Без соотнесения Соотнесена частично Оценка исходит из целей (планируемых результатов)
Управление оцениванием (алгоритм оценки) Процедура оценивания не регламентирована Обозначены критерии оценки Оценивание осуществляется по алгоритму
Максимальный балл-8;
Минимально необходимый -4балла.
На этапе подготовки к уроку рассмотрим пример варианта оценки проекта урока на основе готовых разработок урока или конструирования собственного урока (здесь даны не все структурные элементы урока, напрямую не связанные с реализаций деятельностного метода: актуализация опорных знаний, физминутка, домашнее задание и т.д.)
№ п/п Параметры оценки Критерии оценки баллы
1 Обозначение целей урока для учителя Обозначены лишь предметные знания 0
Отражены только предметные знания и умения, или только предметные знания и УУД. При этом цель урока не привязана к «планируемым результатам». 1
Отражены и предметные умения и УУД. Цель урока не привязана к «планируемым результатам». 2
Отражены предметные умения и УУД. Цель урока привязана к «планируемым результатам». 3
2 Обозначение целей урока для ученика (целеполагание) Момент целеполагания не зафиксирован 0
Целеполагание осуществляется только учителем 1
В определении учебной цели принимают участие школьники (показано как это делается). 2
3 Работа по плану Работа по плану не предполагается 0
План предлагается учителем или учебником 1
В планирование работы включаются дети 3
4 Применение полученных знаний на практике
(формирование умений) Соответствующие задания не предусмотрены 0
Задания не полностью соответствуют запланированным достижениям (умениям) 1
Задания полностью соответствуют запланированным достижениям (умениям) 2
5 Оценка достигнутых результатов Оценка достигнутых результатов не осуществляется ни в какой форме. 0
Оценка достигнутых результатов осуществляется только учителем. 1
Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и самими школьниками (самооценка); показано, как это делается. 2
6 Структура урока Этапы урока не обозначены 0
Этапы урока обозначены, но не отражают реализацию деятельностного подхода 1
Этапы урока обозначены и отражают реализацию деятельностного подхода 2
7 Постановка учебной задачи (проблемы). Учебная задача (проблема) не обозначена 0
Учебная задача (проблема) обозначена, но не показано, как она будет решаться 1
Учебная задача (проблема) обозначена, показано, как она будет решаться 2
8 Развитие информационных умений Задания на самостоятельный поиск информации отсутствуют 0
Отражены задания на самостоятельный поиск информации и, возможно, её обработку 1
9 Развитие коммуникативных умений Работа в парах, группах не предусмотрена 0
Предусмотрена работа в парах, группах 1
10 Использование УУД «знаково-символическое моделирование», «классификация», «сравнение» Не приведены задания на формирование (проверку) данных УУД 0
Приведены задания на формирование (проверку) названных УУД 1
11 Осуществление межпредметных связей Реализация межпредметных связей не предусмотрена 0
Реализация межпредметных связей предусмотрена, показано, с какой дисциплиной и как будет осуществляться 1
Итого максимально возможный балл 19.
Рекомендуемые отметки:
«удовлетворительно» -13-14 баллов;
«хорошо» -14-15 баллов;
«отлично» -17-19 баллов, при условии, что параметры 1,2, 4,5,6 не нулевые.
Диагностика умения учителя включать школьников в работу по плану (для 3-4кл.).
Критерии
Баллы
На уроке школьники не включались в работу по плану
0
Осуществлялась работа по плану, предложенному учителем или учебником, ход работы не сверялся с целью
1
Осуществлялась работа по плану, предложенному учителем или учебником, ход работы сверялся с целью
2
Дети работали по плану, составленному совместно с учителем, ход работы не сверялся с целью
3
Дети работали по плану, составленному совместно с учителем, ход работы сверялся с целью
4
Дети работали по самостоятельно составленному плану, ход работы не сверялся с целью 5
Дети работали по самостоятельно составленному плану, ход работы сверялся с целью 6
В ФГОС отмечается, что универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Сущность контрольно-оценочной деятельности ученика.
Традиционно процедура контроля и оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация изменилась. В процесс оценивания достигнутых результатов включается ученик. Более того обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. Для начальных классов взаимодействие учителя и ученика в процессе оценивания образовательных результатов нашло отражение в правиле «Оценку определяют учитель и ученики сообща».
Оценочная деятельность ученика есть целенаправленная активность по составлению характеристики собственных учебных действий и учебных достижений. Деятельность по самооцениванию включает две составляющих:
-понимание учеником критериев качества своей работы;
-владение способами оценивания.
Оценочная деятельность проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить. Он понимает, в чем причина его ошибки, умеет ее находить и исправлять, может придумать задание для работы над ошибками. ( Цукерман Г.А.).
Главный смысл самооценки состоит в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности.
Функции самооценки.
Констатирующая – на основе самоконтроля ( что я знаю хорошо, а что недостаточно?).
Мобилизационная – ( мне многое удалось, но в этом вопросе я разобрался не до конца).
Проектировочная – ( чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…)
Самооценка позволяет увидеть ученику сильные и слабые стороны и выстроить программу дальнейших действий. Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности, которую учитель излагает до того, чтобы оценить его.
ПРОЦЕДУРА САМООЦЕНКИ.
Принятие учеником четких эталонов ( критериев) оценивания или совместная разработка критериев.
Ознакомление с заданием.
Прогностическая самооценка по критериям.
Сопоставление эталонов и результатов. Рефлексивная самооценка.
Постановка коррекционно – развивающих задач.
Самооценке могут подвергаться не только результаты овладения предметным содержанием, но и общеучебные умения. Перечень их впервые предложен в материалах Федерального компонента государственного стандарта. Важно продумать как в течение учебного года, и в целом, в период начального обучения будет контролироваться процесс формирования общеучебных умений – фундамента ключевых компетенций.
В первом классе достаточно научить учащихся пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценки своей работы, сравнивать свою оценку с оценкой учителя.
Ребенку нужно показать смысл оценочной деятельности. Вначале он учится сверять свою работу с эталоном. Эталоном выступает образец написания букв, цифр. Несовпадение двух оценок становится предметом рефлексии. В ходе диалога, в котором сравниваются оценки, ученик приходит к пониманию причины своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, осознает сущность изучаемого материала.
Контроль не мыслим без оценки результатов учебно - познавательной деятельности младших школьников.
«В учебной деятельности по функциям можно выделить два вида контроля (контрольных действия):
контроль-внимание направлен на исполнение действия, обеспечивая его соответствие ориентировочной основе «плана». Этот вид контроля крайне необходимое условие решения задачи, связанной с применением усвоенных знаний (формирование этого вида контроля происходит с 1 по 3кл.);
рефлексивный контроль (ведущим становится в 4 классе), направлен на ориентировочную основу («план») действия и состоит в проверке ее соответствия фактическим условиям задачи» (А.Б.Воронцов-генеральный директор Центра переподготовки работников образования «Развитие личности» -сторонник безотметочного обучения).
По его мнению, если контроль и оценка со стороны ученика сопровождают весь ход учебной деятельности, сильный оценочный компонент со стороны ребенка и его товарищей обязательно обеспечивают успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Уверенность в успехе рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.
По традиции учащийся не владеет « инструментом» (критериями) контроля и оценки. С этой целью в системе «Гармония» на каждом уроке предусмотрены моменты, направленные на формирование контрольных и оценочных действий ребенка.
Необходимо уделять время на каждом уроке на то, чтобы ребенок ясно видел, что конкретно подлежит оцениванию, ибо только в таком случае он может осуществлять самоконтроль.
Уже в первом классе ребенка мы учим контролировать и оценивать выполнение задания по определенным правилам, или иначе, признакам или критериям. Сущность оценочной деятельности учителя выражается не только в умении разработать или правильно подобрать критерии оценки учебных достижений детей, но и научить детей оценивать свои действия и результат собственной учебной деятельности. Ребенок выступает как субъект деятельности на всех этапах учебного процесса, в том числе и на этапе контроля и оценки, где традиционно гегемония учителя всегда была неоспорима.
Например, в курсе обучения грамоте начинается формирование у школьников метапредметных учебных действий (в данном случае регулятивных: выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия).
В добуквенный период, начиная с 4 урока, учитель вводит в практику общения оценку классом речи говорившего ученика (безусловно, помня о педагогической этике):
– Была ли речь ... (имя ребенка) понятной?
Что её сделало такой?
Помогал ли нам ... понять его речь?
Как? (Пока, конечно,в центре внимания будет техническая сторона: громкость, внятность,
чёткость.)
Не менее значим и ещё один тип вопросов:
– Хорошо ли тебя слушали? Тем, как ребята слушали, они помогали или мешали тебе говорить?
Так привлечение внимания говорящего к слушающим, слушающих – к говорящему постепенно будет закладывать основы культуры общения.
Рассмотрим подобные приемы организации оценочной деятельности в первом классе на уроках письма.
Вначале критерием выступает образец. Учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результат в соответствии с образцом (эталоном). Оценить можно с помощью волшебной линеечки.
После самооценки ребенка оценку совершает учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик стремится найти причину своей ошибки.
Волшебные» линеечки.
Данный инструмент оценивания необходим в большей степени для организации текущего контроля и оценки.
Волшебные линеечки придумала Г.А. Цукерман, д.п.н., один из теоретиков развивающего обучения. В свое время их разработали отечественные психологи Тамара Дембо и Сусанна Рубинштейн для диагностики психического состояния пациентов. В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.
Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки больного по шкалам здоровья, умственного развития, характера. Интерпретация: Психически здоровые люди, способные сами решать проблемы, « размещают» себя на линеечках чуть выше середины. Люди, не способные в данный момент самостоятельно решить проблемы личностного плана, оценивают себя значительно ниже середины или максимально высоко. Вот этот подход был адаптирован к оценке учебных достижений младших школьников. Но интерпретация здесь другая.
С помощью волшебной линеечки можно оценить любое умение: писать по образцу, умение проверять безударную гласную, умение различать объекты живой и неживой природы, умение находить удобные слагаемые и т.д. Ребенок оценивает свое умение так: если считает, что выполнил все задание без ошибок – делает на линеечке отметку высоко, если считает, что были сделаны ошибки – отмечает где - то посередине, если считает, что все выполнено совсем неверно – отметка делается значительно ниже середины. Линеечки могут быть и вертикальными и горизонтальными. На этой линеечке оценку может отметить и учитель. Для этого надо применить другой цвет. Если учительская и ученическая оценки совпадают, то можно обвести в кружочек оценку ученика. Такой значок будет означать, что учитель согласен с оценкой ученика. Каждое учебное задание можно оценить по нескольким критериям, поэтому линеечек может быть несколько. Линечки могут быть вертикальными и горизонтальными. В длину примерно 6 клеточек.
Критерии вводятся постепенно. Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких.
При подготовке к выполнению задания учитель спрашивает учеников: « Какое умение мы будем проверять? Какое правило? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить? Так формулируется критерий.
Пример по русскому языку.
Задание: Списать текст из пяти слов безошибочно.
Ребята, что нужно уметь, чтобы безошибочно выполнить задание?
Отвечают: быть внимательными, не пропускать буквы в словах. Хорошо. Давайте оценим свою работу по критерию « Умение не пропускать буквы в словах».
Выполняют, оценивают себя. Затем учитель оценивает работу по этому же критерию.
Учитель вправе вводить дополнительные критерии оценивания. Например, ребенок выполнил работу плохо. Оценка по основному критерию будет низкая. В этой связи учитель предлагает ученику оценить себя по критерию « аккуратность», « старательность», оценивает его и сам по одному из дополнительных критериев. Зачем? Ну, конечно, для того, что бы ребенок испытал успех, поверил в себя. Иначе он перенесет низкую оценку в целом на собственную личность. Мотив учения может ослабеть. Младший школьник, как никто другой, должен испытать ситуацию успеха.
Далее учащиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев, учатся оценивать себя по нескольким критериям. Критерии к заданиям на этапе изучения нового материала и первичного формирования умений формулируются исходя из алгоритма правила.
Приведем пример разработки критериев оценки умений осуществлять перенос слов. 1 класс. Учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. (упр.№3)
Какой один перенос слова неправильный? В чем ошибка?
ве-жливая, веж-ливая, вежлива-я.
Определение критериев.
Ребята, какие критерии (умения) надо соблюдать, чтобы правильно выполнить задание?
Назовите их в том порядке, по которому вы будете их применять.
Умение делить слова на слоги.
Умение переносить слова по слогам.
Умение не оставлять одну букву на строке.
Так правило переведено на язык алгоритма. Выполняя задание, ученик может осуществлять самоконтроль учебных действий и грамотно оценить себя по сформулированным критериям.
Критерии к оценке умений осуществлять перенос слов могут усложняться от класса к классу.
Урок по теме: 2 класс. «Однокоренные слова» Задание в «Тетради для самостоятельных работ». Т.В.Корешковой.Часть 2 (стр.10 №8)
Цель: научиться различать однокоренные слова в сложных случаях.
Детям предлагается задание:
Являются ли однокоренными подчеркнутые пары слов? Ответь знаками + или -.
Докажи, что корень в некоторых подчеркнутых словах выделен правильно. Как будешь рассуждать?
Наблюдения юного натуралиста.
У зверей имя часто не вяжется
С их натурой, как можно заметить.
Уж не так уж ужасен, мне кажется.
Белки белой и в сказке не встретить!
Норки норка (не) роет проворная,
Рысь не рысью по жизни шагает,
Ну, а ласка – она (не) ласкается,
А шипит и визжит, кур таская.
Скат в рулон никогда (не) скатается,
И с горы ему век (не) скатиться.
Учащиеся знакомятся с текстом и вместе с учителем разрабатывают критерии, необходимые для контроля и оценки собственных достижений.
Организуется беседа:
Что надо знать, чтобы правильно выполнять это задание?
В ходе обсуждения формируются критерии и записываются на доске:
а) Умение объяснять значение слова.
б). Умение находить общую часть слов.
в) Умение выделять корень.
Подобным образом организуется работа по выполнению 2 задания.
Одной из форм учебной работы, воспитывающей самоконтроль, является ситуация, когда дети сами придумывают контрольные упражнения, с помощью которых можно проверить то знание, которое они перед этим усвоили. «Способность рассуждать в начальных классах формируется при такой организации учебной деятельности, когда дети сами должны строить упражнения, в которых, по их мнению, проверяются их знания». (В.В.Давыдов)
Основная проблема заключается в том, чтобы правильно, технологично организовать на уроке ситуацию нехватки учебных контрольных средств, чтобы достаточно замотивировать учащихся на их создание.
Подобные ситуации можно разработать по наиболее глобальным темам.
Пример. Русский язык. 2 класс. Тема: «Состав слова».
Учитель проводит проверочную работу после завершения темы и предлагает детям выбрать любую из трех:
После анализа заданий, дети приходят к выводу:
1). Спиши текст и подчеркни слова-предметы одной чертой, а слова-действия двумя чертами
(дается текст).
2). Разбери слова по составу: день, тень, сон, мак, рак, вор, ток.
3). Разбери слова по составу:
зябрята, хрямовкали, утрожка, сысавка, няткая. Данная проверочная работа не по теме.
Данная проверочная работа слишком легкая (все слова состоят только из корня).
Данная проверочная работа невыполнимая, т.к. для выделения морфем требуется подбор родственных слов в соответствии с лексическим значением. А оно в данных словах отсутствует.
Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно придумать задания проверочной работы адекватного уровня сложности и в соответствии с темой.
Таким образом, ситуация нехватки систематизированных учебных средств, создаваемой педагогами на уроке, позволит более глубоко ее прочувствовать и найти оптимальные формы организации деятельности учащихся и собственной.
Математика.
В тетради «Мои учебные достижения» 3кл. -8 контрольных работ представлены в одном варианте, на двух уровнях: базовом и повышенном. На каждом уровне 12 заданий. После каждого уровня предложен инстументарий фиксирования успехов учащихся. Для удобства обработки результатов каждое задание представлено 4 клетками. Если ребенок считает, что он задание выполнил полностью и верно, закрашивает все 4 клетки; если задание выполнено не полностью, закрашивает 2 клетки; если не справился с заданием - закрашивает 1 клетку; если не приступал к заданию - не закрашивает ни одной клетки.
Критерии оценки могут быть сформулированы и для текущего контроля. Они позволят детям лучше понять опыт позитивного оценивания.
Письменная характеристика представляет собой описание результатов достижений учащихся за определенный период. В ней учитель описывает успехи учащегося, дает необходимые рекомендации. Характеристика может включать 8 – 10 предложений. Начальные и завершающие фразы в характеристике должны быть оптимистичными. Пример такой характеристики:
Характеристика учебных достижений Наташи А., ученицы 1 класса.
Наташа закончила первый класс по образовательной программе «Гармония».
Ученица успешно освоила курс обучения грамоте и начальный курс русского языка. Хорошо знает все звуки и буквы, различает, произносит и пишет правильно.
Наташа умеет определять место ударения в словах, правильно списывать слова и предложения. Хорошо и плавно читает по слогам.
В следующем году Наташе надо поучиться писать слова и предложения под диктовку без пропусков букв. Лучше всего Наташе удается выразительно читать стихотворения, вычислять в пределах 10. Немного труднее решать задачи, но ученица всегда настойчива и упорна. Умеет оценить свой результат по предложенным критериям. Молодец!
Такая характеристика может быть выдана и родителям и самой ученице. В этом случае, лучше ее начать со слов « Наташа, я горжусь твоими успехами», или « Я рада твоим успехам».
Для каждого ребенка надо найти слова, подчеркивающие его успешность. Если у школьника успехи маленькие и много недостатков, то не следует всех их перечислять. Надо их проранжировать и остановиться на одном – двух самых главных недочетах. От обилия «НЕ « растеряется и огорчится любой человек. А начинающий ученик тем более.
Итак, словесная оценка может быть использована в ситуации текущего и итогового контроля.
Таким образом, организовав работу по этим направлениям, можно повысить качество образования в начальной школе.