Развитие памяти и повышение грамотности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка


Развитие памяти и повышение грамотности
обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка.
Проблема обучения обучающихся с ОВЗ на сегодняшний день является одной из актуальных. Группа школьников с ОВЗ неоднородна по своему составу: самая многочисленная – дети с ЗПР. Именно эта категория обучающихся испытывает трудности из-за недоразвития высших психических функций, в основном памяти.
Чтобы помочь учителю развить память и навыки грамотного письма у обучающихся с ОВЗ, нужно научить его некоторым методическим приемам. Одним из самых необходимых является прием для заучивания правил.
Для перехода заученного правила из кратковременной памяти в долговременную большую роль играет многократное повторение материала (правила), постоянное «мелькание» его перед глазами, т.е. все то, что способствует длительному пребыванию материала в сознании, а значит, и его непроизвольному запоминанию. Накопленный богатый арсенал методических приемов и сегодня не утратил своей ценности: я успешно применяю практические материалы В.В.Лайло и придумываю свои. Этими приемами я охотно делюсь с коллегами.
Коллективная игра «Ваш пропуск, слово!»
Заучиваемое правило учитель записывает на доске. Каждое его слово (сначала первое, потом второе и т.д.) должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке.
В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся – защитники слов. Ведущий поочередно называет слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле необходимо, то оно получает от контролера законный «пропуск» (на доске такое слово помечается любым условным знаком, например «плюс»).
В процессе выдачи «пропусков» происходит самое важное: ребята глубже уясняют лексические значения каждого слова и нужность его в правиле, а это неизбежно приводит к непроизвольному запоминанию самого правила.
Игра «В слово».
Учащиеся называют по одному слову из правила по порядку. Например, рассказывается правило о проверке безударной гласной в корне слова. Первый ученик произносит слово «чтобы», второй – «проверить», третий – «безударную», четвертый – «гласную» и т.д.
Правило проговаривается несколько раз. Если кто-то забыл слово, то следующий участник игры, выждав 1 секунду, отвечает вместо забывшего.
Секрет запоминания в том, что отвечающий, произнося только одно слово из правила, по законам игры вынужден держать в уме все правило, причем длительное время (пока продолжается игра), так как неизвестно, какое слово ему достанется в следующую очередь.
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях.
1) Расскажи правило « по телефону» маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок.
2) Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке).
3) Игра «Поучи правилу попугая».
Один учащийся выступает в роли «учителя», другой играет «попугая». Все остальные учащиеся – зрители и члены жюри. «Учитель» произносит первую фразу из правила и останавливается, ждет, пока её повторит «попугай». Если ошибок у «попугая» нет, то «учитель» проговаривает для него второе предложение – и «учеба» продолжается. Когда «попугай» выучит правило, актеры меняются ролями.
После второй игры жюри ставит обоим игрокам оценки, учитывая не только знание правила, но и актерское исполнение.
4) Передайте правило по «радио», как самую свежую новость.
5) Угадайте, какое слово «проглотил» диктор телевидения.
6) Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело или грустно).
Поделюсь и своими наработками, основанными на запоминании правила при помощи знаков, символов. Так можно «закодировать» любое правило. Например, как лучше запомнить правило «Разносклоняемые имена существительные». Мои дети не могли запомнить 10 существительных на – мя, тогда пришлось слова закодировать (изобразить их с помощью рисунков).
Учащиеся записывают символы на доске, в тетради. «Подключать» зрительный анализатор необходимо при заучивании правил, так как он является ведущим у обучающихся. Эту технологию можно применять как в начальной школе, так и в среднем звене.
Вот только некоторые приемы, основанные на игровой технологии, помогающие учителям, и не только на уроках русского языка, создать такие условия обучения, которые обеспечат обучающимся психологический комфорт и максимальное развитие интеллектуальных и личностных возможностей.