Оценочные и методические материалы по экономике(базовый уровень) 10 класс
Оценочные и методические материалы
экономика 10 класс базовый уровень
Материально – техническое и информационно-методическое обеспечение.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
1 2 5
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) Д
1
1.1 Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике Д
1.2 Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике Д
1.3 Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике Д
1.4 Авторские рабочие программы по курсам экономики Д
1.5 Правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, комментарии к нормативным актам.
Федеральный Закон об образовании, Конституция РФ Ф/Д
1.6
1.7
1.8
1.9
Учебник «Введение в экономику»
Учебник по экономике
Учебник по основам экономической теории
Учебник по основам экономических знаний
Д/П Д/ПК
Дидактические материалы по всем курсам Ф
Сборники заданий по экономике и всем курсам (тесты, задачи, ситуации, тренинги). Е.В.Савицкая, А.О.Евсеева; Москва. Вита.2010г. Ф/ПУчебные материалы для элективных курсов К
Научная, научно-популярная, художественная, экономическая и историческая литература. П/Д
Справочные пособия («Энциклопедия предпринимателя», энциклопедии по экономике, «Большой экономический словарь» и другие словари, книги из серии «Самые знаменитые» и т.д.). П/Д
Методические пособия для учителя (учебно-тематическое планирование, рекомендации к проведению уроков). Д
2 Печатные пособия
Таблицы по экономике России и Мира
(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). Д/Ф
3 информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса Д/ПЭлектронные библиотеки по курсу экономики.
Большая электронная энциклопедия как электронное издание универсальной российской мультимедиа-энциклопедии. Д
Программное обеспечение (математическое) для изучения отдельных тем курса. Д/ПИгровые компьютерные программы (по тематике курса экономики). Д/П4 Экранно-звуковые пособия
Могут быть в цифровом (компьютерном) виде Видеофильмы по экономике, в т.ч. по экономике России Аудиозаписи и фонохрестоматии по экономике и истории экономики России 5 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Оборудование по своим параметрам должно соответствовать современным последним требованиям Телевизор Аудио-центр. Д
Мультимедийный компьютер с возможностью подключения к Internet. Д
Сканер Принтер лазерный Д
Компьютерный проектор Д
Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток) Д
Копировальный аппарат Д
МультимедиапроекторД
Звуковые динамики Д
Диапроектор или оверхэд (графопроектор) Д
6 Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц Комплект инструментов для работы у доски 7 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
Стол для проектора Компьютерный стол Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) Штатив для таблиц Ящики для хранения таблиц Критерии оценок знаний учащихся по экономике.
При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)
полнота (соответствие объему программы, стандарта)
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Критерии оценивания устного ответ, (зачет)
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;
ответ самостоятельный.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2.Критерии оценивания контрольных, тестовых, практических работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
3.Критерии оценивания работ в форме тестов:
«5» - 95 - 100%«4» - 65 - 94%«3» - 35 - 64%«2» - 0 - 34%
4. Критерии оценивания задания по написанию сочинения по экономике, эссе:
Задание от 0 до 6 баллов. Задание оценивается по трем критериям:
Максимальная сумма баллов - 6 отметка"5
К1Раскрытие проблемы 1-2 балла-"3"
К2характеристика основных теоретических аспектов 2-4 балла-"4"
К3 указание основных результатов экономической деятельности 5-6 балла- "5"
Ошибка в указании времени жизни или правления исторического деятеля
0 баллов- оценка «2»
Контрольно-измерительные материалы по экономике 10 класс.
Задание 1
Рыночная экономика – это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Каждый действует на свой страх и риск, но, действуя, всякий человек имеет в виду скорее потребности других, чем свои собственные. В предпринимательстве человек нуждается в окружении сограждан… Эта система отшлифована рынком. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Государство, карательный аппарат не вмешиваются в рынок и систему гражданских отношений, управляемых рынком. Только в случае необходимости предотвращения деструктивных явлений оправдано применение силовых санкций, цель которых – регулярное функционирование рыночной экономики. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов – таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики… Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации. Рынок показывает ему, как лучше обустроить себя и других. Только рынок в состоянии упорядочить всю социальную систему, сообщить ей смысл и значение, поэтому роль рынка наиважнейшая. Рынок… это процесс взаимодействия и кооперации различных индивидов, соединённых системой разделения труда… Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше… Направление экономических акций в условиях рынка является задачей предпринимателей. За ними остаётся и функция производственного контроля. Они стоят у штурвала и управляют кораблем. Поверхностному наблюдателю кажется, что именно они занимают ключевые позиции. Однако это не так: сами предприниматели, безусловно, подчиняются командам капитана, и этот капитан – потребитель. Устанавливают, что именно должно быть произведено, не предприниматели, капиталисты, землевладельцы, а потребители. Если коммерсант не подчиняется строгим порядкам, выраженным в структуре рыночных цен, то его ждут сначала убытки, а затем банкротство. Его просто вытесняют другие агенты, те, кто лучше способен удовлетворить спрос потребителей… Именно потребители способны сделать богатого бедным, а бедного – богатым. Только они с точностью определяют количество и качество, а также сам вид продукции. Беспристрастные эгоисты, они состоят из капризов и фантазий, изменчивых и непредсказуемых. Помимо собственного удовлетворения, они ничего не желают знать. Не имеют значения ни былые заслуги, ни преданные интересы.
(Л. Мизес)
1. Как автор определяет функцию предпринимателя в рыночной экономике? Используя обществоведческие знания, приведите любые три способа воздействия предпринимателя на потребительский спрос.
2. Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики
3. Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.
4. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что рынок направляет активность людей в такое русло, где они больше всего соответствуют потребностям окружающих.
5. Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Формирование __________ (А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов __________ (Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.
Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения __________ (В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает __________ (Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается.
Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является __________ (Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется __________ (Е) власти».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) трудовой договор
2) рыночная цена
3) экономические границы
4) безработица
5) наёмные работники
6) прожиточный минимум
7) законодательные органы
8) безопасность труда
9) профессия
7.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Формирование __________(А) трудовых услуг может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов __________(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.
Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их __________(В). Это делает работу более выгодной для членов профсоюза, но одновременно сужает экономические границы __________(Г) и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается.
Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является __________(Д). Минимальный размер оплаты труда устанавливается и изменяется __________(Е) власти».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) Трудящиеся
2) занятость
3) законодательные органы
4) заработная плата
5) трудовой договор
6) рыночная цена
7) профессия
8) налог
9) прожиточный минимум
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) По мере роста благосостояния российских семей в последнее десятилетие удельный вес расходов на питание снизился. (Б) При этом растут расходы на удовлетворение культурных потребностей. (В) Наверное, труднее всего семьям удовлетворить потребность в комфортном жилье. (Г) Нельзя не признать, что в ряде случаев высокие цены на жильё поддерживаются искусственно. (Д) Цены выступают источником важной информации о состоянии данного рынка как для производителя, так и для потребителя.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
10. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Закон предложения и деятельность фирм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
11.
Экономика «Реклама
–
ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)
Экономика «Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой
–
прибыль». (Р. Хэйан)
Экономика «Существует только один босс
–
Потребитель. И он может уволить любого из компании, начиная с руководства, просто тратя деньги где-то ещё». (С. Вальтон)
Контрольно-измерительные материалы по экономике 11 класс.
СПРОС И ЗАКОН СПРОСА. Ключевые понятия и термины
Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
1. Спрос. 2. Величина спроса. 3. Закон спроса. 4. Эффект дохода. 5. Эффект замещения. 6. Принцип убывания маржинальной полезности. 7. Эффект Гиффена. 8. Детерминанты спроса. 9. Низшие товары. 10. Нормальные товары. 11. Товары-субституты. 12. Товары-комплементы.
Определения A. Товары, которые потребляются совместно; при этом один без другого, как правило, не может быть использован к потреблению.
Б. График (или шкала), показывающий, сколько единиц товара покупатели хотят и могут купить во всем диапазоне иен в данный момент времени.
B. Факторы, вызывающие изменение спроса и сдвиг кривой спроса.
Г. Товары, которые могут быть использованы вместо других товаров с аналогичными свойствами
Д. Товары, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей.
Е. Количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены.
Ж. Явление, которое возникает, когда вследствие снижения цены товара происходит относительное увеличение дохода покупателя, позволяющее последнему приобрести большее количество товара.
З. Товары, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.
И. Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы товара приносит потребителю меньшую полезность, чем потребление предыдущей.
К. Закон, в соответствии с которым величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара.
Л. Явление, состоящее в том, что повышение цены товара ведет к росту объема спроса на него.
М. Явление, которое возникает, когда покупатель отдает предпочтение более дешевому товару, вытесняющему при выборе покупки товар, ставший относительно дороже.
Тесты
I. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие — ошибочны.
1. Величина спроса на данный товар всегда равна количеству этого товара, приобретенному покупателями.
2.Рост цены на джинсы может привести к уменьшению спроса на них при прочих равных условиях.
3. Уменьшение спроса отражается движением вдоль кривой спроса вниз.
4. Согласно эффекту дохода люди будут покупать больше единиц товара, который стал относительно более дешевым.
5. Согласно эффекту замены уменьшение цены товара А по сравнению с ценой заменяющего его товара Б обычно приводит к увеличению объема спроса на него, так как товар А становится относительно менее дорогим.
6. Согласно закону спроса чем ниже цена товара, тем меньшее количество его приобретают покупатели.
7. При росте доходов покупателей кривая спроса на макароны сдвигается вправо-вверх.
8. Если растет цена на кожаные сапоги, кривая спроса на обувной крем сдвигается влево-вниз.
9. Если увеличивается цена на лыжи, величина спроса на лыжные ботинки снижается.
10. Товар, имеющий скрытые дефекты, относится к низшим товарам.
II. Укажите, какое из приведенных положений является правильным.
1. Когда увеличивается спрос на пиломатериалы, растет спрос и на гвозди, так как это:
а) неродственные товары; б) взаимозаменяемые товары; в) товары-комплементы; г) товары-субституты.
2. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:
а) снижение спроса на второй; б) снижение величины спроса на второй; в) увеличение спроса на первый; г) рост величины спроса на первый.
3. Закон спроса предполагает, что:
а) если доходы покупателей снижаются, они покупают меньше товара; б) кривая спроса обычно имеет положительный наклон; в) когда цена товара снижается, величина спроса растет; г) когда цена товара растет, спрос снижается.
4. Если снова модными стали туфли «на платформе», то:
а) величина спроса на туфли на тонкой подошве уменьшится; б) спрос на туфли «на платформе» увеличится; в) кривая спроса на туфли «на платформе» сдвинется влево; г) кривая спроса на туфли на тонкой подошве сдвинется вправо.
III. Укажите, какие из нескольких положений являются правильными.
1. Смешение кривой спроса на нормальный товар влево-вниз может быть вызвано:
а) уменьшением спроса на него; б) ростом цены производимого товара; в) ростом доходов покупателей; г) ожиданием усиления инфляции; д) снижением дотаций малообеспеченным слоям населения.
2. Что из нижеперечисленного скорее всего не станет причиной изменения спроса на автомобили в краткосрочном периоде:
а) цены на автомобили выросли на 40%; б) цена на бензин выросла на 20%; в) инфляция из ползучей превратилась в галопирующую; г) доходы покупателей удвоились; д) увеличены таможенные пошлины на ввозимые автомобили?
3. Третья чашка кофе приносит меньшее удовольствие, чем вторая. Это пример:
а) действия закона спроса; б) избыточного предложения; в) эффекта замены; г) эффекта Гиффена;
д) уменьшения маржинальной полезности.
Упражнения
1. Определите, в каких случаях происходит изменение спроса, а в каких — изменение величины спроса.
а) Цены на бананы выросли в 2 раза, и теперь их можно купить без очереди. б) Бум рождаемости привел к увеличению импорта детского питания в страну. в) В ожидании нового витка роста цен население стало делать запасы круп и макаронных изделий. г) Повышение цен на пошив верхней одежды сократило количество клиентов ателье. д) После неоднократного выступления диетолога о вреде животных жиров возникли проблемы с реализацией мороженого пломбира. е) Подорожание магнитофонов создало проблемы с реализацией кассет. ж) Доходы выросли, и люди стали больше покупать фруктового сока.