Доклад по химии на тему Проблемно-исследовательская деятельность как эффективное средство формирования познавательных УУД на уроках химии

ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ
Гришечкина Ирина Александровна
МОУ «Лицей № 12» г. Железногорска
Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности обучающегося. Активная жизненная позиция, рациональное использование своего времени, ориентация на знание и использование новых технологий, компетентность, коммуникабельность, готовность решать профессиональные вопросы, способность к самореализации, самообразованию, саморазвитию - вот неполный перечень качеств личности будущего выпускника, которые позволят ему стать достойным членом общества, легко ориентироваться в изменяющихся условиях жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет определенные требования к формированию универсальных учебных действий на уроках химии, одной из основных целей обучения становится цель - «научить ученика учиться», т.е. ученик должен получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Одним из инструментов формирования универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных, является организация на уроках химии проблемно-исследовательской деятельности. Постановка и решение проблемы в условиях проведения теоретического или практического исследования – важнейший фактор формирования познавательных интересов и творческого мышления у обучающихся. Модель организации учебного процесса при проблемном подходе называется «обучение через открытие».
Лев Николаевич Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Как же научить ученика «творить»- учиться? Я думаю, что в условиях введения ФГОС ООО, эту проблему позволит решить использование в педагогической практике учителей технологии проблемно-диалогического обучения. В своей работе я использую различные формы проблемно-диалогического обучения – групповую, парную, индивидуальную, фронтальную. Формы обучения могут меняться в зависимости от метода обучения, но выход из проблемной ситуации всегда провожу фронтально.
Сравним примерные структуры урока усвоения новых знаний по ФГОС ООО и проблемно-диалогического урока:
Примерная структура урока по ФГОС ООО
Примерная структура проблемно-диалогического урока

1. Организационный этап
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
1. Организационный этап.
2.Ориентировочно-мотивационный этап
3. Проблемно-поисковый этап:
- создание проблемной ситуации;
- формулирование проблемы;
- версии решения проблемы;
- планирование деятельности по решению проблемы;
- поиск решения (исследовательская деятельность);
- выражение решения (выводы);
- применение нового знания .
4. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Данные структуры совершенно не противоречат друг другу. Общая модель проблемно-диалогического урока должна выдерживать основные этапы:
создание проблемной ситуации (осознание проблемной ситуации);
формулирование проблемы;
версии решения проблемы;
планирование деятельности по решению проблемы;
поиск решения (исследовательская деятельность);
выражение решения (выводы)
применение нового знания (рефлексия).
Средства решения проблемной ситуации:
эксперимент;
работа с информацией;
наблюдение;
моделирование.
Методы решения проблемной ситуации:
исследовательский (теоретико-экспериментальное исследование, частично-поисковое исследование, поисковая исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность);
проектирование.
Метод проектной деятельности можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В нашем лицее существует научное общество обучающихся, ребята занимаются проектной деятельность, в основном это обучающиеся профильных классов. Ежегодно в лицее проводится конкурс творческих проектов обучающихся, победители участвуют в городском конкурсе творческих проектов «Шаг в будущее» и областном конкурсе творческих проектов.
На втором методе решения проблемной ситуации хотелось бы остановиться более подробно. Особенно эффективно его можно использовать при проведении практических работ.
Рассмотрим формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке усвоения новых знаний. Изучение химии в лицее начинается с 8 класса, поэтому на ранних стадиях изучения химии необходимо сформировать у обучающихся навыки самостоятельной деятельности по решению проблем, умения формулировать проблему, находить пути её решения. В условиях проблемного обучения это 1 и 2 уровни активности личности: полусамостоятельность и самостоятельность.
Рассмотрим какие познавательные УУД должен формировать учитель на отдельных этапах урока усвоения новых знаний:
Этап урока
Перечень познавательных УУД

2. Ориентировочно-мотивационный этап

Целеполагание

3. Проблемно-поисковый этап:
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация
Извлечение необходимой информации из текстов
Использование знаково-символических средств
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Подведение под понятие, выведение следствий
Определение основной и второстепенной информации
Выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения проблем
Структурирование знаний
Доказательство
Моделирование, преобразование модели
Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Выполнение действий по алгоритму

5. Рефлексия
Рефлексия способов и условий действий
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

В 8 классе многие обучающиеся плохо владеют навыками самостоятельной деятельности, поэтому при подготовки к уроку на ранних этапах изучения химии я составляю карточки-инструкции для обучающихся, можно сказать план их деятельности на уроке.
Рассмотрим формирование познавательных УУД на уроке химии в 8 классе, УМК по химии О.С. Габриеляна.
Тема урока: Простые вещества – металлы.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: смешанный
Форма организации: урок-исследование.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2012.
Ход урока. I. Организационный этап.
II. Ориентировочно-мотивационный этап. Проводится с целью активизировать знания обучающихся о строении атомов химических элементов металлов и неметаллов, типах химической связи в простых веществах. Обучающиеся должны сравнить строение атомов химических элементов и выявить особенности строения атомов химических элементов-неметаллов, должны уметь по химическим формулам определять простое вещество это или сложное, по положению в ПСХЭ и строению атома определять какое простое вещество-металл или неметалл, образует данный химический элемент. Выдвигается гипотеза: Если металлы имеют сходное строение, то они обладают сходными свойствами.
III. Проблемно-поисковый этап. Состоит из нескольких частей.
1.Создание проблемной ситуации.
Прошу обучающихся дать определение металлов. Не могут дать.
Вопрос: Что вы знаете о металлах? Обсуждение. Итог: физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, запах, вкус (правила ТБ), ковкость, пластичность, металлический блеск, теплопроводность, электропроводность, металлический звон, магнитные свойства, плотность, температура плавления.
Вопрос: Имеют ли металлы общие физические свойства? Да.
2.Исследовательская деятельность (подтверждение гипотезы).
Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Работа обучающихся в 3группах по проверке гипотезы.
Лабораторная работа «Физические свойства металлов»
Цель работы: познакомиться с физическими свойствами металлов.
Оборудование: поднос с набором металлов: пластины меди, алюминия, железа; магнит, справочная таблица в учебнике, с. 83 рис.45.
Вариант ___
Физические свойства
1
алюминий
2
медь
3
железо
Тантал







3.Выводы. Каждая группа делает отчет о проделанной работе: характеризуют физические свойства одного металла. Таблица должна быть заполнена полностью (кроме тантала).
Гипотеза подтвердилась. Металлы обладают общими физическими свойствами. Почему? Чем это обусловлено? В ходе беседы выясняется, что металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка обуславливают общие физические свойства металлов.
Прошу описать физические свойства тантала.
Общий вывод. Беседа (фронтальная форма обучения). Обучающиеся без труда формулируют определение: металлы – это ковкие пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, способны проводить тепло и электрический ток.
IV. Этап информации обучающихся о домашнем задании.
V. Рефлексия. Тест. Верные и неверные утверждения. Самооценка своей деятельности.
Мобилизация обучающихся на рефлексию своей деятельности. Что делали? Что узнали? Чему научились? Где в повседневной жизни можно использовать полученные знания?
Данный урок является первым уроком из 4 при формировании понятия «Простые вещества». Каждый урок можно построить и провести с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Результаты тестирования показывают, что при таком подходе к обучению качественная успеваемость составляет от 74 до 84%.
На данных уроках можно использовать мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» ООО «Дрофа».
Результатом проблемно-исследовательского урока является появление у обучающихся положительной мотивации к исследовательской деятельности, что позволяет им в дальнейшем заниматься проектной деятельностью.
Проблемно-исследовательская деятельность создаёт условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта обучения). Она усиливает у обучающихся познавательный интерес к предмету, способствует получению более глубоких знаний, развивает умения творчески мыслить. Уроки по химии становятся эмоционально насыщенными и практически значимыми для учеников: они творят, они делают открытия, они испытывают удовлетворение от сделанной работы, т.е. от учебы.



15