Тренинг для педагогов с использованием мультимедийного оборудования на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».
Управление образования Администрации г.Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11
Тренинг для педагогов
с использованием мультимедийного оборудования
на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».
Разработала и провела:
Бойцева Анжелика Андреевна
педагог-психолог МБДОУ детского сада №11
город Новочеркасск
2015г.
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.
Задачи:
-объединить участников группы через выполнение упражнения «Картинка»;
- познакомить педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания через «Аффирмации»;
- актуализировать процесс самоанализа педагогов через выполнение упражнения «Откровенно говоря»;
- научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния посредством выполнения упражнения «Сад моей души»;
- оптимизировать самооценку педагогов через выполнение упражнения «Молодец»;
- снять эмоциональное напряжение через выполнение упражнения «Молодец»;
- создать условия для развития позитивного мышления у педагогов через выполнение упражнений: «Калоши счастья», «Плюс-минус».
Материалы и оборудование:
- интерактивное облако для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть семинара);
- слайдовая презентация «Синдром эмоционального выгорания»;
- заранее приготовленные картинки из журналов для проведения разминки (упражнение 1 «Картинка»);
- калоши, желательно цветные и большого размера, и карточки с ситуациями;
- рефлексивный кубик к упражнению 5 «Калоши счастья»;
- заранее нарисованное дерево на ватмане, магнитная доска, листочки двух цветов к упражнению 6 «Плюс-минус»;
- запись спокойной релаксационной композиции альбома «Эолия. «Любовь на ветру»);
- бумага формата А4, фломастеры, карандаши, маркеры к упражнению 7 «Сад моей души».
Условия реализации: специально оборудованный кабинет психолога с приглушенным освещением, мягкими стульями (как показывает практика, в обычном учебном классе педагоги чувствуют себя неуютно, привычная обстановка не дает возможности хорошо расслабиться), хорошей звукоизоляцией.
Участники: педагоги ДОУ
Время проведения: от 60 мин.
1. Разминка (10 мин.)
Упражнение «Картинка».
Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. (Педагоги объясняют свой выбор.)
2. Теоретическая часть.
Материалы: слайдовая презентация.
Инструкция. Демонстрируется слайдовая Инструкция. Вам нужно поочереди каждому прочитать аффирмацию.
3. Практическая часть.
Упражнение «Откровенно говоря».
Материалы: слайдовая презентация с незаконченными фразами.
Инструкция. Вам нужно поочереди прочитать незаконченное предложение и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Упражнение «Молодец!»
Инструкция. Разделиться на два круга внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец раз! А это ты молодец два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями «Колоши счастья».
1.Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.
2. У Вас в группе много детей с низким уровнем развития.
3.На работе задержали зарплату.
4. Вам пришлось надолго задержаться на работе.
5. Вам приходится работать дома.
6. Вам приходится выполнять не свою работу.
7. Вам приходится работать в субботу.
8. Вам приходится выполнять тяжелую физическую работу.
9. Вам приходится дежурить в праздничные дни в д.с.
10. У вас маленькая зарплата.
11. Ваша работа находится далеко от дома.
12. Сломался транспорт, на котором вы добираетесь на работу.
13. Вы участвуете во всех тематических неделях.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Упражнение «Плюс-минус».
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета плюсы своей работы. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось плюсов педагогической деятельности или минусов и почему.
Упражнение «Цветок».
Инструкция. Сядьте или лягте, пожалуйста поудобнее. Почувствуй опору под собой, каждую точку соприкасновения. Расположи поудобнее ноги и руки. Шею и голову расположи так, чтобы тебе было удобно. Закрой глаза, постарайся расслабиться и снять накопившееся напряжение, так как будто тебе хотелось немножко вздремнуть. Начинают расслабляться мышцы плеч. Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелыми, расслабленными и теплыми. Расслабляются пальцы на руках. Представь, как приятное тепло распространяется по всему телу. Ладони становятся тяжелыми и теплыми. Дыхание становится сводным, ровным и спокойным. Постарайся почувствовать приятное тепло в области груди, живота. Представь как тепло опускается из живота в ноги. Почувствуй как расслабляются ноги, колени, стопы, пальцы на ногах. Стопы становятся тяжелыми и теплыми. Почувствуй как расслабляется спина, шея, голова,. Расслабляется лицо, подбородок, губы. Язык становится тяжелым и теплым. Ресницы слипаются, глаза расслаблены.Дыхание ровное и спокойное.
А теперь представьте себе цветокМожет который ты когда-нибудь видел. Расскажи какого он цвета, размера, формы.
Попытайся потрогать кончиком пальца те части цветка, которые ты видишь (бутон, лепестки, сердцевина, стебель, листья) цветка и описать свои ощущения. Что видно, если заглянуть в середину цветка?
Какой запах у цветка? Где он находится? Что чувствуешь, когда смотришь на цветок? Что находится вокруг цветка (справа, слева, сзади, впереди). Какое время года? Какой месяц? Какая погода? Какая часть суток? Что видишь наверху, если поднимешь голову?
Сколько сейчас времени? Какое у тебя настроение? Что бы хотелось сделать там? Сделайте это, пожалуйста. Запомни все что видел и попрощайся с цветком. Напряги, сожми кулаки и медленно открывай глаза.
Вопросы к педагогам.
Что было самым ярким, запоминающимся впечатлением?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что было реальным воспоминанием?
Что было придуманным?
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, цветок или сад.
Подведение итогов «Обратная связь».
Педагоги говорят, что им понравилось, а что нет, рассказывают о своих чувствах.
Заголовок 315