Статья Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках математики как инструмент для формирования УУД

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках
математики как инструмент для формирования УУД.
Копалиани Людмила Николаевна,
учитель математики
МКОУ СОШ № 25 с УИОП г. Россоши Воронежской области

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании УУД, ведь она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
В своей работе по формированию УУД отдаю предпочтение проектно-исследовательской деятельности. А как известно, знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.
Я работаю в 5 классах по учебнику Бунимович Е.А. и др. Академический школьный учебник Сферы. Математика. Арифметика. Геометрия. 5класс. М.: «Просвещение», который раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Данный учебник нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована системно, так что любой урок обеспечивает достижение этих результатов. В каждой главе есть задания, которые позволяют учащихся включить в проектно - исследовательскую деятельность на уроке. Например:
Глава 1. Линии. Задача-исследование. Начертите две пересекащие прямые. Проведите третью прямую, пересекающую каждую из этих прямых и не проходящую через их точку пересечения. Сколько точек попарного пересечения прямых у вас получилось?
Глава 5. Углы и многоугольники. Задача-исследование. Постройте окружность и проведите её диаметр АВ. Постройте угол АСВ с вершиной С, лежащей на окружности. Каким (острым, прямым или тупым) является этот угол? Постройте и измерьте ещё два угла с вершинами на окружности, «опирающиеся» на диаметр. Какой вывод можно сделать?
Глава 6. Делимость чисел. Задача-исследование. Как известно, простое число имеет два делителя. А сколько делителей имеет квадрат простого числа? куб простого числа? четвёртая степень простого числа? Выясните это на конкретных примерах.
Такие задачи-исследования позволяют включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Для учителя самым ценным при освоении программного материала является не просто давать детям новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний. 
Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, так и серию уроков. Так практикую на уроке исследовательскую деятельность с детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-5 человек. Например, проектно-исследовательская деятельность занимает серию уроков:
Уроки математики в 5 классе по теме «Диаграммы». Учащиеся класса разделены на три микрогруппы, которым даны задания-исследования:
1 группа. Задание: Определить количественный состав 5 классов нашей школы, посещающих межпредметные модули по математике. Информацию представить наглядно в виде диаграммы.
2 группа. Задание: Успеваемость 5 классов за I четверь 2014-2015 учебного года. Информацию представить наглядно в виде диаграммы.
3 группа. Задание: Медалисты школы за последние 5 лет. Информацию представить наглядно в виде диаграммы.
Проектная деятельность даёт возможность на данном уроке для формирования познавательных УУД:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов школьного музея, архива школы, опроса общественного мнения;
осуществлять сравнение, синтез;
классифицировать;
преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Например, урок математики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби». Проектно-исследовательская деятельность занимает часть урока. Учащиеся класса также разделены на три микрогруппы, перед которыми поставлены три проблемы и указаны источники информации. Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе командира, который распределяет обязанности. Групповая работа эффективна для таких типов учебных заданий: 
1 группа. "Историки". Как возникли дроби?
Проблемные вопросы:
1. Какая дробь была первой?
2. Кто и когда ввел черту в дроби?
3. Как назывались дроби в Древней Руси?

2 группа. «Исследователи». Понятие «дробь» в жизни людей.
Проблемный вопрос:
1. Где человек встречается с понятием «дробь» в жизни?
2. На каких уроках в школе используют дроби?

3 группа. «Журналисты».
Проблемный вопрос:
В каких профессиях нужны знания дробей?
Такие задания способствуют развитию у школьников своей личностной позиции, т.е. способствуют их личностному развитию. Выполнение проектно-исследовательской работы на таких уроках предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий:
личностные УУД: адекватная самооценка, чувство радости узнавания нового; подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
регулятивные УУД: дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
познавательные УУД: извлекать информацию; ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;
коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; развивать умения работать в группах.
Также предлагаю учащимся творческие мини–проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал, презентация в программе PowerPoint. 
Пример мини-проектов: в 5 классах - это “Старинные меры”, «Простые числа», «Решето Эратосфена», в 6 классах – это “Пропорции вокруг нас”, “В мире симметрии”, «Прямые на плоскости», «Геометрия окружности», «Проценты на практике».
Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. При выполнении таких проектов формируются познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. 
Правильно организованная проектно – исследовательская деятельность на уроке рождает у детей желание продолжать искать, исследовать и во внеурочное время. Внеурочная деятельность – это межпредметные модули, по завершению которых проводится защита проектов.
Приведу примеры таких проектов для пятиклассников, где ребята учатся работать в команде, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию:
проект «Треугольники и четырехугольники в аппликации», конечный продукт – сборник аппликаций; проект «История школы в таблицах и диаграммах», конечный продукт – книга о школе в таблицах и диаграммах; «Город Россошь в математических задачах», конечный продукт - сборник математических задач.
Работа над этими проектами начинается с постановки проблемы и выбора участников исследования по их желанию. Далее каждая группа получает конкретную задачу, над которой должна работать в ходе исследования. Задания для работы в группе формируют ряд УУД, но в особенности коммуникативные: умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, учёт позиции других учащихся, партнёров по общению.
В ходе выполнения проектной работы учитель нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. 
Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности учащихся. Формирование УУД обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.


15