Применение современных образовательных технологий в практической деятельности преподавателя специальных дисциплин


Применение современных образовательных технологий
в практической деятельности преподавателя специальных дисциплин
Целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей специальностью, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Планирование своей профессиональной деятельности осуществляю в соответствии с миссией ГАПОУ СО «Новокуйбышевский гуманитарно-технологический колледж» - «Создание условий для получения каждым выпускником перспективной специальности и успешной реализации его карьерных планов через внедрение инноваций».
Современный педагог должен быть менеджером, который умеет использовать потенциал и энергию своих студентов, координируя их деятельность, помогая сориентироваться им в мире глобальной информации, стимулировать к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для успешного формирования у студентов профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требуются принципиально новые подходы к обучению, поиск новых технологий обучения, совершенствование информационного обеспечения учебного процесса.
Цель моей педагогической деятельности - проектирование педагогического процесса способствующего развитию общих и профессиональных компетенций обучающегося, способного адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, а так же формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны и основными из них являются:
раскрывать интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал и способности каждого студента;
совершенствовать формы организации учебной деятельности посредством использования новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;
вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
развивать и укреплять интерес к дисциплинам профессионального цикла.
Все это позволяет развивать личность студента в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а студентам – достигать определенных успехов в учебе и реализации себя в профессиональной деятельности.
Для повышения эффективности образовательного процесса внедряю в практику преподавания различные современные педагогические технологии:
Проблемное обучение.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
3. Игровые технологии.
4. Проектно-исследовательские.
5. Личностно-ориентированные.
Данные технологии позволяют продуктивно использовать аудиторное и внеаудиторное время и добиваться высоких результатов облученности студентов. Использование каждой технологии определяется не только содержанием изучаемой дисциплины или междисциплинарного курса, но и зависит от уровня подготовки и способностей студентов.
При проведении практических занятий широко использую игровые технологии.
При изучении дисциплины «Менеджмент» часть практических занятий проходит в виде деловых игр, таких как, «Разработка модели современного руководителя», «Ведение деловых бесед и совещаний».
Использование данных деловых игр дает больше возможностей для развития самостоятельности, творчества, активности и воображения студентов, формирования у них желания деятельностного освоения мира.
При проведении деловой игры предпочитаю не жесткую структуру, даю студентам больше самостоятельности на разных этапах подготовки к игре и в процессе самой игры.
При организации и анализе проведения игры обращаю внимание не на качество исполнения той или иной роли обучающимся, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало быть, освоения) различных ролей и разнообразных видов деятельности.
Подводя итоги, нужно отметить, что деловая игра, как форма работы с учащимися, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность обучающегося и его развитие и саморазвитие, а с другой – является практико-ориентированной, т.к. призвана активизировать его деятельность и помогать решать задачи, которые способствуют достижению успехов в какой - либо ситуации.
При изучении тем «Управленческое решение», «Социофакторы и этика менеджмента», «Деловое общение» используется проблемный метод обучения, который позволяет научить студента видеть проблемы и рационально их решать; самостоятельно приобретать необходимые ему знания и применять их на практике; быстро ориентироваться в новых условиях; быть творческой личностью.
При изучении вышеперечисленных тем не сообщаю готовых знаний, а организую студентов на их поиск (понятие конфликта, стратегий и тактик поведения в конфликте), результатом чего является создание проблемной ситуации, что позволяет поддерживать постоянный интерес к обучению и переводит студентов в инициативную позицию.
Метод проблемного обучения способствуют развитию самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, нестандартности мышления.
Использование ИКТ реализовывается мною через следующие формы:
Создание дидактических и методических материалов: тестирование посредством программ MS Power Point и MS Excel; создание презентаций как форм контроля и наглядности при изучении нового материала и проведении практических занятий; разработка раздаточного материала (контрольные тесты по вариантам, работа с источником и т.д.).
Например, при выполнении заданий внеаудиторной самостоятельной работы по разделу «Организационные отношения в системе менеджмента» (подготовка сообщений по теме «Анализ современных методов управления и их особенности на предприятиях с различными структурами управления», разработка учебного проекта «Конфликтная ситуация и методы ее разрешения») студентами используется информация, размещенная на сайтах: http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml, http://uchebnikionline.com/menedgment/menedzhment_-_rulyev_va/organizatsiyni_strukturi_upravlinnya.htm, http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35295_1.html.,
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook270/01/part-007.htm.
При подготовке конспектов лекций, презентаций, разработке тестовых заданий использую ЭОР сети Интернет:http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/02/15/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnye-zadaniya-po
При объяснении отдельных тем широко использую электронные учебники и обучающие программы, фото, видео материалы, которые помогают более наглядно и демонстративно представить учебный материал.
ИКТ, ЦОР способствуют оптимизации и интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общих компетенций - условия успешной социализации обучающихся позволяют максимально активизировать их познавательную деятельность, способствуют развитию активности, инициативности, самостоятельности.
В педагогической деятельности широко использую электронную почту, которая предоставляет возможность организовать внеурочную деятельность и индивидуальную работу, как с успевающими, так и с отстающими студентами дневной и заочной форм обучения: консультации при подготовке исследовательских проектов, выполнении самостоятельных работ, ВКР, консультаций к экзаменам и дифференцированным зачетам.
На сайте ГАОУ СПО НГГТК (http://www.nggtk.ru/obrazovatelnie_resursi) и в медиатеке колледжа размещены образовательные ресурсы для студентов по преподаваемой дисциплине: экзаменационные материалы, учебные пособия, рекомендации по выпускной квалификационной работе.
Обращаясь к проектно-исследовательским технологиям, активно использую метод проектовв работе с хорошо успевающими студентами, применяя не поддерживающую методику обучения, а стимулирующую, активизирующую самостоятельную образовательную деятельность.
Основным принципом работы по методу проектов является прикладной характер проводимых студентами исследований, повышающий интерес к данному виду работ. Результатом деятельности студентов является проект «Молодежный Центр «Flash On», а продуктом деятельности – новая структура студенческого самоуправления колледжа.
Использование современных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий и инноваций позволяет:
активизировать познавательную деятельность студентов;
повысить интерес и мотивацию к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей;
обеспечить высокое качество обучения и стабильную положительную динамику результатов.
На мой взгляд, педагогу недостаточно знать набор современных образовательных технологий, а необходимо умело их использовать с учетом особенностей группы, в которой он работает и условий, которые есть в ОУ, только тогда они принесут свой эффект.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что сильными сторонами моей педагогической деятельности являются: профессиональная мобильность, свободное владение содержанием дисциплин профессионального цикла и методикой организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов, использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, самообразование и самосовершенствование в профессиональной деятельности, чувство ответственности, заинтересованности в результатах работы, требовательность к себе и окружающим.