Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций младших школьников.
С внедрением ФГОС второго поколения происходят изменения во всей системе образования. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.
Чем «сегодня не похоже на «вчера»?
Какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?
Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, умеющие жить среди людей. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека.
Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Именно поисковая деятельность стала основополагающей идеей моей учительской работы и работы с детьми.
На протяжении 5 лет я преподаю исследовательскую деятельность. Анализируя свой опыт, попытаюсь доказать каким образом создавая условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно- исследовательской деятельности в начальной школе, формируются основы ключевых компетенций младших школьников.
Актуальность данной темы обусловлена внедрением Федерального Государственного стандарта начального обучения второго поколения.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Методов и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.
«Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, сами препятствуем развитию детской любознательности»
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? зачем это? Какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах” (А. Маслоу)
Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду.
Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Актуальность этой темы для меня:
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа» Концептуальные основы этой программы предполагают проблемно - деятельностный подход к обучению, «предпочтения отдаются проблемно-поисковому подходу». Сама система ставит ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать знания. Изучение каждого предмета – это погружение, вхождение в образ исследователя, где ребенок методом проб и ошибок находится в поиске знаний. Я считаю, что построение материала в учебниках по ПНШ способствует развитию исследовательских навыков школьников, формированию информационной компетенции учеников, развитию познавательного интереса, исследовательских умений.
Какие методы позволят эффективнее развивать ключевые компетенции моих учеников? Этот вопрос волнует меня как учителя постоянно.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать учение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний?
В этом помогает проектно-исследовательский метод.
Главная идея метода проекта.
В начальной школе проводится курс «Я - исследователь» А. И. Савенкова. На данном уроке ребенок включается в собственный исследовательский поиск. Данный курс позволяет не только обучать наблюдению и эксперименту, но и определению проблемы, представлению и защите результатов исследования. У детей появляется способность рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность своих выводов.
Конечно, возраст детей начальных классов определяет некоторые ограничения по организации проектной деятельности. Но вовлечение их необходимо. Именно в младшем возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений.
При работе над проектом формируются у детей положительные качества личности:
Коммуникативность: возможность говорить самому, задавать вопросы, выражать мысли и отстаивать свою точку зрения.
Толерантность: положительное отношение к другим ребятам, умение выслушивать, договариваться, корректно делать замечания, высказывать пожелания.
Интеллектуальные качества: наблюдение, анализ, выделение существенных признаков, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками информации.
Рефлексивные навыки: адекватность самооценки, оценки деятельности товарищей.
Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. Однако проект допускает бесконечное движение вглубь. Мы следовали определенной последовательности действий в работе над проектом.
В своей педагогической деятельности мы с детьми реализовали немало проектов. Главное определиться с темой исследования. Для проекта необходима личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и важная для них. Эта проблема должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Надо отметить, что деятельность над проектами увлекла, заинтересовала детей, проекты прошли через детское сознание.
Тематика индивидуальных проектов разнообразна. Она отражает личностные интересы учащихся. Значит, проектная деятельность направлена на личностное развитие учащихся.
Проектно - исследовательская деятельность охватывает все учебные предметы. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектное обучение является непрямым и здесь ценны не только результаты, но и в ещё большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.
Обучение проектной деятельности начинается со второго класса. Во втором классе мои ученики находятся на первом этапе в освоении деятельности проектирования. Вначале эта работа вызывает недоумение, трудности в подборе материала и выбора самой интересной темы. Тогда я обращаюсь на родительском собрании к заинтересованным родителям, разъясняя им суть проекта и его значимость для развития личности детей. Уточняя при этом, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губиться идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – вот факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
В силу возрастных особенностей большинство работ были выбраны из содержания учебных предметов. Результатом проектной деятельности моих учеников стали минипроекты: «О братьях наших меньших», «Малые жанры карельского фольклора», «Моя родословная», «Поговорим о любви», «Растения малой родины», «Кладовая карельской земли», « Мои домашние питомцы», «Экология моего дома», «Тайны карельских петроглифов».
Особое внимание требует завершающий этап проектирования – презентация проекта. Выступление по защите проекта было для многих ярким событием. Необходимо было заинтересовать слушающих ребят, проявить при необходимости артистические способности, побороть страх и скованность. Многие дети раскрылись. Осуществление проекта для многих было самовоспитанием – довести начатое до конца.
Чем больше проектов осуществляли дети, тем росло их творчество, самостоятельность в познании неизвестного, значимого для них.
Оценка выполненных проектов должна носит стимулирующий характер. Поощрен каждый мой ученик, участвующий в выполнении собственного исследования.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Любой учитель желает видеть результат своего труда в ученике. Результативность юного исследования можно оценить, используя критерии. Критерии оценивания – это четкие эталоны, с помощью которых собственно осуществляется оценивание.
Оценить сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов позволяют можно по критериям:
1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности
проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся
рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).
3. Проявление креативности в исследовательской деятельности
детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
4. Степень проявления самостоятельности.
Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.
При оценивании исследовательской деятельности ребенка, защите его материалов надо обратить внимание на глубину понимания вопроса, логичность, оригинальность изложения, интересные художественные решения, оформление текстовой информации, культуру речи учащегося.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования должна находиться в зоне ближайшего развития ребёнка. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий.
Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации и презентацию.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской . поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчёркивает утверждение, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ещё в начале ХХ века экскурсия рассматривалась как постоянный спутник исследовательского метода обучения.
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
Большую информацию для исследовательской деятельности в моем классе дают экскурсии в Краеведческий музей. Неисчерпаемый, интереснейший материал был собран детьми и они преступили к реализации своих проектов.
Вся краеведческая работа ничто иное как исследовательское обучение, которое формирует у ребенка не только желание знать, любить, уважать малую родину, но и способность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.
Осуществляя любую деятельность, перед собой ставишь цели. Зачем? Для чего? Как? Что получил? Вовлекая детей в проектную деятельность, я учу их задавать вопросы и отвечать на них. Ребята высказывают свое мнение, зачем они участвовали в проектах, что им это дало. Анализируя ответы учеников, можно сделать вывод, что некоторые из них почувствовали интерес от своего труда, успех и заинтересованность в учебе. Анкетирование моих детей показало, что они с желанием выполняли свои исследования, так как они выбирали темы сами. «Мне интересно то, что нравится мне». Без трудностей ничего не бывает. Помощь оказывал учитель или родители. Дети отмечают, что при выполнении исследовательской деятельности они развивали самостоятельность, творчество, внимание, любопытство, умение рассказывать и отвечать на вопросы, наблюдательность, терпение, а главное «идти вперед и не останавливаться на достигнутом».
Небезразличными в нашем начинании и в претворении в практику исследовательского опыта детей оказались и родители. Анкетирование родителей, которые в нашей работе стали сотрудничать с детьми в их поисковой деятельности, показало, что большинство считают необходимо формировать в начальной школе основы исследовательской деятельности, лишь бы не было перегрузки детям.(75% родителей из 29 опрошенных).
Родители отмечают, что на уроках исследовательской деятельности ребенок учится добывать, обрабатывать, анализировать информацию сам, делать выводы, узнавать новое. Все это развивает логическое мышление, внимание, наблюдательность, память.(80% родителей из 29 опрошенных).
Проводя анализ своей работы по проведению и организации детских исследований, определяю, что при правильной организации в ней формируются следующие ключевые компетенции:
Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)
- Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
- Добывание знаний непосредственно из окружающей среды
- Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;
Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
- Владение современными средствами информации информационными технологиями;
- Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
- Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
- Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
- Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
Ценностно-смысловые:
- Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
- Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,
- Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Что приобрели учащиеся при работе над проектами? Во-первых, основы ключевых компетенций, во вторых - деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить ценностно-смысловые компетенции, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве (информационные компетенции), умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.
Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения становится все более важным формирование ключевых компетентностей младшего школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Результативность определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.
Девиз нашего класса: «Знать - значит действовать». Мы с детьми находимся в постоянном поиске интересных дел, когда их находим, то пытаемся осуществить задуманное интересно и творчески. В этом помогает нам исследовательская деятельность.
Словами детьми глаголит истина. Знания, которые ребенок добывает своим трудом, останутся в его памяти надолго. Осуществлять проектную деятельность возможно в начальной школе. Она приносит свой положительный результат.
Сегодня школа живет по- новому. Надо помнить, что и ученик сегодня в ней другой. «Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека». ( Кузнецов В.И.)
Литература
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001. - 478 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003.- 204 с.