Педагогический проект на тему Формирование проектного мышления учащихся в процессе дистанционного образования на уроках английского языка в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
ИМ. Ц.Л.КУНИКОВА Г.ТУАПСЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 СЕЛА ШЕПСИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Педагогический проект
Формирование проектного мышления учащихся в процессе дистанционного образования на уроках английского языка в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения
Авторы: С.Д. Горбунова, учитель английского языка;
А.А. Жолобова, учитель английского языка
г.Туапсе
2013 год
Паспорт педагогического проекта
Юридический адрес
352800 Краснодарский край
г. Туапсе,
ул. Победы, 17.
телефон 8(86167)2-29-08
электронный адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
school20@tuap.kubannet.ru
Направление
Приемы и методы обучения
Название
Формирование проектного мышления учащихся в процессе дистанционного обучения на уроках английского языка в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения
Разработчики
С.Д. Горбунова, учитель английского языка;
А.А. Жолобова, учитель английского языка
Исполнители
учителя английского языка
Сроки реализации
2014-2017 годы
Цель проекта
апробирование приемов и методов проектного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету, выявление влияния данных приемов и методов на формирование творческого мышления школьника, развитие его одаренности.
Обоснование актуальности темы и постановка проблемы
Формирование успешности - важнейшая задача обучающего воспитания, такого его раздела как становление личностных качеств индивида и свойств его характера.
Если спросить менеджера любой преуспевающей фирмы, кого они предпочитают брать на работу, то сразу же будет предъявлен ряд деловых и трудовых качеств, которыми должен обладать претендент на хорошо оплачиваемое рабочее место. Такой человек должен:
- легко обучаться;
- быстро переучиваться;
- быть инициативным;
- быть творческим и компетентным в своём деле;
- говорить на нескольких языках.
Иными словами, все хотят, чтобы работник обладал высокой креативностью и, так называемым, дивергентным мышлением.
Противоположностью дивергентному или продуктивному мышлению является конвергентное мышление. Для этого мышления характерно осмысление явлений по готовым стереотипам, заданным образцам. Его еще называют репродуктивным мышлением.
Ни семья, ни школа необходимые для успешной жизни креативные качества и мышление не формируют. Традиционное школьное обучение основано на становлении репродуктивного мышления, поскольку требует от детей усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в этом устоявшемся виде.
Итак, социальная и экономическая успешность наших детей зависит от того, какое мышление у них формирует школа, как основной способ осмысления информации, и её применения в будущей профессии. Поэтому традиционное знаниевое обучение в школе уже устарело. Идёт реформа школы. Школьное образование постепенно перестраивается на продуктивное обучение, на компетентностный подход, на проектную деятельность, на обучающее воспитание, формирующее у детей творческое, креативное мышление.
Можно выделить два подхода к процессу обучения, которые сразу же формируют у них креативное мышление. Это компетентностный и проблемно-деятельный или проектный подходы.
Объект исследования – дистанционные формы образования, учебная и внеурочная деятельность по английскому языку.
Предмет исследования – методы и приемы формирования проектного мышления учащихся в рамках дистанционного образования на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, обеспечивающие творческое развитие личности ребенка и формирующие активное мышление.
Цель проекта: разработать методику формирования ключевых компетентностей на основе проектной деятельности учащихся в процессе дистанционного обучения на уроках английского языка в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
исследовать состояние проблемы обучения проектной деятельности в теории и практике обучения в общеобразовательной школе;
описать и выявить возможности и особенности использования проектной технологии в процессе дистанционного обучения на уроках английского языка в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения;
реализовать творческий потенциал учащихся;
сравнить эффективность инновационного и традиционного способов обучения в рамках стандарта 2004 года и стандарта 2009;
разработать модель последовательного включения школьников общеобразовательной школы в проектную деятельность в рамках дистанционного обучения;
проверить эффективность разработанной модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе организации проектной деятельности;
приступить к разработке методического комплекса по организации дистанционного обучения на уроках английского языка в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения.
Гипотеза исследования: системная работа в рамках дистанционного образования, основанная на применении проектных технологий при изучении английского языка, позволит обеспечить творческое развитие личности ребенка и формирующие активное мышление.
База исследования: учащиеся МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ №20
Методологические и теоретические основы исследования
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Вызывают большой интерес идеи доктора педагогических наук профессора Е.С. Полат, [1,c.64-102, с.144-150,с.163-185]: метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технология "Портфель ученика", "Адаптивная система обучения (АСО) в школе" Границкой А.С.[2,с.3-54], теория проблемно-развивающего обучения представленная в трудах М.И. Махмутова и ряда других авторов (Ю.К. Бабанский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.).
ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире. Чтобы идти в ногу со временем нужно приобрети навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.
Ускорение процессов информатизации всех сфер жизни общества поставило перед школой задачу: сформировать у обучающихся ряд компетентностей для успешной социализации.
Способом решения многих проблем может стать ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются наряду с традиционными информационными ресурсами следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплексы и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Каковы преимущества дистанционного обучения?
Использование дистанционного обучения:
позволяет получить качественное образование независимо от места проживания;
реализует принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);
позволяет наиболее способным детям в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии), что повышает конкурентособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);
формирует у человека потребность в систематическом и системном повышении интеллектуального потенциала, способствует освоению способов познавательной деятельности;
·
формирует ключевые компетентности, в том числе компетентность в профессиональной сфере.
Помимо указанного, дистанционное обучение способствует:
выравниванию стартовых позиций для самоопределения в профессиональной сфере и поступлению в профильные гимназии, лицеи для получения профессионального среднего образования;
быстрому освоению системы дистанционного обучения высших учебных заведений, внедривших и эффективно использующих технологию дистанционного обучения студентов;
повышению квалификации в выбранной профессии, так как при получении базовых основ информационных технологий возможно самообучение.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Подготовительный ЭТАП
сроки: сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года
Задачи этапа:
организация исследовательской деятельности учащихся в области социального проектирования.
анализ научного, методического, информационного и технического обеспечения проектного метода при организации дистанционного образования.
Основная деятельность
Ответственные
1. Изучение опыта работы школы по дистанционному образованию, теоретических основ СКАЙП-технологии
ШМО учителей иностранного языка
2. Создание социального проекта «Одна школа – одна страна».
Инициативная группа учащихся
3. Разработка диагностических методик для определения уровня сформированности проектных компетенций учащихся.
Леготин А.С., педагог-психолог,
Котанян г.П., педагог-психолог
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.
учителя английского языка,
Лукьянова О.В., заместитель директора по УВР
Тимошенко И.А., заместитель директора по УВР
4. Создание и утверждение нормативно-правовой базы по реализации проектной инициативы
Администрация школы
5. Проведение ознакомительной работы с родителями учащихся и педагогами школы.
Администрация школы, классные руководители 5 классов
6. Создание и утверждение программы по курсу «Английский язык, 5-9 классы» и внеурочной деятельности
7. Установление взаимодействия с зарубежными школами, учителями и учащимися
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.
учителя английского языка,
Лукьянова О.В., заместитель директора по УВР
Тимошенко И.А., заместитель директора по УВР
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка,
Лукьянова О.В., заместитель директора по УВР
Тимошенко И.А., заместитель директора по УВР
9. Организация проектной работы 5 классов «Письмо», организация экскурсионной деятельности учащихся
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
10. Инновационный поезд учащихся, задействованных в проектной инициативе
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Прогнозируемые результаты
пробуждение интереса учащихся к исследовательской работе в рамках обучения английскому языку (увеличение мотивации школьников (по результатам диагностики педагогов-психологов);
организация деятельности исследовательских, творческих групп учащихся;
создание страницы на сайте школы, посвящённой проектной инициативе;
формирование проектного мышления у учащихся, входящих в инициативную группу (при отслеживании формирования проектной компетентности у учащихся при образовании творческой группы и в мае 2016 года должно наблюдаться увеличение уровня сформированности ключевых компетентностей (по уровням, определённым в «Британском совете») в % соотношении на 5 %);
информирование родителей, педагогов и учащихся школы о существовании данной проектной инициативы (100%).
II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
сроки: декабрь 2014 - январь 2015 года
Задачи этапа:
провести мониторинг с целью выявления мотивации учащихся к обучению английскому языку, уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся;
корректировка содержания, технологии, организации исследовательской работы учащихся.
проектирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс школы
Основная деятельность
Ответственные
1. Проведение диагностических исследований с родителями, учащимися и педагогами школы.
2. Освещение результатов исследования на педагогических советах, классных и родительских собраниях и в СМИ.
3. Внесение коррективов в проектную инициативу
Педагоги – психологи школ
классные руководители
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Прогнозируемые результаты
диагностика 100% учащихся, родителей, педагогов английского языка;
создание аналитической справки на основе проведенных диагностических исследований;
усовершенствование созданного проекта на основе внесенных изменений.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
сроки: январь 2015 - декабрь 2015 года
Задачи этапа:
формировать проектную инициативу учащихся школы в процессе дистанционного образования;
вовлечение в участие в проекте учителей, учащихся и их родителей.
Основная деятельность
Ответственные
Психологическое сопровождение участников проектной инициативы по формированию личностной самооценки учащихся.
Организация проектной работы учащихся в рамках дистанционного обучения с учащимися разных школ, разных стран.
Организация и проведения уроков английского языка с использованием Скайп-технологии.
Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах для повышения информационно-коммуникационных компетентностей.
Проведение учебы с мотивированными учащимися по созданию программных продуктов, материалов к совместным урокам с учащимися близлежащих школ района и зарубежных англоязычных школ
Организация создания и защиты проектов учащихся.
Массовое обучение учащихся 5 классов творческой группой.
Создание проектов писем учащихся и организация их рассылки.
8. Проведение разъяснительной работы с родителями, классными руководителями и учителями-предметниками с целью популяризации проекта.
Психологическая служба школы
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка, творческая группа учащихся.
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Творческая группа
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
классные руководители, Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Прогнозируемые результаты
формирование личностной самооценки учащихся;
создание ситуации переписки с учащимися разных школ района и зарубежных школ более 50 % учащихся школы;
повышение коммуникативной культуры учащихся в процессе участия в олимпиадах, конференциях
III. ИТОГОВЫЙ ЭТАП
сроки: январь2016 - май 2016 года
Задачи этапа:
осуществить мониторинг основных направлений экспериментальной программы с целью оценки ключевых компетентностей учащихся.
обобщить полученные результаты опыта.
Основная деятельность
Ответственные
Подведение результатов через:
1. Обобщение педагогического опыта руководителя проекта.
2. Участие школы в научных конференциях муниципального, краевого и федерального уровней.
3. Выпуск методических пособий, буклетов.
4. Организация учебы для педагогических кадров и учащихся школ района.
Жолобова А.А., Горбунова С.Д.,
учителя английского языка
Прогнозируемые результаты
Популяризация проекта.
Обобщен опыт по тематике проекта.
Созданы буклеты и брошюры.
Использованная литература
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.
Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе»,М.«Просвещение», 1991
Выготский Л. С. «Педагогическая психология» М., 1991
Гин А.А. «Приемы педагогической техники». М., 2001 г.
Вертгейкер М. «Школа без неудачников». – М., 1991.
Занков Л. В. «Обучение и развитие» М., 1975 г.
Дьяченко В.К. «Организация структуры учебного процесса в его развитии». – М., Педагогика, 1989.
Сайт дистанционного обучения Полат Е.С., Метод проектов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 1998.
Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. – М.,2003.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.
Сайт Сеть творческих учителей Работа с интерактивной доской([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Алексеева В.А. Информатика 11 класс. Проектная деятельность. 2009 г
Заголовок 115