Урок ролевая игра Табакокурение
Везденева Надежда Владимировна
учитель биологии МАОУ «СОШ №101» г.Перми
Урок-ролевая игра. «Табакокурение»
Цель: выработать у подростков негативное отношение к курению.
Задачи: информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости; выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению.
Согласно ФГОС,метапредметные результаты должны иметь системный характер и включать следующие составляющие:
Познавательные УУД:
Анализинформации, оценивание ее достоверности
Преобразование информации из одной формы в другую
Структурирование учебного материала
Построение логических рассуждений
Создание модели с выделением существенных характеристик объектов
Регулятивные УУД:
Организация своей учебной деятельности
Работа по плану, самостоятельное решение поставленных задач, исправление ошибок
Овладение основами самоконтроля и самооценки
Коммуникативные УУД:
Слушать и вступать в диалог
Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции
Х О Д У Р О К А
Напишите на доске слова: «табакокурение, никотин, зависимость».
. Спросите у учащихся, есть ли у них в семьях курящие? Знают ли они, сколько раз пытались их курящие родственники или знакомые бросить курить? Почему, по их мнению, попытки бросить курить кончались неудачей.
3.Обсудите высказывание великого писателя Марка Твена: «Бросить курить? Что может быть проще? Я сам проделывал это десятки раз».
4.Переходя к раскрытию следующих вопросов урока, обратитесь к классу со словами русского фармаколога И.М. Догеля: «Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека».
5.Работа в группах.
Вопрос для каждой группы: «Какие органы и системы поражаются при курении?».
Свои ответы учащиеся записывают на листе бумаги. Затем вывешивается таблица «Органы-мишени», которую заполняют представители каждой группы. Члены группы принимают активное участие, помогают своим представителям. После заполнения таблицы обращается внимание на то, что нет ни одного органа или системы у курильщика, которые бы не поражались при курении. Обратите внимание ребят, что курящую девушку нетрудно отличить от ее некурящих сверстниц. Как правило, она выглядит старше своих лет, кожа становится землистого цвета, изменяется голос, он становится хриплым. Снижается концентрация внимания, ухудшается память и снижается успеваемость.
Довести до сведения учащихся, что расплата за курение неминуема. Только она наступает значительно позже, чем при употреблении нелегальных наркотиков.
6.«Наследство предыдущих поколений» Из истории табака.
Учитель предлагает совершить путешествие в историю и разыграть каждой группе историческую сцену.
Сцена первая.
1492 год. Путешествие Колумба. Остров Куба. Несколько индейцев «курят» трубку. Появляются Колумб и матрос.
Колумб: О, это, наверное, благословенные жители сказочной страны Индии? Как долго мы к ней стремились. И наконец, нашли ее.
Матрос: Адмирал, а что эти люди делают?
Колумб: По-моему, они что-то пьют. Какой-то дым!
Матрос: А зачем?
Колумб: Откуда я знаю! Давай спросим. Приветствую вас от имени испанского короля на благословенной и сказочной земле Индии. (пауза)
Матрос: Адмирал. А почему они молчат?
Колумб: Наверное не понимают наш язык.
Матрос: Как же их спросить о том, что они делают?
Колумб: Ты сам разве не видишь? Каждый из них делает 3-4 вдоха, а потом выпускает дым через ноздри.
Матрос: Но, что это? Что вы делаете? (Индеец протягивает трубку и жестами предлагает попробовать. Матрос «курит» и начинает кашлять, вытирает слезы.) Ну и ну! Крепкая штука! Называется как, как называется?
Индеец: Сигаро.
Матрос: Сигаро! Адмирал, попробуйте и Вы, не хотите? Давайте возьмем сигаро в Испанию. Вот там удивятся!
Колумб: И я повез в Испанию семена растения, которое впоследствии получило название «табак» по имени Табаго острова Гаити. С моего посещения островов Америки началось победоносное шествие табака по всему миру.
Сцена вторая.
1559 год, Франция. Дворец Марии Медичи. Королева сидит и держится за голову. Потирает виски.
Королева: За какие грехи мне такое наказание? Все не в радость из-за этой ужасной мигрени! Какие только лекари не лечили меня, чем только ни поили, а кажется, головные боли стали еще сильнее.
Служанка: Ваше величество, прибыл французский посланник в Португалии, месье Жан Нико. Прикажете принять?
Королева: Ох уж эти государственные дела! Проси!
Нико: О, Ваше Царственное Величество, как я несказанно рад Вас видеть. Как Ваше самочувствие?
Королева: Ужасно, ужасно! Мигрень совсем замучила меня!
Нико: Позвольте преподнести Вам подарок. (подает кисет)
Королева: А что это. Месье Нико?
Нико: Сухие листья табака. Ваше Величество. Об этом чудодейственном снадобье я узнал из книги испанского ботаника и врача Николая Менардеса. Он рекомендует табак от всех болезней. Соблаговолите попробовать?
Королева: Какой чудесный аромат! О, растертые в пыль листья пахнут еще сильнее. Да, Вы правы, мне действительно стало лучше. Для этой волшебной пыли нужно придумать хранилище. Эй, кто там, позвать мне золотых дел мастера! Я прикажу ему сделать… как бы назвать… Я прикажу ему сделать табакерку!
Нико: Так с моей легкой руки у придворной знати Франции появилась новая мода – нюхать табак. Но что самое интересное, мое имя не забыли. Создатель классификации животного и растительного мира Карл Линней присвоил в честь меня табаку родовое имя «никотиана»!
Сцена третья.
1604 год, Англия. Дворец Якова Стюарта.
Яков 1: С этой привычкой нужно вести борьбу. Моя страна гибнет от табака. Как Вы считаете, Ваше Величество?
Королева: Я сегодня получила сведения, что в городе умерли еще 4 человека. Причина та же – употребление табака!
Яков 1: Нашли тех, кто продает это адское зелье?
Королева: Ищут. Вы расстроились?
Яков 1: Я не просто расстроился. Я страшно зол! И как только ученые мужи могут прописывать курение как противоядие от насморка и лихорадки.
Королева: Я слышала, что некоторые врачи рекомендуют вдыхать табачный дым, чтобы застраховаться от чумы.
Яков 1: Если бы они только рекомендовали курить, а эти злосчастные лекари делают из табака лекарства, придворные травятся и даже умирают.
Королева: Вы должны брать пример с англичан. У них курильщиков приравнивают к ворам и водят по улицам с веревкой на шее, а в России курить запрещается под страхом смерти.
Яков 1: Римский папа предлагает отлучать их от церкви. Что же мне делать?
Королева: Ваше Величество, издайте указ. Запрещающий курение.
Яков 1: Нет. Я лучше напишу книгу и назову ее «О вреде курения». И начну я ее словами: «Табакокурение – привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких». Да, именно так и начну!
Королева: Книга короля Якова Стюарта была первой популярной книгой о вреде курения. За ней последовало много других, но очень немногие слова из них дошли до сердец курильщиков.
Сцена четвертая.
1898 год, химическая лаборатория Пьера Кюри и Марии Складовской.
Пьер: Мария, что за жидкость у тебя в колбе?
Мария: Угадай! Прозрачная маслянистая жидкость со жгучим вкусом!
Пьер: Вопрос слишком прост. Это никотин! А почему ты работаешь без средств защиты? Разве ты не помнишь, что никотин относится к канцерогенным веществам? Я ведь тебе рассказывал об опыте. Ну, помнишь? Если к воробью только прикоснуться палочкой, смоченной никотином, - он мгновенно погибает.
Мария: Конечно помню, но прошу тебя, поработай со мной над составом табачного дыма. По-моему, я нашла что-то новое!
Пьер: Вряд ли, ведь в табачном дыме мы уже нашли около сотни различных веществ и многие из них небезвредны.
Мария: А я почти уверена, что нашла новое вещество. Это изотоп с массовым числом 210 и периодом полураспада 138 дней.
Пьер: Ну, давай посмотрим. Может быть этот день войдет в историю химии.
Мария: День 13 июля 1898 года действительно вошел в историю. В этот день в табачном дыме был открыт радиоактивный элемент – полоний.
7.Учитель: Я благодарю все группы за интересную работу, мы узнали много о истории табака. Сейчас мы послушаем выступление на тему: «Состав табачного дыма и его действие на организм человека» (Выступление учащегося с сообщением и презентацией.)
8.Обсуждение с классом и ответы ребят на вопросы: «Курить – это здорово: да или нет?», «Почему большинство курильщиков не могут бросить курить?», «Почему подросток начинает курить?», «Как отказаться от предложенной сигареты?».Можно предложить учащимся разыграть сцену отказа от курения.
7. Учитель предлагает группам нарисовать антирекламу курению.
8. Подводятся итоги урока.
Курение вредно для здоровья. При курении возникает зависимость, в результате чего очень трудно бросить курить. Самый лучший способ отказа от курения – не начинать это делать.
Сегодня за урок мы с вами создали целый журнал о вреде курения, на страницах которого мы отразили историю табакокурения, вредное влияние никотина на организм человека и дали рекомендации как отказаться от этой вредной привычки.