Использование современных технологий для повышения качества обучения (городской семинар учителей математики
Использование современных технологий для повышения качества обучения(городской семинар учителей математики)г. Дзержинск24. 10. 2013Галина Ивановна Бойкоучитель математикиМБОУ СОШ № 30
«Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области» (А.Н. Теренин) «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление» (М. Планк) «Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь» (А. Эйнштейн)
технологииИнформационно-коммуникационные технологииДифференцированный подход Метод проектовСистемно-деятельностные технологииИгровые технологииПроблемное обучениеCASE-технологииТестовые технологии
Информационно -коммуникационные технологииПроцесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет: 1. Cделать этот процесс интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров. 2. Эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся. 3. Индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий. 4. Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.)
Положительные стороны использования ИКТУсиливается мотивация обучения.Повышается интенсивность обучения, сокращается время на усвоение нового материала.Уроки с применением компьютера позволяют выполнить больший объем заданий.Экономия времени на уроке по выполнению чертежей и записей.Оптимизация работы учителя при подготовке к уроку, при проведении контроля знаний .Помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.Компьютер служит демонстратором решения задач.Урок-презентация обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.Сохранение информации для уроков повторения, а также для учащихся, пропустивших урок.Отрицательная сторона использования ИКТ Трудоемкость процесса. Подготовка каждого урока требует значительных затрат времени.
Дифференцированный подход к обучению«Интерес к учению есть только там, где естьвдохновение, рождающееся от успеха»В.А. Сухомлинский. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей - один из ведущих принципов дидактики.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихсяпо достижению определённого результата.Метод проектов«Человек есть свой собственный проект»Ж.П.Сартр
- Развить способности к аналитическому, критическому и творческому мышлениюучеников и учителя. - Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников. - Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. - Принимать самостоятельные аргументированные решения. - Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.Для чего нужен проект?
Системно-деятельностные технологии Системно – деятельностный подход обеспечивает:1. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.2. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.3. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.4. Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.«Через деятельность учащихся к их знаниям».
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подходаПредставить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. …Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский.Игровые технологии Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
1. Способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала. 2. Развивают творческие способности учителей и учеников. 3. Воспитывают веру ученика в собственные силы. 4. Учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами. 5. Формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности. 6. Активизируют самостоятельную деятельность учащихся. 7. Учат школьников отстаивать свою точку зрения. 8. Создают психологический комфорт в классе. 9. Вызывают интерес у всех школьников.Уроки с использованием игровых технологий
«Знание только тогда знание,когда оно добыто усилием собственноймысли, а не памятью»Л.Н. ТолстойПроблемное обучение Проблемное обучение - совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
1) Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. 2) Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. 3) Предлагает рассмотреть явление с различных позиций. 4) Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 5) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские). 6) Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные.Методические приемы по созданию проблемных ситуаций на уроке
CASE-технологии Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенности метода case-технологий
Для применения кейс-технологий необходимо создание пакета документов для каждой группы учащихся: 1. Помогающей им для разрешения проблемы, стоящей перед каждой группой. 2. Развивающий их интеллект. 3. Ориентирующий на практическое применение созданного продукта в результате разрешения проблемы.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: 10% от того, что они читают. 26% от того, что они слышат. 30% от того, что они видят. 50% от того, что они видят и слышат. 70% от того, что они обсуждают с другими. 80% от того, что основано на личном опыте. 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают. 95% от того, чему они обучаются сами.
Спасибо за внимание