«Проектно – исследовательская деятельность по биологии как инструмент формирования УУД у учащихся среднего звена»
МБОУ «СОШ №6»
Дубровина Анна Сергеевна, учитель биологии и экологии
«Проектно – исследовательская деятельность по биологии как инструмент формирования УУД у учащихся среднего звена»
Слово «проект» в последнее время мы слышим все чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в медицине, в образовании, организации разных сторон жизни и быта.
Что касается школы, то проводимая в настоящее время модернизация образования имеет своей целью создание условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В основе данной стратегии модернизации лежит компетентностный подход.
Проектно – исследовательская деятельность по предмету направлена именно на развитие необходимых личностных компетенций учеников.
В ходе работы над проектами в этом учебном году можно выделить следующие этапы:
1) теоретический курс для учащихся ( отработка постановки цели, задач, развитие умения определять проблему, особенности планирования работы)
2) распределения учащихся по предметам и формирование групп для подготовки (индивидуальные, групповые проекты)
3) работа с учителем, выступающим в роли консультанта
*При разработке содержания проекта важно опираться на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно – следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью проекта можно и нужно добиваться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизиологических особенностей ребят.
Типология проектов ( игровые, практико – ориентированные, творческие, исследовательские) помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико – ориентированными.
4) в ходе всей работы учащиеся заполняют самостоятельно или с помощью учителя дневники наблюдений, которые адаптированы для каждого из этапов работы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5) реализация проектов
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6) защита проектов на школьной конференции по секциям
Типы проектов по биологии:
- игровые
- практико – ориентированные
- исследовательские
- информационные
Темы проектов, подготовленные учащимися в 2014 – 2015 учебном году:
Животные и растения в пословицах и поговорках (или почему мы так говорим?)
Животные – талисманы олимпийских игр
Сила цвета
Игра «Всезнайки природы»
Игра «В мире животных»
Акция «Поможем птицам зимой вместе!»
Зеленые жители нашего кабинета
Практическое значение медуз
Дрессировка домашних питомцев: возможно ли это?
Насекомые –вредители садов и огородов (практические рекомендации)
Формирование учебных универсальных действий учащихся анализируется и отражается в «Карте наблюдения учителя». Карта наблюдения начинается в 5 классе, а заканчивается в 9 классе. Таким образом, предоставляется возможность учителю (классному руководителю) проследить сформированность того или иного умения по годам обучения и работы в проектно – исследовательской деятельности.
Карта наблюдений учителя
курсивом обозначен повышенный уровень освоения УУД
Класс 5 .. Уч\Год
( на примере регулятивных умений)
Метапредметные результаты
(УУД)
Единицы наблюдения\ ФИО ученика
Ф.И.О.
Средний результат по классу/группе
Регулятивные Объекты наблюдения:
консультации, дневник проекта
Линейка оценивания (вектор самостоятельности):
3 – сделал сам
2 – сделал сам, но с коррекцией консультанта
1 – затрудняется, но обращается за помощью консультанта
0 – не смог, не захотел (не проявляет качества)
Формула расчёта среднего результата
Этап 1. Старт проекта (заполняется учителем в конце этапа – после составления плана\графика работ)
1.Сам предложил тему для проекта
2. Может объяснить, почему (зачем?) выбрал этот проект.
3. Может сформулировать цель
4. Может поставить корректные задачи
5. Может составить план работы по проекту.
6.Может описать планируемый результат
7. Имеет несколько идей (вариантов) для реализации цели проекта, способен выбрать приоритетную и запасные.
8. Может описать необходимые для работы ресурсы
Этап 2. Процесс работы над проектом (заполняется учителем в конце этапа перед итоговым представлением результатов)
9. Следует плану работы над проектом. (Регулярно анализирует ход работы в запланированных графиком датах).
10. При необходимости вносит корректировку в план работы над проектом.
11. Действует в соответствии с предложенными критериями результата оценки проекта.(Соотносит этапные результаты хода работы с итоговыми критериями.)
12. Дисциплинированно (регулярно) работает с дневником проекта
13. Самоанализ регулятивных результатов: «аргументированный с выводами о дальнейших действиях (3 балла)», «аргументированный (2 балла)», «констатирующий (1 балл)», «отсутствует (0 баллов)»
14. Оценка регулятивных УУД по результатам представления проекта (из карты критериев оценивания представления проекта\исследования)
Максимум 42 балла
Итоговый балл сформированности регулятивных метапредметных результатов:
Начиная работать над проектно – исследовательской деятельностью в 5 классе, к 9 классу учащиеся должны сформировать универсальные действия, соответствующие ФГОС.
Использованные источники:
1 – «Путеводитель для начинающих исследователей» Савенков А.И.
2 – Биология и экология.10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010
3 – Биология. 8 класс. Проектная деятельность. / Л.А.Тепаева – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010