Технологическая карта урока математики на тему Разложение на простые множители (5 класс)
Технологическая карта урока математики в 5 классе Учитель: Портнова О.С. Тема: « Разложение чисел на простые множители » Учебник авт. Дорофеев Г.В.; Петерсон Л.Г. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Образовательные: Знать: определение простых и составных чисел; делителей числа. Уметь: раскладывать числа на простые множители. Развивающие: формирование учебных компетентностей (умения использовать знания в новой ситуации, умения обобщать); формирование метадеятельности. Воспитательные: коммуникативные компетенции и компетенции личного совершенствования (знание способов взаимодействия с окружающими; владение различными ролями в группе; культура мышления; культура поведения; развитие самостоятельности; умения общаться; выражать свою точку зрения; отстаивать свои взгляды в прениях). Оборудование урока: доска обыкновенная; учебники, тетради учащихся. Ход урока. 1. Мотивация к учебной деятельности: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Учитель: приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности обучающихся к уроку; организация внимания. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
№ Учитель Ученики УУД
1 - Мы начинаем изучать новый раздел «Простые числа и делимость». Запишем дату и тему. Вспомним, какие изученные темы помогут нам в работе. Все накопленные знания оформим в таблицу по методу «Знаю. Хочу узнать. Узнали». Работа в парах, группах в течение 2-3 минут. Совместное заполнение графы «Знаю». Записывают изученные темы в графу «Знаю». В графу «Хочу узнать» записывают вопросы. Изученные темы: - Делители и кратные. - НОД и НОК. - Простые и составные числа. - Признаки делимости на 10; на 2; на 5; на 3; на 9. - Делимость произведения. - Делимость суммы и разности. Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД - постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации; Регулятивные УУД - умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками;
2 - Какие основные понятия заложены в разделе «Простые числа и делимость»? - Какие числа называются простыми? - какие числа называются составными? - Что такое делитель числа? - Простые числа. - Делимость чисел. - Простые числа имеют равно два делителя: единицу и само число. - Составные числа – числа, имеющие больше двух делителей. - Делители – это числа, на которые делится данное число. Познавательные УУД - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблемы; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи; Регулятивные УУД - преодоление импульсивности;
3 - Как связать эти два понятия? - Возможно: как любое число делится на простые числа.
4 - Уточним. Что мы будем делать? - Раскладывать числа на простые множители.
5 - Сформулируем тему урока. - Разложение чисел на простые множители.
6 - Что мы хотим узнать по теме «Разложение чисел на простые множители?» Совместное заполнение графы «Хочу узнать». - Как раскладывать простые числа на простые множители? - Как раскладывать составные числа на простые множители? - Может ли быть различным разложение одного числа? - Что интересного в разложении чисел на простые множители?
7 - На какой из вопросов мы сразу можем ответить? - Так как простые числа делятся только на единицу и на себя, то в разложении простого числа будет только два множителя: единица и само число.
8 - Выполним задание. Разложите на простые множители число 4620. Рассматриваем все варианты разложения и делаем вывод о самом удобном способе. Записать в графу «Узнали».
- Первый ученик начинает с «2» - это самое маленькое число. 4620=2*2*3*5*7*11 - Второй с «3» - по признаку делимости. 4620=3*2*2*5*7*11 - Третий с «10 = 2*5» 4620=2*5*2*3*7*11 Вывод: Все разложения одинаковые, если писать простые множители в порядке возрастания. Записать в графу «Узнали».
Познавательные УУД - выбор наиболее эффективных способов решения; Личностные УУД - формирование мотивов достижения и социального признания; Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
9 - Что показывает разложение числа на простые множители? - Показывает делители числа. Познавательные УУД - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи; Личностные УУД - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - формирование мотивов достижения и социального признания; Регулятивные УУД - целеустремлённость и настойчивость в достижении цели; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - готовность к преодолению трудностей;
Метапредметные приёмы: - графическая модель знания – приём сворачивания информации;
10 - Будет ли число 4620 делится на 19?
- Нет, его нет в разложении числа на простые множители. Вывод: число делится лишь на те простые числа, которые входят в его разложение на простые множители. Записать в графу «Узнали».
11 - Как узнать, на какие простые числа делится данное число? - Надо разложить его на простые множители.
12 Всем ученикам раздать по числу: 15; 35; 105; 28; 20; 21; 30; 70; 140; 77; 33; 55; 84; 42; 210; 22; 44; 110; 231; 66; 132; 330; 154; 385; 770; 2310 - Проверить будет ли ваше число делителем числа 4620? - У кого получился не делитель? - Нет таких чисел.
13 - Что за числа вы получили? - Это составные числа, составленные из различных произведений простых множителей, входящих в разложение числа 4620.
14 - Как узнать на какие составные числа делится данное число? - Надо разложить число на простые множители и составлять из них различные произведения. Вывод: Число делится лишь на те составные числа, разложение которых на простые множители полностью содержится в разложении на простые множители самого числа. Записать в графу «Узнали».
15 - Вернёмся к вопросам, на которые мы хотели получить ответы. На все вопросы ответили. - Что ещё хотелось бы узнать? - Есть ли какие либо дополнения в учебнике?
16 - Просмотрим тему на стр. 128 учебника. Работают 2 минуты по учебнику. - Что нового вы узнали? - Способ записи разложения в столбик.
17 - Какую тему мы изучили? Записать тему в тетради. - Разложение чисел на простые множители. Личностные УУД - формирование адекватной осознанной самооценки и самоприятия; Коммуникативные УУД - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Регулятивные УУД - умение адекватно воспринимать оценки
18 - Выполним самостоятельную работу. Разложите число на простые множители: 1 вариант: 460
2 вариант: 510 Проверка: взаимоконтроль по эталону на доске. Анализ ошибок. 460 = 2*5*2*23 510 = 2*5*3*17
4. Рефлексия. Изобразить своё эмоциональное состояние.
5. Задание на дом. Выполнить № 613(2), №629 (по желанию)