Статья по теме Формирование учебной мотивации учащихся на уроках биологии через игровые технологии в рамках ФГОС второго поколения
Статья по теме «Формирование учебной мотивации учащихся на уроках биологии через игровые технологии в рамках ФГОС второго поколения»
Автор: учитель биологии Акманаева Светлана Витальевна
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся.
Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечен в учебный процесс. На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Я хотела бы начать свою статью со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Актуальность использования игровых технологий:
Игровые технологии формируют:
коммуникативные УУД – (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);
познавательные УУД - (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
личностные УУД - (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД - (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
(Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта).
Игровые технологии я использую в основном в классах среднего звена и классах коррекции. Разумно и уместно использовать подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Использование игровых технологий на биологии помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.
Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие.
Функции игр:
1.Во время игр происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.
2.Игра требует от школьника знаний предмета.
3.В игре ученик учится планировать свою работу, оценивать свой и чужой результаты.
4.Во время игр, учащиеся не только получают новую информацию, они учатся обобщать, систематизировать, выделять главное, правильно использовать и применять эту информацию.
Выделяют следующие виды игр:
а) Игры-упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры-соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных
конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры–путешествия. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Методические приемы применения игровых технологий на уроках.
Я попробовала применять в своей практике разнообразное количество дидактических игр. Мною разработаны уроки, где фрагментарно применяю игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод.
Например, в 7 классе при закреплении темы «Членистоногие» я провожу урок - путешествие в мир членистоногих. Учащиеся, работая в группах и парах, знакомятся со строением, многообразием и значением членистоногих, побывав на станциях. Активизация во время игры выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в прах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма.
Формой активной работы служит использование ролевых игр. В таких играх группы детей могут выступать от имени определенных персонажей. Взяв на себя ту или иную роль, дети подбираю информацию, которая позволяет лучше понять и усвоить предлагаемый материал. Ролевые игры отличаются от других тем, что инсценируют условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Так при изучении темы: «Гигиена питания» в 8 классе, я провожу урок в виде ролевой игры о значении правильного питания в жизни человека. Дети выступают в роли лаборантов, которые проводят химические опыты с чипсами. Опытным путём они самостоятельно доказывают, что в чипсах содержаться вредные вещества, которые отрицательно влияют на пищеварительную систему. Эту игру можно использовать во внеклассной работе. У обучающихся развивается речь, музыкальный слух, тренируется память. А в процессе работы повышается самооценка уважение друг к другу, они учатся общаться, договариваться, прислушиваться друг к другу.
Так же активизацией внимания, мышления и привлечение интереса служит материал по теме: «Простейшие. Амёба обыкновенная» в 7-ом классе, представленный в виде сказки. В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
Сказка: Один день из жизни амёбы обыкновенной.
В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась. В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём. И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.
Задания.
·О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
·Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
·Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.
Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения и жизнедеятельности амёбы обыкновенной. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий.
Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.
Ученики, прослушав сказку, отвечают на вопросы о строении амёбы, пробуют дописать сказку о дальнейшей судьбе амёбы, читают материал учебника о цисте и записывают в тетради определения.
Умение выделять главное из общего, распознавать объекты, сравнивать, анализировать, обобщать – все эти действия развивают критическое мышление, что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.
Игры- упражнения.
С целью быстрейшего овладения учащимся материалом по теме: «Тип членистоногие» предлагаю мини игры «Пятый лишний». Учащимся предлагается 5 картинок, они должны из пяти предложенных найти одну лишнюю, объяснить, кто изображён на картинке и почему лишнее.
«Цепочка», даётся карточка с изображениями развития насекомого, учащиеся должны составить логическую цепочку, объяснить каждую стадию и дать название типу превращений насекомых.
Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.
В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся не на репродуктивном, а на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на развитие личности. Игровые технологии способствуют более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков по самообразованию, повышают прочность и осознанность знаний.
Результативность.
Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
При систематическом использовании на уроках игровых технологий
наблюдаются следующие результаты:
*формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
*вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
*развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
*Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.