Методы и приёмы развития мотивационной сферы как фактор влияния на личностное развитие обучающихся
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Этапы реализации.
Научно-теоретическая база исследования.
Диагностика мотивационной компетентности (банк диагностических материалов):
анкета для изучения мотивации учащегося (по М.Коннеру, 2005);
учет учителем основной мотивации обучения (по М.Коннеру);
изучение мотивации обучения старшеклассников;
диагностика учебных мотивов;
уровни личностного развития;
оценка учителем уровня личностного развития учащихся;
индивидуальная стратегия развития
Модель формирования мотивационной сферы учащихся.
Опорная карта для конструирования уроков географии с использованием методов и приемов мотивации учебной деятельности для учащихся разных возрастных категорий.
Методическая шкатулка учителя географии по использованию приемов повышения мотивации учебной деятельности:
проблемные и творческие задания;
образцы тем для мини-дискуссий;
интеллектуальные игры;
«Творческая книжка» учащегося;
план школьного географического клуба «Глобус»;
Видео-презентации, видеоролики, разработки уроков, проектов.
Выводы.
Список использованных источников.
Наиболее важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
наиболее живым примером является сам учитель.
Он воплощает метод обучения, он является
воплощением принципа воспитания.
О.Дистеверг
Тема: Методы и приёмы развития мотивационной сферы как фактор влияния на личностное развитие обучающихся
Руководитель исследования: Мельник Е.Н.
Участники исследования: учащиеся, педагоги
Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 32
Тип исследования: практико-ориентированный
По содержанию: предметный
По характеру контактов: внешний
По количеству участников: групповой
Продолжительность: 2016-2018 годы
1. ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не секрет, что интерес учащихся к обучению в последнее время уменьшается. Как точно подметил немецкий ученый А.Дистервег: «Ум ребенка нельзя заполнить знаниями, он сам должен ухватит и усвоить их». Таким образом, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него есть определенный мотив для ее выполнения. Кроме того, надо определить главное: человек включается в деятельности только после появления мотива для участия в ней.
В настоящем проблема повышения интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что, произошли значительные изменения в обществе и в образовании, которые определяются в большинстве особенностями перехода к информационному обществу. При переходе на новые образовательные стандарты в учебно-воспитательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов и приемов обучения, которые повышали бы мотивацию обучения, привлекали учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, стремления овладевать умениями и навыками самостоятельного творческого приобретения знаний. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного строения учебного процесса.
Проблема исследования состоит в усовершенствованные методологического подхода к мотивации учебной деятельности на уроках географии, позитивного изменения качества личностного развития учащихся.
Главная педагогическая идея исследования состоит в создании условий для повышения учебной мотивации путем широкого внедрения в учебный процесс активных форм, методов и приемов обучения.
Развивающее направление школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня является общее всестороннее развитие личности учащихся, формирование жизненно важных компетентностей, подготовка ученика к успешному вхождению в социум.
Традиционные в прошлом репродуктивные методы обучения, опирались на принципы авторитарности и уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут необходимы в новых общественных отношений, жизненных условий.
Роль учителя существенно меняется, но не никак не уменьшается, наоборот увеличивается.
ЦЕЛЬ исследования
Выявить эффективные способы формирования мотивационной сферы для формирования особой формы активности обучающегося, направленного на овладение приемами самообразования и саморазвития.
1.3 ЗАДАЧИ исследования
Изучение научно-теоретической базы по проблеме.
II. Создание банка диагностических материалов (анкет, тестов, творческих упражнений и т.д.)
III. Определение наиболее эффективных методов и приемов стимулирования и повышения мотивации собственного самообразования и саморазвития.
IV. Разработка рекомендаций для учителей по моделированию учебной деятельности в контексте повышения мотивационной компетентности.
1.4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Повышение интереса к географическому образованию школьников;
• Повышение качества изучения географии;
• Выявление одаренных детей и стимулирования их к овладению собственными приемами самообразования и саморазвития;
• Подготовка учебно-методического обеспечения для учителей по мотивации изучения географии;
• Повышение профессионального развития учителей географии.
2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ исследования
Этап
Срок реализации Задача Ответственные
I
подготовительно-организационный Сентябрь - март 2016 Обоснование актуальности и перспективности для учителей разработки этой проблемы;
анализ и обобщение передового опыта по этой проблеме Мельник Е.Н.
планово-прогностический Апрель - октябрь 2016 Определение цели и задач исследования.
Изучение научно-теоретической базы исследования.
Создание диагностического банка по проблеме.
Изучение инновационного потенциала педагогических технологий, методов и приемов мотивации при изучении географии.
Анализ и обобщение передового педагогического опыта по этой проблеме в педагогическом коллективе.
Создание модели системы работы по формированию мотивационной компетентности при изучении географии.
Проведение диагностики обучающихся на наличие заинтересованности изучением географии. Создание банка учебно-методического обеспечения мотивационной компетентности Мельник Е.Н.
III.
Организационно-исполнительный Сентябрь 2016- апрель
2017
Введение «Творческой книги ученика».
Разработка индивидуальных стратегий саморазвития и самообразования географически одаренных учащихся: создание банков:
- видео ресурсов (роликов, анимации, презентации и т.д.);
-проблемных и дискуссионных вопросов;
- интеллектуальных игр Мельник Е.Н., учащиеся, родители
IV.
Коррекционный сентябрь 2018–
май
2019 Внедрение методов и приемов мотивации изучения географии.
Проведение мониторинга показателей личностного развития учащихся:
1 Стремление к саморазвитию;
2.Развитие информационной компетентности;
3.Развитие продукции творческой деятельности учащихся по географии Мельник Е.Н., администрация школы
V.
Итоговый август – сентябрь
2019 Отчет о результатах работы:
-выработать предложения в план работы школы по обеспечению условий распространения инновационного опыта среди учителей географии города
-осуществить прогнозирование дальнейшей работы. Мельник Е.Н., администрация школы
3. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
В основе исследования лежат педагогические идеи известных педагогов И. Г. Песталоцци. В.А.Сухомлинского, А.Дистерверга общая идея которых в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо повышение учебной мотивации, развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.
Интересной и близкой к идее исследования является теория развития познавательных интересов Г.И.Щукиной, модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов - выполнение частично поисковых задач-решений и творческих задач. Также имеет значение технология развития обучения В.В. Давыдова, З.И.Калмыковой, Г.К.Селевко.
В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским, в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одной из его предложений является усиление мотивации школьников и целостно направлен интенсивное развитие личности, ее творческого потенциала.
Обучение в школе - это совместная деятельность, которая должна научить ученика навыкам сотрудничества, сотворчества и самостоятельности.Эта проблема привлекает тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего, проблемного, дифференцированного обучения и тому подобное. Самое главное в этих технологиях - это идея совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Взаимопонимания, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроках, формировать мотивацию.
А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «... то, что является единственным побудителем направленной деятельности, является не сама по себе необходимость, а предмет, отвечающий этой потребности».
Мотив - это или кратковременное состояние, или стабильное качество личности. Когда у человека вдруг появилось желание что то сделать, можно говорить о кратковременном состоянии. Если у человека есть желание делать так постоянно - это составная часть качества личности.
Конечно, в душе учащегося всегда идет борьба между различными мотивами. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив преодолеет, станет решающим. Задача учителя, и не очень простое, состоит в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в учениках именно учебно-познавательной деятельности.
Теоретический анализ показал, что для увеличения качества образования необходимо формирование мотивации обучения у учащихся средней и старшей школы.
Таким образом, под активностью ребенка в учебном процессе имеют такой вид отношений, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Г.К.Селевко отмечает, что такого рода активность является результатом целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующего педагогического окружения. Т.И. Шамова доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.
4. Банк диагностических материалов (анкет, тестов, творческих упражнений и т.д.)
4.1 Анкета для определения мотивации ученика
(по М.Коннеру, 2005)
1. Я горжусь, когда ...
А) мне что-то удается сделать;
Б) помогаю другим;
В) могу прогнозировать.
2. Я в основном думаю о ...
А) то, что делать дальше;
Б) людей;
В) идеи.
3. Чтобы расслабиться, я ...
А) делаю то, что нужно сделать;
Б) иду куда-нибудь и разговариваю с друзьями;
В) читаю или захожу в Интернет.
4. Я люблю выполнять дела ...
А) немедленно, или по расписанию;
Б) если это всем полезно;
В) когда мне кажется, вот такой нужно.
5. Когда захожу в сеть, я ...
А) стараюсь находить необходимую информацию;
Б) пишу письма, отправляю сообщения;
В) стараюсь быть в ней дольше.
6. Проекты должны ...
А) завершаться вовремя;
Б) выполняться заблаговременно;
В) должны для меня что-то значить.
7. В школе я люблю ...
А) постоянно задавать вопросы;
Б) заводить друзей;
В) экспериментировать.
8. Расписание ...
А) приучает к порядку;
Б) помогает координировать действия разных людей;
В) служит красный инструментом.
9. Мне хочется, чтобы меня уважали за ...
А) то, что я организована, пунктуальный человек;
Б) то, что я обращаю внимание на других людей, обнаруживаю доброту, такт, любознательность;
В) разум, я могу решать проблемы, делать открытия.
10. Когда я за что-то берусь, то ...
А) довожу дело до конца;
Б) люблю заручиться помощью других;
В) думаю, что жизнь - это дорога, а не цель.
ПРИМЕЧАНИЕ: а - мотивация достижений; б - мотивация общения (социальная); в - познавательная мотивация. Обведите избранные ответы, подсчитайте количество каждого порядка двоек, троек, определите преимущества, установите мотивацию ученика
4.2 Учет учителем основной мотивации обучения
(составлен по М.Коннеру)
Основная мотивация Характеристика ученика
согласно мотивации
I. Мотивация достижения поставленной цели Прямой путь к цели. Обучение считается не очень приятным занятием. Ученик редко идет на личные контакты
Мотивация общения (социальная) Обучение в основном через взаимоотношения с людьми. Ученику не нравится работать одному
Познавательная
мотивация Процесс познания доставляет удовольствие. Ученик стремится к знаниям ради самих знаний. Разочаровывается. Если необходимо больше времени уделять методикам обучения
4.3 Изучение мотивации обучения старшеклассников
АНКЕТА
Ф. И. ___________________________ Класс __________
Внимательно прочитай каждое не законченное предложение и все варианты его продолжения.
Подчеркни два варианта, которые совпадают с твоей собственной мыслью.
I.
1. Моя цель на уроке ...
а) получение информации;
б) получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше;
г) выбрать для себя самое главное;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить хорошую оценку;
ж) пообщаться с друзьями.
2. При планировании своей работы я ...
а) обдумываю ее,
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь сделать все добросовестно;
г) выполняю сначала задания сложнее;
д) стараюсь сделать ее быстрее.
II.
3. Самое интересное на уроке ...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) мало известные факты;
в) практика, выполнение задач;
г) интересный рассказ учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отметку «5»;
ж) общения с друзьями.
4. Я изучаю материал добросовестно, если ...
а) он мне очень интересен;
б) он мне необходим;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) стараюсь всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
5. Мне нравится делать уроки, когда ...
а) их мало и они не сложные;
б) я знаю, как их делать, и у меня все получается;
в) они мне пригодятся;
г) они требуют усердия;
д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;
е) у меня есть настроение;
ж) материал или задания интересные;
з) всегда, поскольку это необходимо для глубоких знаний.
III.
6. Учиться лучше меня побуждает ...
а) мнение о будущем;
б) конкуренция и мысли об аттестате;
в) совесть, чувство долга;
г) стремление получить высшем образовании в престижном
Высшем учебном заведении;
д) ответственность;
е) родители (друзья) или учителя.
7. Я активнее работаю на уроках, если ...
а) жду одобрения от окружения;
б) мне интересно выполняемая работа;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы меня заметили;
е) изучаемый материал мне нужен.
8. Хорошие отметки - это результат ...
а) моего напряженного труда;
б) труда учителя;
в) подготовленности и понимание темы;
г) везение;
д) добросовестного отношения к учебе;
е) таланта или способностей.
VI.
9. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от ...
а) настроения и самочувствия;
б) понимания материала;
в) везения;
г) применения усилий;
д) заинтересованности в хороших отметках;
е) внимания к объяснению учителя.
10. Я буду активным на уроке, если ...
а) хорошо знаю тему и понимаю материал;
б) смогу справиться;
в) почти всегда активен;
г) не будут ругать за ошибку;
д) твердо уверен в своих успехах;
11. Если какой-нибудь учебный материал мене не понятен (сложен для меня), то я ...
а) ничего не делаю;
б) прошу помощи у других;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь обязательно разобраться;
д) надеюсь, что пойму потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
V.
12. Ошибившись при выполнении задания, я ...
а) теряюсь;
в) прошу помощи;
г) извиняюсь;
д) продолжаю думать над задачей;
е) бросаю эту задачу.
13. Если я не знаю, как выполнить какое-нибудь задание, то я ...
а) обращаюсь за помощью;
б) бросаю его,
в) думаю и размышляю;
г) не делаю его, потом списываю;
д) обращаюсь к учебнику и дополнительным источникам;
е) расстраиваюсь и откладываю его.
14. Мне не нравится выполнять задания, если они ...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) слишком легкие, не требуют усилий;
в) требуют выполнения по «шаблону»;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Процедура обработки результатов анкетирования одинакова для всех методик. Различные только ключи и оценочные таблицы.
Вопросы: 1, 2, 3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личный смысл обучения.
Вопросы: 4, 5, 6 входят во 2-ой содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.
Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 9-11-х классов
Варианты ответов
Номера предложений и баллы, соответствующие им:
Варианты ответов Номера предложений и баллы, которые им отвечают
1 2 3 4 5 6 7 8 9
а 4 0 5 5 3 5 3 3 0
б 5 4 2 4 5 1 3 3 3
в 5 4 3 3 5 0 5 2 3
г 4 5 3 5 3 3 0 5 5
д 3 4 5 3 0 3 5 0 3
е 3 - 2 4 2 - 2 1 1
ж 3 - 3 4 1 - 1 - 3
з - - - - 0 - - - 5
1 2 3
Показатели мотивации
Чтобы исключить случайность выбора и получить более объективные результаты, ученикам предлагается выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.
I, II, III показатели мотивации по сумме баллов определяют итоговый ее уровень.
По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Сумма баллов итогового уровня мотивации
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников:
I - очень высокий уровень мотивации обучения (72-85)
II - высокий уровень мотивации обучения (55-71)
III - нормальный (средний) уровень мотивации обучения (42-54)
IV - пониженный уровень мотивации обучения (30-41)
V - низкий уровень мотивации обучения (до 29)
4.4 Диагностика начальных мотивов
На отдельных карточках необходимо записать мотивы учения в виде суждения, а затем предложить ученикам разделить их: а) на пять групп по степени значимости для себя; б) выбрать из общего числа 10 наиболее значимых мотивов.
Перечень мотивов
Учащийся должен хорошо учиться.
Я стараюсь точно и быстро выполнять требования учителя.
Я понимаю свою ответственность за учебу перед классом.
После окончания школы я хочу учиться дальше.
Для того, чтобы стать хорошим специалистом, нужны хорошие знания.
Я хочу быть человеком, с которым интересно общаться.
Хочу получать хорошие отметки.
Хочу получать похвалу за учебные успехи от учителей и родителей.
Хочу, чтобы у меня был высокий учебный рейтинг в классе.
Хочу быть лучшим учеником (ученицей) класса.
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были лучшими.
Хочу получить возможность заниматься интересующим меня предметом после уроков.
Не хочу подводить класс своим плохим учением.
Не хочу, чтобы за учебу ругали в школе и дома.
Не хочу получать плохие отметки
Мне нравятся уроки математики.
Мне нравятся уроки истории, русского языка, литературы и др.
Люблю на уроке все новое и интересное.
Нравится, когда учитель рассказывает интересно, приводит новые факты.
Люблю решать сложные учебные задачи.
Нравится, когда на уроках можно рассуждать, высказывать свое мнение о предмете разговора.
Нравится преодолевать на уроке трудности.
Нравится, когда учитель видит твои результаты и справедливо их оценивает.
Здорово, когда учитель видит достижения каждого ученика.
Здорово, когда учитель разнообразно организует работу на уроке.
Анализ результатов
-социальные мотивы;
-учебные мотивы;
-мотивы долга и ответственности;
-мотивы самоопределения и самосовершенствования;
-мотивы собственного благополучия;
10-12 -мотивы престижности;
13-15 -мотивы избегания неприятностей;
16-18 -мотивация содержанием урока;
19-21 -мотивация процессом учения;
22-25 -мотивация поощрением.
По результатам данного исследования можно выявить учащихся, у которых уровень учебной мотивации достаточно высок, что не всегда соответствует уровню его учебных достижений. К примеру, у ребенка уровень мотивации высок, а учебные результаты низкие. Это свидетельствует зачастую о том, что проблемы связаны не только с личностью самого ученика, в большей степени это касается педагога, который обучает ученика.
4.5 Оценка учителем уровня личностного развития учащихся
6-А класса
Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 32
учитель Мельник Е.Н.
май 2016 года
I – низкий II - средний III - достаточный IV- высокий
Личностные компетентности
Совесное
общение
Решение
проблем Сотрудничество Настойчивость Ответсвенность Принятие решений Умение работать в группах Планирование Общий уровень личностного пазвития
Фамилия и имя
учащегося
1. Адамова Диана IV III IV III IV IV IV IV IV
2. Арабаджи Екатерина II II II III II II II I II
3. Барздун Олег IV III IV IV IV IV III IV IV
4. Горелых Владислава IV III III III III IV III III III
5. Егорова Александра III IV III III III IV III III III
6. Жарких Михаил IV III IV III IV IV IV IV IV
7. Заничковская Дарина III III II III II IV III II III
8. Здор Анастасия III III III IV III II III III III
9. Коваленко Стелла IV IV IV IV IV IV IV IV IV
10. Кутателадзе Тимур II II II II II IV II II II
11. Лайков Данил III III II IV I II III II III
12. Лебедева Елизавета III II II III III IV III III III
13. Луценко Даниил IV IV IV IV IV IV IV IV IV
14. Максаков Никита IV II III III III IV II II II
15. Нарская Анна III II II II II IV II II II
16. Потапов Дмитрий I I I I I III II II II
17. Пузенко Вадим III II II II II III II II II
18. Пусан Евгений I II II III III III II II III
19. Родзин Михаил III II II III III II II III III
20. Романовский Владислав III III II III III IV III III III
21. Светличный Виталий IV IV IV IV IV IV IV IV IV
22. Свиридов Данил I II II II III II II IV II
23. Ткаченко Милан III II II IV II IV II II II
24. Украинский Максим IV IV IV IV IV IV III II IV
25. Фабаровская Карина III III II III III III III II III
26. Чумак Арина III II II III IV IV II II III
Уровень личностного развития в классе, % I – 11%
II – 11%
III-55%
IV-23% I – 3%
II – 40%
III-33%
IV-24% I – 3%
II –57%
III – 17%
IV – 23% I – 0%
II – 14%
III-61%
IV -25% I – 3%
II – 22%
III -46%
IV -29% I – 0%
II – 18%
III-21%
IV -61% I – 0%
II – 43%
III – 39%
IV – 18% I – 0%
II – 50%
III -25%
IV -25% I – 0%
II – 29%
III – 46%
IV – 25%
7-А класса
Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 32
учитель Мельник Е.Н.
январь 2017 года
I – низкий II -средний III - достаточный IV- высокий
Личностные компетентности
Совесное
общение
Решение
проблем Сотрудничество Настойчивость Ответсвенность Принятие решений Умение работать в группах Планирование Общий уровень личностного пазвития
Фамилия и имя
учащегося
1. Адамова Диана II III III II II III III II III
2. Арабаджи Екатерина IV III IV III IV IV IV III IV
3. Барздун Олег IV III IV IV IV IV III IV III
4. Горелых Владислава IV III III III III IV IV III IV
5. Егорова Александра III IV III III III IV III III III
6. Жарких Михаил III III III III IV II IV III III
7. Заничковская Дарина III III IV IV II IV IV IV IV
8. Здор Анастасия IV III III IV III II III III III
9. Зимбалевский Илья IV IV IV III III IV IV III IV
10. Коваленко Стелла IV IV IV IV IV IV IV IV IV
11. Кутателадзе Тимур III III III II III IV IV III III
12. Лайков Данил I III II II II II III II II
13. Лебедева Елизавета IV III IМ IV III IV III III IV
14. Луценко Даниил III II III II II III III III III
15. Максаков Никита IV II III III III IV III III III
16. Нарская Анна III IV IV II IV IV III III IV
17. Потапов Дмитрий II II II II II III III II II
18. Пузенко Вадим III III III II II III II IV III
19. Пусан Евгений II II III II II III III II II
20. Родзин Михаил IV III IV IV IV III IV III IV
21. Романовский Владислав III III III III III IV III III III
22. Светличный Виталий III III III II IV IV IV IV III
23. Свиридов Данил III II II II III II II IV II
24. Ткаченко Милан III II III IV II II II II III
25. Украинский Максим IV IV IV IV IV IV III III IV
26. Фабаровская Карина III III IV III III III IV II III
27. Чумак Арина III II IV III IV IV II II III
Уровень личностного развития в классе, % I – 3%
II –12 %
III-44%
IV-33% I – 0%
II – 30%
III-40%
IV-30% I – 0%
II –30%
III – 30%
IV – 40% I – 0%
II – 30%
III-33%
IV -30% I – 0%
II – 14%
III -26%
IV -60% I – 0%
II – 14%
III-44%
IV -42% I – 0%
II – 13%
III – 39%
IV – 40% I – 0%
II – 25%
III -50%
IV -25% I – 0%
II – 16%
III – 51%
IV – 33%
Сравнивая уровни развития личностных компетентностей обучающихся в конце 6 класса и в середине 7 класса можно отметить положительную динамику роста процента достаточного и высокого уровней по каждому составляющему. Например: трудности со словесным общением в мае 2016 года наблюдались у 3 учащихся, что составило 11%, а в январе 2017 года этот показатель уменьшился до 3% (1 ученик), а вот высокий уровень увеличился с 23% (5 уч-ся) до 33% (9 уч-ся). Умение сотрудничать при выполнении различных заданий на достаточном уровне в мае показали 4 учащихся, что составляло 17%, а в январе – 8 учащихся (30%). Более ответственно к обучению на высоком уровне относятся 15 учащихся (60%), в мае этот показатель составлял 29% (8 уч-ся). Общий уровень личностного развития на низком уровне уменьшился с 29% до 16 %, на достаточном уровне увеличился с 46% до 51%, на высоком – с 25% до 33%.
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что в процессе формирования и развития личностной компетенции обучающихся, повысилась мотивация на результативность обучения и выросло качество знаний.
4.6 Уровни личностного развития - оценка учителя
Отметьте в каждой строке там, где утверждение характеризует каждого члена группы.
Работа в группах
1.Ему трудно выполнять задания в группе
2.Неспособен намечать пути решения проблем 3.Может представить общий результат своей деятельности 4.Быстро ориентируется при выполнении групповых заданий
Словесное общение
1. Не желает участвовать в групповых дискуссиях 2.Как правило, может четко описывать события 3.Способен точно и четко о чем-то рассказывать 4. Способен уверенно защищать свои взгляды
Решение проблем
1. Не очень хорошо распознает проблемы 2.Может распознать проблемы, но, как правило, не способен их решать 3. Может решать с небольшой помощью других 4. Способен сам решать проблемы
Желание работать
1. В общем не желает участвовать в групповых делах 2.Иногда готов работать с другими, но часто теряет терпение 3. Как правило, ему нравится работать с другими 4.Ему нравится работать с другими, и он понимает их проблемы
Настойчивость
1.Сдается, потому что не уверен в достижении успеха 2.Имеет тенденции терять интерес через некоторое времени 3.Не сдается, пока его подбадривают 4.Настойчив, даже если существуют трудности
Отвественность
1.Имеют трудности в понимании того, какими должны быть задачи / роли 2.Под наблюдением выполняет те задачи / роли, которых от него ожидают 3. Как правило, способен выполнять задачи / роли
как нельзя лучше 4. Всегда может выполнять те задачи / роли, которых от него ожидают
Принятие решение
1.Как правило, делать то, что говорят другие 2.Не всегда может сам принять решение 3. Как правило, принимает решения и выполняет его, услышав все факты 4. Способен принять конкретные решения, послушав все факты
Планирование
1.Ему сложно спланировать задания без значительной поддержки 2. С некоторой поддержкой может выбрать лучший способ справиться с задачей 3.Cпособный выбрать лучший способ решения задачи 4.Может создавать новые планы без чужой помощи
4.7 Индивидуальная стратегия развития
ученицы 7-А класса МОШ I-III ступеней № 32
Здор Анастасии
Проблемно-ориентированная
характеристика ученицы
Здор Анастасия- ребенок с высоким уровнем интеллекта, с развитым образным мышлением, у нее высокий уровень внимания, наблюдательности и воображения. Но проведенная диагностика показала, что у ребенка недостаточно устойчиво проявляются умения по установлению логических закономерностей, обобщения. Для развития этих и других умственных умений необходимо организовать нестандартные задачи, захватывает сферу ее интересов, так у учащейся пока в недостаточной степени сформированы возможности для саморегулирования и рефлексии.
Цель индивидуальной работы по географии
Углубление географических знаний, развитие полного спектра мыслительных возможностей. Формирование умений самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.
Дополнительное получение географических знаний 1.Глобализация процессов географической оболочки.
2.Современные экзогенные сравнительные процессы на территории материков.
3.Маестро глубин! (об исследовании Ж.И. Кусто.)
4. Тренинг по формированию умений составлять комплексные характеристики географических объектов.
5.Подготовка к дискуссии: «Экологические проблемы природных комплексов материка».
6. Рецензия реферата «Внутренние воды континентов».
7. Решение олимпиадных задач разного типа.
Источники дополнительной информации
Географические сайтыwww.ivi.ru/collections/zanimatelnaya-geohttps://geographyofrussia.comЭлектронный журнал «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.ruДидактический материал кабинета географии.
Ожидаемые результаты индивидуального труда 1. Положительная динамика развития:
- умственных умений, установление логических закономерностей, обобщение, сравнение;
- саморегуляция и рефлексия, привычка к интеллектуальному труду;
- участие в школьных и городских олимпиадах по географии.
График индивидуальных консультаций Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь (среда, пятница)
Итоги выполнения индивидуальной программы
Наблюдается:
- повышение уровня мотивации к изучаемому материалу;
- рост творческой активности;
- положительная динамика качества знаний;
-повышение уровня предметной компетенции.
5. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ
СОДЕРЖАНИЕ
- Диагностический модуль
- Информационно-образовательный модуль
- Модуль основной деятельности
- Оценочно-результативный модуль
ЦЕЛЬ
Выявление эффективных средств формирования мотивационной сферы для формирования особой формы активности ученика, направленного на овладение приемами самообразования и саморазвития
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Составление творческих задач
- Подготовка презентаций, проектов, рефератов
- Участие в мини-дискуссиях, и обсуждены проблемные вопросы
- Выполнение практических и лабораторных заданий
- Научно-исследовательская работа
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ:
- Проблемные задания
- Мини-дискуссии
- Игровые приемы
- Создание проблемных ситуаций
- Обсуждение видеофрагментов, анимации
- Создание презентаций
- Творческие задания
- Создание «творческой книги»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
- организационная
- координационная
-консультативная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
- индивидуальная
- групповая
- коллективная
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
- Повышение качества знаний
- Развитие творческих способностей учащихся
- Формирование личностной культуры учащихся
- Научная и экспериментальная деятельность учащихся
- Развитие личности ученика
- Создание банка приемов и методов повышения мотивации
- Стремление учащихся к саморазвитию на протяжении жизни
6. ОПОРНАЯ КАРТА
методов и приемов для конструирования уроков географии
классы 6 - 7
классы 8 - 9
классы 10-11
классы
этапы урока Начало урока. Актуализация опорных знаний «Географическая
разминка»,
демонстрация анимации,
видеороликов,
«Географическая мозаика» «Мини-дискуссия», «географический кросс»,
«Микрофон» «Интеллектуальная разминка»,
«Проблемные вопросы»
Мотивация учебной деятельности «Привлекательная цель»,
«Отсроченная отгадка»,
демонстрация анимаций,
видеороликов «Удивляй»,
«Привлекательная цель».
демонстрация
видеороликов «Практичность теории»,
демонстрация видео роликов, опережающая презентация
Объяснение нового материала Работа в парах
«Учитель-ученик»,
Розыгрыш конкретной ситуации в ролях «Театрализация» Деловая игра
"Точка зрения",
Беседа по вопросам
«Творческая лаборатория».
«Мозговой штурм» Учебные задачи
«Углы»,
мини-дискуссии,
«Проблемные вопросы»
Закрепление, тренировка и отработка умений «Микрофон», «Географический диктант»,
«Светофор»,
ролевая игра «Лови ошибку географа»,
«Взаимопроверка»,
«Дискуссия» «Пресс-конференция»,
коллективное исследование,
деловая игра «компетентность», «Дебаты»
Повторение «Да-нет»,
«Верю не верю»,
«Корова» «Экспресс-тесты»,
собственные примеры,
географический кросс, «Путешествие» Научная конференция,
«Мини-практикум», решение задач
Контроль Повторяем с контролем,
опрос «Цепочка», «Микрофон» Блиц - контрольная,
фактологический диктант,
проблемные и творческие задания «Образцовая ответ», проблемные и творческие задания
Домашнее задание Кроссворд из названий географических объектов,
«Необычная обычность»,
план-ответ Текст параграфа,
«Особое задание», подготовка презентаций,
три творческих вопроса,
анкетирования учащихся опережающее задание «Пять репродуктивных вопросов», социальный опрос, анкетирование учащихся, проект, опережающий задачи, составление стихотворения в стиле «синквей»
Окончание урока Опросы- итог,
блиц-контроль,
видео фрагменты Роль «Психолог», самооценка,
демонстрация презентации, видеоролика Самооценка,
расширение поля оценок,
демонстрация презентации
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА7.1 ПРОБЛЕМНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Проблемное обучение - организация учебного процесса, которая предполагает создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся в ее решении. Это ведет к основательному усвоению и закреплению научных положений, развивает творческое мышление и способность к самостоятельной деятельности. Творческие и проблемные задания по географии материков и океанов:1. Сравните географическое положение Атлантического и Тихого океанов. Найдите общие и отличительные черты.2. Определите причины холодного климата Северного Ледовитого океана.3. Каковы особенности географического положения Африки наиболее влияют на климатические условия материка?4. Почему в тропическом поясе материка количество осадков на западе и востоке разное?5. Объясните, почему на реке Парана и притоках реки Ориноко есть большие водопады, а на Амазонке они отсутствуют?6. Антарктида – рекордсмен по количеству солнечной радиации, поступающей в летнее время. Почему тогда на материке самые низкие температуры на Земле?7. Почему на полуострове Калифорния, который почти со всех сторон окружен водой, преобладают пустыни?8. Как огромные размеры Евразии влияют на формирование природы материка?
МИНИ-ДИСКУССИИ
Одной из наиболее эффективных форм, которая помогает молодому поколению на высоко уровне анализировать и использовать источники географической информации, высказывать и аргументировать собственное отношение к различным точкам зрения об изученных географических объектах, самостоятельно анализировать природные и общественные явления, делать соответствующие выводы и обобщения учебных мини-дискуссий.
ТЕМЫ МИНИ-ДИСКУССИЙ В КУРСАХ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Общая география 6 класс:
1. Будет ли преувеличением утверждение, что география-одна из важнейших наук в современном мире?2. Карта-язык географии3. У природы нет плохой погоды4. Человек меняет климат5. Вода-источник жизни человека.
6. Экологические проблемы неизбежны.
Физическая география Родного края8 класс
1. Является выгодным географическое положение Донецкого края?2. Нужно ли ограничить добычу каменного угля?3. Чистая питьевая вода должна ли быть платной?4. Что приобрели и что потеряли люди, освоив степь?5. Геоэкологическая ситуация опасна для здоровья людей?6. Нужны ли заповедники?
Социально-экономическая география мира 10 класс:
1. На количество населения высокоразвитых стран влияет и продолжает влиять иммиграция.
2. Мегаполис портит человека.
3. Государственная политика определяет количество населения страны.
4. Глобальные проблемы человечества разрешимы.
5. Антропосфера уничтожит себя.
6. Ресурсообеспеченность определяет уровень экономического развития.
7.3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Игра – одна из важнейших сфер в жизнедеятельности ребенка, вместе с трудом, учебой, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармоничного развития личности. Для педагога она становится инструментом воспитания, что дает возможность полностью учитывать возрастные особенности детей и подростков, развивать инициативу, создавать атмосферу раскованности, самостоятельности, творчества и условия для саморазвития.
1. В игре развивается мотивационная сфера:
• возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают важное значение для ребенка, чем личностные (соподчинение мотивов).
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
• ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т. п, учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировании взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
3. Развивается произвольность поведения:
• разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии к социальных образцов. Это помогает ребенку достигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развиваются умственные действия:
• формируется план представления, развиваются способности и творческие возможности ребенка.В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся, к активной деятельности вовлекаются даже наиболее пассивные ученики.
Когда учитель использует на уроке элементы игры, то в классе создается доброжелательная обстановка, бодрое настроение, желание учиться. Планируя урок, учитель должен считать на всех учеников, подбирать игры, которые были бы интересны и понятны.
Примеры интеллектуальных игр:
- «Самый умный географ»
- «Кто больше знает?»
- «Знаешь ли ты карту?»
- «Топографическое лото»
- «Цепочка»
- «Да или нет»
- «Эрудит»
- «Брейн-ринг»
- «Клуб изобретательных и находчивых»
- «Найди ошибку»
- «Путаница»
- Мысленное путешествие»
- «Подумай и объясни»
7.4 «ТВОРЧЕСКАЯ КНИЖКА» учащегося
34226501304925ТВОРЧЕСКАЯКНИЖКА
УЧЕНИЦЫ 7-А КЛАССА
МАКЕЕВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I-IIIСТУПЕНЕЙ № 32
ЗДОР АНАСТАСИИ
6788156690360
2016-2017 учебный год
Дата Участие в творческих конкурсах, олимпиадах Собственный творческий продукт
кроссворд сообщение презентация Творческие задания
7.5 ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КЛУБ
Клубная форма внеклассной работы признается как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями. Клубы любителей природы объединяют всех, кто интересуется физической географией, проблемами охраны природы, защиты растений и животных в первую очередь. При организации работы этих клубов в тесном контакте действуют учителя географии и других предметов.
Утверждено на заседании ШМО
предметов естественно-математического цикла
-1962153089910 протокол №_3_ от 28 августа 2016 г.
ПЛАН РАБОТЫ
школьного географического клуба «Глобус»
на 2013-2014 учебный год
Проблема: Внеклассная работа – завершающий этап формирования географических знаний у школьников».
Руководитель
Мельник Елена Николаевна,
учитель географии
МОШ І – ІІІ ступеней № 32
40805107186930Положение о географическом клубе «Глобус»:
1. Клуб является структурным элементом внеклассной работы с учащимися.
2. Это самодеятельное объединение, которое способствует привлечению учителей и учащихся, которые имеют желание глубже изучать страны мира.
3. В идею клуба положена работа по краеведению.
4. Планирование работы клуб осуществляет самостоятельно, исходя из основных положений годового плана методического объединения предметов естественно-математического цикла.
5. Утверждение плана работы проводится на первом заседании ШМО школы.
6. Членами клуба являются все желающие учителя и ученики школы.
7. Для руководства и организации работы клуба избирается ее руководитель.
7.1 Обязан:
- готовить и проводить внеклассные мероприятия (заседание);
- оказывать помощь учащимся.
7.2 Имеет право:
- делать непосредственный выход на каждого члена клуба;
- участвовать в подготовке, разработке и экспертной оценке внеклассных мероприятий по географии.
8. Клуб проводит свои заседания раз в месяц, в конце учебного года составляет отчет о своей работе.
9. Все наработанные материалы членов клуба хранятся в методическом кабинете школы. Руководитель клуба отчитывается о проделанной работе на заседании ШМО школы ежегодно в конце учебного года.
Тематика заседаний клуба:
I. (Сентябрь 2016г.) Тема: «Введение. Туристическими тропами Европы»
II. (Октябрь 2016г.) Тема: «Страны Северной Америки. Защита презентаций.
III. (Ноябрь 2016г.) Тема: «Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Африка»
IV. (Декабрь 2016г.) Тема: «Страны Азии. Игра-путешествие «LG-Эврика»
V. (Январь 2017г.) Тема: «Зимний калейдоскоп (игра)»
VI. (Февраль 2017г.) Тема: «Путешествие в Женеву – город международного общения»
VII. (Март 2017г.) Тема: «Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Южная Америка»
VIIІ. (Апрель 2017г.) Тема: «Регата (географический КВН)»
(Май 2017г.) Тема: «Итоговое заседание. Конкурс на звание «Лучший юный географ школы».
7.6 ОТКРЫТЫЙ УРОК
ТЕМА: ЮЖНАЯ АМЕРИКА.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИКА
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся общего представления о географическом положении и истории исследования материка;
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
познакомиться с историей открытия материка.
Развивающие:
продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
развивать навыки работы с контурными картами, атласом;
развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
Воспитательные:
воспитание любознательности и интереса к изучению предмета географии;
формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, атласы, контурные карты, учебники
ОПОРНЫЕ И БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: материк, часть света, полушария, меридианы, параллели, Гондвана, части мирового океана; составляющие береговой линии, экватор, нулевой меридиан, крайние точки, исследователи.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА: материки: Южная Америка, Африка, Северная Америка, Антарктида; мысы: Гальинас, Фроуерд, Кабу-Бранку, Париньяс, Горн; Карибское море; залив Ла-Плата; проливы: Магелланов, Дрейка; острова: Огненная Земля, Фолклендские.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
І. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Блиц-опрос»
• Какие материки мы уже с вами изучили? (Африку, Австралию, Антарктиду)
• Назовите основные особенности каждого материка с префиксом самый... (жаркий, самый сухой и самый маленький, самой холодной)
• По какому плану изучают материк?
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
У ч и т е л ь. Мы продолжаем знакомиться с природой материков. Сегодня откроем для себя материк не менее интересен, чем изученные ранее. Это материк многих рекордов. Попробуйте угадать.
Материк, на котором находится самая длинная горная система мира (Анды)
- самый высокий вулкан (Льюльяльяко)
- самый высокий водопад (Анхель)
- самое большое по площади высокогорное озеро (Титикака)
- самая полноводная река (Амазонка)
- Безгорбый верблюд (Лама)
- крупнейший хищная птица (Кондор)
- гигантский водный удав (Анаконда)
Д е т и называют, что это материк - Южная Америка
-3614044890947
III. Изучение нового материала
Прием «Географический практикум»
Задачи. С помощью карты атласа (стр.28) самостоятельно составьте характеристику географического положения материка по плану, а один ученик (по желанию) у доски.
(на экране план характеристики материка и физическая карта Южной Америки)
План характеристики ГП:
- расположение относительно экватора, тропиков, 0-го и 180-го меридианов;
- в каких климатических поясах и природных зонах расположен;
- какими омывается океанами, морями;
- расположение относительно других материков;
- крайние точки, протяженность с севера на юг., с запада на восток;
- площадь материка и его место по этому показателю среди других материков
Прием «Географическая лаборатория»
Задачи. Определите географические координаты крайних точек материка
С. – м. Галиньяс (13º с.ш. 72ºз.д)
30365702545700Ю. – м. Фроуерд (54º ю.ш. 72ºз.д)
З. – Париньяс (4º ю.ш. 82ºз.д)
В.- Кабу-Бранку (7º ю.ш. 35ºз.д)
Четыре ученика выполняют задания у доски
Задание. Нанесите на контурную карту названия географических объектов, которые встречались при составлении географического положения
Дети выполняют задание в контурных картах
У ч и т е л ь. Что вам известно об открытии и исследовании Южной Америки?
(на экране появляются портреты исследователей Южной Америки)
Учащиеся выступают с сообщениями об истории открытия, исследования материка и каждого исследователя (опережающее домашнее задание)
Христофо́р Колу́мб Америго (Амери́ко) Веспу́ччи
-85400411112369827019352800
Фернан Магеллан Гумбольдт Александр Чарльз Ро́бертДа́рвин
4441204195669
Прием «Творческая лаборатория»
Задачи. Составить хронологическую таблицу «История открытия и исследования материка»
IV Закрепление изученного материала
Прием «Блиц-опрос»
- Назовите особенности географического положения Южной Америки.
- Назовите крайние точки материка, океаны, моря, которые его омывают.
- Почему материк назван именем человека, который его не открыла?
Прием «Сделай вывод»
Задачи. Сформулируйте главные моменты изученной темы.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание.
Прочитать и проработать текст учебника (стр.144-148)
Вопросы и задания для самоконтроля (стр. 149)
Составить устную характеристику материка с помощью карты атласа (стр.28)
На выбор:
Составить вопросы к кроссворду
1А
М А З О Н К А 2А
Н Х Е Л Ь 3Т
И Т И К А К А 4Ф
Р О У Е Р Д 5К О
Н Д О Р 6А
Н Д И 7К
О Л У М Б VII. Рефлексия
Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.
Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки, и научить этому товарищей
ВЫВОДЫ
Полученные результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что совершенствование методологического подхода к мотивации учебной деятельности на уроках географии положительно влияет на изменения качества личностного развития учащихся.
Внедрение активных форм, приемов и методов обучения способствовали повышению познавательного интереса к предмету и формированию учебной мотивации. Увеличилась эффективная динамика выполнения творческих заданий, принятии решений, желании сотрудничать и т.д. Поэтому материалы исследования рекомендуется внедрять в своей работе не только учителям географии, но и других учебных предметов школы и города.
РЕЗУЛЬТАТЫ І, ІІ, ІІІ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭТАП СОДЕРЖАНИЕ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Подготовительно-организационный Определение актуальности и перспективы разработки этой проблемы для учебного заведения, обощение передового опыта Анализ качества знаний по предмету (мониторинг)
Планово-прогностический Разработка и презентация исследования Печатный вариант, электронная презентация
Организационно-исполнительный Формирование и повышение уровней соморазвития и самообразования географически одаренных учащихся Фотоальбомы, видеофильмы,
буклеты
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева, В.Н. Проектируем урок вместе. Урок 5. Часть 2. Мотивация учебной деятельности [Текст] / В.Н. Андреева // Педагогическая идея Пани Софии – 2007. - № 2.
Дубрава, Т. Влияние мотивации на проявление творческой активности учащихся [Текст] / Т. Дубрава // Психолог. – 2007. - № 45. – С. 3.
Герман О.И. «Учебная дискуссия как способ формирования ключевых компетентностей учащихся в курсе школьной географии». - К.: Вид. «Педагогическая пресса». «География и основы экономики» №1, -2009-С.11.
Открытый урок. Первое сентября. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru «Активные современные формы обучения на уроках как результат повышения мотивации».
Инфоурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://infourok.ru «Приемы для учебной мотивации».
ТЕСТотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://testoteka.narod.ru «Методики исследования мотивационной сферы».
World-Globe [Электронный ресурс]. – Режим доступа w.w.w.world-golbe.ru «Географическое описание Южной Америки».
ЗАМЕТКИ