Статья ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках музыки в 5-х классах
ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках музыки в 5-х классах
Хмара М.П.
учитель музыки
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.
В связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения, кардинальной переориентировкой системы образования в последние годы на получение практических навыков, а также уверенным вхождением информационных технологий (ИТ) в нашу повседневную жизнь, использование ИКТ в учебном процессе является неотъемлемой частью современного школьного образования, в том числе, разумеется, и на уроках музыки.
Сегодня наша гимназия, в целом, обеспечена современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это дает возможность внедрять компьютерные технологии, являющиеся уже не влиянием моды, а необходимостью, диктуемой сегодняшним уровнем развития образования, с помощью которых осуществляется формирование универсальных учебных действий.
К сожалению, учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, в связи, с чем возникает потребность в увеличении интенсивности урока, его насыщенности. Более того, уже начиная с пятых классов не так просто заинтересовать детей, воспитанных в большинстве своем на крайне некачественном музыкальном материале, например, классической музыкой. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Использование ИКТ на уроках музыки позволяет значительно повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Все это, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Напомним, что в условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно и гармонично развивается эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества. Но часто современное поколение не имеет четкого представления о том, какую практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к уроку «Музыка» относятся как к ненужному предмету. Однако с помощью использования современных технических средств можно как минимум повысить мотивацию ученика. Использование ИКТ на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
На уроках музыки в 5-х классах продолжают формироваться универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Они отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые обучающиеся должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка». В качестве основной цели использования информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной деятельности обучающихся. В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет представление о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; формирует интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей, особенностям музыкальной культуры своего края, региона; раздвигает горизонты применения полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Например, тема «Романсы композиторов XIX века». Рассматриваются произведения М.И. Глинки «Венецианская ночь» и «Баркарола» Франца Шуберта. Наша задача: воспринять и осознать образы этих произведений, соотнести это с жанром, вспомнить состав струнного квартета. Для этого организовывается работа в группах. 1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражникова, и через слово дать характеристику музыке. 2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки. 3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение были предложены определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбрали нужное. В результате все поставленные задачи были решены. Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русского и зарубежного композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта. Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями. Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь Ражникова, схема расположения инструментов симфонического оркестра; самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.
Особенно важно заинтересовать музыкальными занятиями школьников 5-х классов, то есть детей в том возрасте, когда эстетические вкусы и музыкальный кругозор только формируется. Применение на уроках демонстрации мультфильмов, видеоклипов, где в качестве сопровождения использована классическая музыка, и разучивание детских песен по системе караоке, и прослушивание медиафайлов с доступными восприятию детей музыкальными шедеврами, использование цифровых образовательных ресурсов обычно очень хорошо воспринимается обучающимися.
Использование ИКТ на уроках музыки в 5-х классах мы проводим в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, просто зрительного ряда. Цель использования этих форм - создать комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, которые готовят учащиеся, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.
Для углубленного понимания творчества того или иного композитора чрезвычайно актуально, опираясь на интерес учащихся к ИКТ, использовать их возможности. Изучая тему «Был он весь окутан тайной черный гость…» учащимся предлагается создать учебное электронное пособие «Творчество В.-А. Моцарта». Пятиклассники выбирают из списка одно произведение композитора и готовят свою страницу коллективного пособия.
На странице должны быть следующие элементы:
1) заголовок;
2) музыкальный эпиграф странички (музыкальный отрывок данного произведения, по которому Моцарт всегда узнаваем);
3) краткая справочная информация о произведении (дата создания, жанр, исполнители и др.);
4) гиперссылка на аудиоресурс данного музыкального произведения;
5) интересная информация;
6) переданное в нескольких предложениях личное впечатление о данном произведении.
Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видеофильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок - операми. Видеофрагменты имеют художественную ценность и используются в качестве источника информации и эстетических переживаний.
При этом важно добиваться того, чтобы учащиеся не просто пассивно воспринимали информацию, целью учителя является формирование у обучающихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. На уроках музыки ребята учатся создавать творческие проекты, в которых выражают своё отношение к окружающему миру через возможности музыкального языка. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать как минимум интерес у школьников. Возможно, они предложат свою тему, учителю останется лишь согласиться и помочь подкорректировать ее название. При выполнении проекта учащиеся должны продемонстрировать самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Для работы над исследовательским проектом класс разделяется на небольшие группы (5-7 человек), каждой группе предлагается выбрать тему. Защита каждого проекта должна превратиться в увлекательное событие. Каждая из групп представляет результаты своего исследования, основная задача – сделать это доступным и интересным одноклассникам. В ходе работы над проектом обычно приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации. В нашей копилке имеются такие работы как, «Любимые песни нашего класса», «Мир композитора», «Творчество классиков» и другие.
Еще одним часто используемым видом работы в нашей практике является компьютерное тестирование на обобщающих уроках. Его цель – систематизировать и обобщить знания, полученные в течение четверти.
Таким образом, широкое использование ИТ на уроках музыки в течение года позволяет не только повысить мотивацию, способность приобщению детей к искусству и культуре, но и научить ребенка искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, учиться совместной коммуникации, применять теоретические навыки на практике, то есть формировать необходимые компетенции. При этом вовлечение обучающихся в процесс использования ИТ, создание их собственных мультимедийных проектов развивает и совершенствует универсальные учебные действия на каждом уроке.
Список литературы и Интернет - источники
1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
3.Вишневская С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». – www.eidos.ru /journal / 2008 /0404.htm4.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru
5.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
6.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
7.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.
8.Чепкасова О.А. Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство». - www.festival.1september.ru