Использование интерактивной доски в образовательном процессе


Выступление
на педагогическом совете
по теме «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»
МБОУ СОШ №30 им. А.И.КолдуноваПодготовила Сенина С.В.
Информатизация процесса образования предусмотрена в Концепции модернизации Российского образования, как приоритетное направление развития. В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)», «Новые информационные технологии обучения (НИТ)», «Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)», интерактивная доска (ИД) и многое другое.
Информационные и коммуникационные технологии – обобщающее понятие, описывающие различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Новые информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому. НИТ включает в себя программированное, интерактивное и имитационное обучение, экспертные системы, мультимедиа и другое.
ИКТ и НИТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность. Административные программы информации образования рассматриваются как средства повышения производительности преподавания со стороны учителя и обучения со стороны ученика, как рациональный способ повышения образования.
Сегодня процесс информатизации образования ведётся по нескольким направлениям:
Комплектование школ дополнительным цифровым оборудованием;
Насыщение специализированным программным обеспечением;
Разработка и внедрение методик использования всего спектра ИКТ, НИТ, ЦОРов в образовательном процессе.
Одним из последних современных цифровых устройств из класса ИКТ является интерактивная электронная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Интерактивная доска в совокупности с компьютером даёт новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа, коммуникативность и новый уровень производительности.
Что же такое интерактив?
Интерактив – это поочерёдное взаимодействие сторон, учитель-ученик и используемый цифровой образовательный ресурс.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации.
Коммуникативность – это возможность общения участников образовательного процесса.
Производительность в комплексе использования компьютера означает автоматизацию рутинных операций.
Классификация ИД.
Обзор современных ИД позволяет классифицировать их на так называемые белые маркерные доски (подключены к компьютеру и видеопроектору) и сенсорные и LCD(специальные доски с чувствительной поверхностью).
Белые маркерные доски считаются более износостойкими в использовании обеспечивают высокую точность в управлении. Такие доски позволяют использовать традиционные чертёжные инструменты. Основная угроза – случайное применение обычных фломастеров.
Сенсорные доски позволяют пользоваться для записей или управления объектами не только специальным пером, но и пальцем или указкой.
К интерактивным доскам в комплекте можно устанавливать ещё и интерактивную систему для проведения опросов на уроке.
Любая интерактивная доска в образовательном процессе может быть использована как:
Обычная доска,
Демонстрационный экран,
Интерактивный инструмент – это продуманная работа с заранее заготовленной информацией.
Можно перечислить отдельные виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:
Работа с текстом и изображениями,
Создание заметок с помощью электронных чернил,
Сохранение отдельных заметок,
Коллективный просмотр отдельных Web-сайтов,
Создание собственных заданий,
Демонстрация готовых материалов,
Демонстрация материала, созданного учащимися.
Возможности применения интерактивной доски на различных этапах урока.
В сложившейся системе урок – это звено в цепи уроков, состоящая из нескольких этапов:
Организационный
Проверки домашнего задания
Всесторонней проверки знаний
Подготовки учащихся к освоению нового материала
Усвоение новых знаний
Закрепления
Информация о домашнем задании
Проведение внеурочных мероприятий
Применение ИКТ и НИТ на уроках акцентирует внимание и силы учителя на подготовке к уроку.
Интерактивная доска обогащает процесс подготовки к занятиям, побуждает учителя самостоятельно изучать цифровые материалы.
Наглядные пособия, телеконференции, видео- и анимационные материалы – всё это может показать изучаемую тему более интересной. Такие ресурсы важно накапливать для формирования «школьной медиотеки».
Запоминание учебного материала запоминается лучше благодаря вовлечению учащихся в образовательный процесс. Записанные на ЭИД комментарии могут быть распечатаны.
В качестве преимуществ работы с интерактивной доской следует отметить, что по возникновению вопросов можно вернуться к предыдущему материалу.
Эффективное использование преподавателем всех возможностей новых цифровых технологий жизненно важно для современного конкурентного образовательного процесса, и сегодня можно говорить об уникальной роли личности учителя в нём.