«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ».


«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.Годовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, А.Н.Поддьяков.)
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский. Подтверждением этих слов является высказывание Н.Н.Поддьякова: “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.” Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование, т.к. оно пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. Учитывая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, столкнулась с трудностями: на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы. Возникает противоречие между необходимостью ведения экспериментальной деятельности и медленным внедрением детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Назрела проблема: «Формирование интеллектуального развития младших дошкольников с помощью элементарных опытов и экспериментов».
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усвоенный учебный материал будет прочным и запомнится надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.
Поставила перед собой цель: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Определила задачи:
Разработать систему использования экспериментирования для формирования интеллектуального развития дошкольников.
Определить методику работы с детьми по формированию интеллектуального развития через использование экспериментирования.
Создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Для себя определила ожидаемый результат, который хочу получить к концу подготовительной группы. Каждый выпускник должен иметь такой уровень развития:
Умеет принимать и ставить цель; видит и выделяет проблему; владеет приемами решения проблемы.
Высокий уровень интеллектуального развития: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.
Высокий уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы. Опираясь на теоретические основы, разработанные Л.С. Выготским, выделила этапы возникновения экспериментирования:
1этап (ранний возраст) - Манипулирование предметами.
В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
2 этап (от 3 до 5 лет) – манипулирование и интегрирование, установление связей.
После трех лет постепенно начинается интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности.
3 этап (после 5 лет) – экспериментирование как самостоятельный вид деятельности.
Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста способен видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Многие педагоги и психологи подчеркивают важную роль педагога в экспериментировании, которая является ведущей в любом возрасте. Воспитатель непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков определили перечень требований к экспериментальной деятельности.
Определить дидактические задачи, объект, соответствующий требованиям.
Определить продолжительность эксперимента (в экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения детей. Продолжительность определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности).
Детям должна быть определена цель или задача экспериментирования, которая должна быть решена.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть, раскрепощены (привлечь детей к обсуждению методики и хода эксперимента).
Необходимо стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде.
Необходимо проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений
В процессе экспериментирования не допускать нанесения вреда – ни объекту наблюдений, ни ребенку.
Поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи.
Добиваться одинакового темпа работы детей в процессе проведения эксперимента (не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно или по какой- то причине отстает. Так как отставший теряет основную мысль).
По окончании эксперимента должно быть подведение итогов и формулирование выводов.
После эксперимента привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом (привлечь к работе детей).

Работу по реализации задач начала с детьми трех лет (2 этап работы).
К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?” Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Только постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает ему разные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.
Поэтому я сделала акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Работу начала с подбора литературы по данной теме, разработала картотеку наблюдений, опытов и экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Для пополнения уголка экспериментальной деятельности привлекла родителей и детей. Вместе с родителями мы собрали следующие коллекции: «Почвы», «Ракушки», «Перья», «Цветные стеклышки» и др. Пополнили уголок различными дидактическими играми, материалами и предметами для проведения опытов и экспериментов.
По мнению педагогов и психологов в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Эти формы экспериментирования я планирую использовать на следующих этапах работы, когда экспериментирование будет выступать как форма или метод обучения для передачи детям новых знаний.















13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15