«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»


«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»

Введение.
Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг знаний, умений и навыков, обработка которых требует в процессе обучения, начиная с 8 класса. Контрольные диктанты и тестовые задания с целью проверки усвоения изученного материала, не способствуют выявления уровня сформированных умений и навыков учащихся по основным разделам курса русского языка.
Цель моей проектной работы – осуществить контроль за уровнем грамотности учащихся, проверить знание теоретического материала по разделу «односоставные предложения» на последних этапах обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
Контрольные и проверочные работы помогут преподавателю организовать коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке русского языка, а также их самостоятельную работу дома.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Темнеет. Наступает праздничный вечер. Разыгрывается на дворе метель, все больше заносит снегом окошка, все холоднее и сумрачнее становится в «девичьей». Днем жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака. Припекает облупившуюся крышу дома, мохнатые бревенчатые стены его, черные стекла окон. Глубокое молчание. Южное ночное небо в крупных жемчужных звездах. Вечер, тишина занесенного снегом дома, шумная лесная вьюга снаружи. Тишина – и запустение. Не оскудение, а запустение. Ехать сначала было приятно: теплый, тусклый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков; с хлебов, с невысоких сизых ржей, простиравшихся насколько глаз хватит, дул сладких ветерок, нёс по их косякам цветочную пыль, местами дымил ею, и вдали от неё было даже туманно. Окраина земли, безлюдные пустынные прибрежья, до полюса открытый океан. Край без истории. Все лес да лес, болота, трясины, заводи в ольхе и тростниках, в столетних яворах… Помпея! Сколько раз я проходил по этим переулкам! Месяц задумчивый, полночь глубокая. Хутор в степи одинок.
( И.Бунин)
Задание. 1. Выпишите из текста диктанта предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена: подлежащего или сказуемого; определите их вид.
Самостоятельная работа.
а) Выборочный диктант. Выписать односоставные предложения. 1.Погружай меня в сон, колокольчика звон. 2.Хуже медленной смерти прозябанье на свете. 3.Сделай сам и научи друга. 4.Полей величие немое. 5.Лицом к лицу лица не увидать. 6.Многое еще, наверно, хочет быть воспетым моим. 7.Отыскать эту аллейку оказалось непросто. 8.Золотым лучом деревья облило. 9.Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят. 10.Из полей тянуло гречишным ароматом.
Б)Перепишите предложение, подчеркните главные члены.
1-вариант: Будут долго вспоминать его рассказы.
2-вариант: Травы скашиваю рано утром.
Ключи: 1;3;4;5;8;10
в) Найди «третий лишний», подчеркни:
1 вариант. За дверью бегают. Мне не хватает нежности. Ночь темна. 2 вариант. С утра морозит. Ряд телефонных столбов. День ясен.
г) Составьте связный рассказ об:
1 вариант: односоставных предложениях 2 вариант: двусоставных предложениях
Ключи: 1-вариант в)Ночь темна. 2-вариант в)День ясен.
1.вариант г)По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена- подлежащего или сказуемого. По наличию главного члена сказуемого односоставные предложения делятся на три вида: определённо- личные, неопределенно- личные, безразличные. По наличию главного члена подлежащего -назывные. Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.
2.вариант г)По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена. Подлежащее может выражаться разными частями речи. Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений.
3. Работа с текстом.
Комплексный анализ текста. Вспомнилось Подмосковье… Как чисты и прозрачны зимние березняки! Как тихи и таинственны ельники, тонущие в снегу. А какой воздух в лесу! Бегаешь на лыжах целый день, а усталости не чувствуешь. И кажется, что с каждым часом прибывает в теле какая-то радостная сила и никакой усталости её не одолеть. И ещё было одно место. Шла лыжня ровно, ровно, чуть под уклон, березы вокруг с елями, закрытый коридор , а потом крутой спуск- и выскакиваешь на косогор. А там чистый сосняк, дерево к дереву, и воздух какой- то особенный, чуть холоднее, и не поймёшь, чем он пахнет: смолой ли, хвоею, но чувствуешь, как наполняется грудь лёгкой свежестью, и сам ты наполняешься ею до дна, и замираешь на вздохе, и кажется, что ещё мгновение- и твоё легкое, невесомое тело оторвётся от земли и поплывёт над нею. И не хотелось думать о том, что короток век у этой красоты… Не хотелось об этом думать, но думалось. Протянуть ладони вот так, почувствовать на них невесомую снежинку, вдохнуть льдистый морозный воздух и представить себе белую землю. Деревья, спокойный лёт хлопьев- это уже счастье жить- самое великое, единственно верное счастье людей.
(Б.Екимов)
Задания 1.Определите тему, основные мысли отрывка. Озаглавьте его. 2.Докажите, что это текст художественного стиля. 3.В каких значениях употребляются в тексте слова земля, чистый? Являются ли эти слова многозначными? Докажите своё мнение. 4.С помощью каких языковых средств (лексических и грамматических) предложения связаны в тексте? 5. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы. Какова роль односоставных предложений в этом тексте? 6.Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. 7.Произведите на материале текста разные виды разбора. 8. Выпишите из текста несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются существительные, прилагательные. Произведите разбор одного из словосочетаний. 9.Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.
4.Вариативная (разноуровневая) работа по карточкам
Текст.
Но почему так тр…вожно, так смутно на душе- только ли от зат…жного н…настья, от вынужде(н,нн)ого безделья, когда дел (не)впроворот, или от чего- то еще? 2. П…пробуй разб…рись. 3.Вот ст…ит з…мля, которая казалась вечной, но выходит, что казалась,-(не) будет земли. 4.Пахнет травами, пахнет лесом, отдельно с листом и отдельно с иголкой, каждый кустик веет св…им дыханием; пахнет деревом постройки, пахнет ск…тиной, жильём, огуреч(ь)ной ботвой, старым углём от кузницы. 5.Почему, почему при них, кто живет сейчас (ни)чего этого не станет на этой земле? 6.Не раньше и не позже. 7.Спроста ли это? 8.Хорошо ли? 9.Чем, каким утешением унять душу?
А.1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1.Найдите односоставные предложения с главным членом- сказуемым. 2.Определите вид сказуемого в односоставных предложениях. 3. Выпишите по одному сказуемому и сделайте его анализ. 4.Сделайте синтаксический разбор безличного предложения.
Б.1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1.Найдите односоставные предложения и определите их вид. 2.Укажите способ выражения глагола в определенно-личном предложении. 3.Выпишите все сказуемые из односоставных безличных предложений.
5.Тесты
1-вариант
1.Укажите односоставное предложение: 1)Грустно было уезжать с родной земли. 2)Была лунная морозная ночь. 3)Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
2.Укажите определённо-личное предложения: 1)Книга написана искрение и правдиво. 2)С особенным чувством вспоминаю первое охотничье путешествие. 3)голос слепого нищего был слаб и дрожал.
3.Укажите неопределённо- личное предложение: 1)В дверь сильно постучали. 2)И действительно, в эту ночь упал снег. 3)Двое пошли рубить кусты для шалаша
4.Укажите обобщённо-личное предложение: 1)Без совести и при большом уме не проживешь. 2)Нужно было подумать о ночлеге. 3)Яркое солнце струится в окошко.
5.Укажите безличное предложение: 1)Пахло холодом с востока… 2)Хочешь увидеть солнце- встань пораньше. 3)Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
6.Определите, каким способом выражено сказуемое в безличном предложении: Мне в лицо дохнуло льдом. 1)безличным глаголом; 2)безличной формой личного глагола.
7.Укажите предложение, в составе которого есть назывное.: 1)Маленький заштатный городок … освещён полуденным солнцем. Тишина и спокойствие. 2)Знай больше, а говори меньше.
8.Укажите неполное предложение: 1)Можно было в упор смотреть в глаза свирепому крабу и, подняв гниющую траву, увидеть фейерверк из прозрачных морских блох. 2)При этом освещении тени в лесу казались глубокими ямами, а огонь - краснее, чем на самом деле.
9.Укажите безличное предложение: 1)Порой светлело, порой становилось похоже на сумерки. 2)В жаркой июньский день идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
Ключи: 1-1, 2-2, 3-1, 4-1, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-1
2-вариант
Найдите среди данных предложений односоставное. А.Не плачь ты попусту. Б. Часам к двум пополудни началась гроза. В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. Г. Тротуары заливают асфальтом.
Определите тип предложения: Ночь как год. А. односоставное Б. двусоставное
Какое из данных утверждений является неверным? Определённо- личные предложения – это… А. предложения, в которых окончания сказуемых – глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы) Б.односоставные предложения. В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
Найдите безличное предложение. А.Еще не успевшая остыть земля изучала тепло. Б. Хорошо в зимнем лесу! В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. Г. Газеты приносят утром.
Определите тип предложения: Тропинки в лесу замело снегом. А. Двусоставное Б.Определенно- личное В. Безличное Г. Неопределенно- личное
Какая схема соответствует предложению: Россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? А.[двусост.],идвусост. Б.[двусост.], и определенно- личное В.[двусост], и неопределенно-личное
Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.) А.Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому. Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой. В.Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи. Г. Ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев.
Ключи: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-В, 7-А
3-вариант
Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях
1.По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. 2.Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из одного или двух главных членов. 3.У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена- подлежащего или сказуемого. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
Определённо-личное Неопределённо-личное Безличное
1.К шести часам совсем рассвело. 2.Вдруг отворяют ворота. 3.Разложили костер и повесили над ним котелок. 4.Под этаким небом невольно художником станешь. 5.Спи, дитя моё, усни. 6.До наступления белых ночей было ещё далеко. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
Односоставное Двусоставное
1.С давно забытым упоением смотрю на милые черты… 2.Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь. 3.Чист и прозрачен воздух. 4.Моросил дождь, слегка шумя по деревьям. 5.А вот поляна. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
Назывное Двусоставное
1.Воздух горячий.
2.Безлюдны поля. 3.Голый, сумрачный лес. 4.Темное небо. 5.Утро ясное и морозное. Отметьте знаком «+» сложные предложения, в составе которых есть простое односоставное
1.Ветер разогнал облака, и к утру лужи затянуло тонким ледком. 2.Прошли сутки, и над болотом слабо засветился тусклый день. 3.В лесу стемнело, и некстати подул с востока пронизывающий ветер. 4.Тайны искусства есть, и постижение этих тайн –важная задача поэта. Ключи: 1.-2
2.Опр.-личн.:4,5; неопр.-личн.: 2,3; безл.:1,6.
3.односост.:1,2,5; двусост.:3,4.
4.Наз.: 3.4; двусост.: 1,2,5.
5.1,3.
Варианты заданий на сформированные умения и навыков из изученных произведений художественной литературы
Умения и навыки Пример художественной литературы
Подобрать пример односоставного предложения из текста художественного стиля Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа. Она отвёртывалась. Позвала хозяина. Он погладил её. От ласки жизнь заиграла в глазах собаки. Хозяин подвинул поближе блюдце с молоком. Ласка попросила выпить. Собака протянула нос к молоку и залакала. Значит, через ласку ей силы прибавилось. Эти несколько глотков молока спасли ей жизнь.
(По М. Пришвину)
Подобрать пример безличных и неопределённо –личных предложений из текста художественной литературы Очень интересно смотреть, как празднуют весну птицы. Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, выходит один на середину или двое, и начинается пляска. Сперва подпрыгивают ногами, а потом пускаются в широкой пляс.
А у хищных птиц игры и пляски бывают в воздухе. Соколы подымаются под облака и там показывают чудеса ловкости. То, сложив крылья, камнем падают вниз, то кувыркаются в воздухе через голову, кружатся, крыльями плещут.
(По В. Бианки)
Подобрать пример определённо-личных предложений из текста художественной литературы. Передового рабочего узнаешь по чистоте, в которой он содержит свой станок, своё рабочее место. Он не прольёт масло на пол, вовремя уберёт стружку. Возле его станка найдешь щётку, веник для мусора, крючок для сбора стружки. Лампочка над его станком чистая, инструмент в порядке. Все это отражается на работе. А ведь сколько бед приносит нам грязь!
Рабочий налил масло в грязную посуду. Он поленился наливать его через сетку. За его лень завод дорого заплатил. Остановился весь литейный цех. Завод понес большие убытки.
(Из газеты)

Используемая литература.
И.Г. Добротина «Русский язык», М. «Просвещение», 2009г.
Р.П. Козлова, Н.В.Чеснокова. Тесты по русскому языку, М. «Вако», 2008г.
К.А. Войлова, В.В. Леденёва. Контрольные и проверочные работы по русскому языку, М. «Дрофа», 2000г.
Н.М. Кабанова. Тематические тесты по русскому языку, М. «Айрис пресс», 2004г.
Н.Н Фаттахова. Дидактический материал по русскому языку для 8 класса, Казань «Магариф», 2001г.
А.Б. Малюшкин.Комплексный анализ текста, М. Творческий центр», 2008г.