Статья по искусству на тему:Визуализация художественных образов на уроках искусства с использованием мультимедийного оборудования
Визуализация художественных образов на уроках искусства с использованием мультимедийного оборудования
Современные стандарты образования направлены на развитие творческих способностей и формирование культуры личности ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, в которой ребенок сможет проявить активность и творческий подход к саморазвитию.[1]
Появление на уроках искусства современного мультимедийного оборудования позволяет строить преподавание предмета в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, создают условия для формирования ключевых компетентностей у обучающихся, стимулируют творчество и повышают их мотивацию.[2]
Как показывает практика, учитель музыки активно использует компьютер и разнообразное программное обеспечение для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных, дистанционных и других) при подготовке и проведение уроков. А при подключении к нему мультимедийного проектора происходит визуализация информационных источников преподавателя и обучающихся.
Анализируя опыт внедрения новых средств информатизации для визуализации на уроках искусства необходимо сказать, что их использование позволяет активизировать процесс обучения на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать навыки исследовательской деятельности, усовершенствовать контроль знаний.
Современные средства визуализации подготавливают и создают благоприятные условия для формирования ключевых компетентностей у обучающихся. Они способны стимулировать познавательный интерес к искусству, создавая условия для повышения мотивации к изучению предмета. Это рациональный способ повышения эффективности обучения и самообучения, повышения качества образования. Еще К. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.[3].
Современные условия жизни диктуют необходимость использования в образовании и воспитании ребенка всех существующих средств обучения, как на печатной основе, так и на аудиовизуальных и интерактивных носителях.
Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении
- принцип научности
- принцип связи обучения с практикой
- принцип системности и последовательности
- принцип доступности
- принцип наглядности
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших наглядных пособий. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Цели использования информационных технологий на уроке: сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал. По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Одним из способов визуализации художественных образов является просмотр мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация– один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционных форм обучения. Под электронной презентацией я понимаю логически связанную последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления.
Мультимедийную электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску — как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе.
Электронную презентацию можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия — самостоятельные средства обучения, а презентация — вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Использование современного оборудования усиливает интерес к предмету, позволяет учителю сэкономить массу времени.
При использовании мультимедийных обучающих презентаций даже самые сложные темы можно преподнести так, что учащиеся будут осваивать материал без труда и с интересом. Мультимедийная презентация со сценарием, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, - это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе.
Вывод: Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащает учащихся визуализацией художественных образов; психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусам, доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу нескольким чувствам преподносятся»
Ян Амос Каменский «Великая дидактика»
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).
2. ФГОС: начальное общее образование. Приложение «ФГОС НОО» в формате doc. - . Интернет - ресурс http://standart. edu. ru/attachment. aspx? id=321
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.- 401 с.