Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.


Применение инновационных технологии
для развития устной и письменной речи
на уроках татарского языка и литературы.
Галиева А.И., учитель татарского языка и литературы МБОУ «СОШ№8»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни.
Основным результатом свое деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания, умения, навыки усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке вырастающей трудности и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по ступеням.
Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих. Чтобы создать интерес к предмету, использую игровые элементы, разучиваем с учениками песни, стихи, провожу уроки лекции, диспуты и т.д. Важную роль отвожу выполнению учениками домашнего задания. В первую очередь, оно должно соответствовать пройденному материалу, далее объясняться учителем, по какому принципу выполнить его. Если на следующий урок ученик не выполнил домашнее задание или неправильно сделал это говорит о том, что он не понял эту тему, таким детям индивидуально дается самостоятельная работа.
Например, если взять уроки в начальных классах , то изучение языка происходит в игровой форме: «Занимательные буквы», где мы с ребятами изучаем одну из букв, рассматриваем картинки.. изучаем новые слова, говорим на что она похожа, проговариваем, пишем ее в печатной тетради, переводим в простую тетрадь, изучаем стих или же скороговорку на эту букву. А после нескольких изученных букв, мы их прописываем по памяти или же под диктовку учителя.
Для развития интереса к своим урокам я организовываю устно – самостоятельную работу. Системно применяю технологию адаптивной системы обучения. Учащиеся работают в 3 режимах:
А. Совместно со мной.
Б. Со мной индивидуально.
В. Самостоятельная работа.
Таким образом, подобное обучение для меня это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, Главным средством создания возможностей общения на моих уроках стала специальная система ситуативных упражнений.
Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья учеников. С учениками провожу физкультминутки, зарядки, подвижные и развивающие игры, Проведение таких игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песни с движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и делают физкультпаузы увлекательны и полезны. Тексты. звучащие на физкультминутках, сопровождаются движениями рук и туловища Важной необходимостью является проведение зарядки для глаз.
На уроках учащиеся получают информацию о наследии, о богатствах родного края, народных традициях и языках разных национальностей живущих в РБ.
Основной целью обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности учеников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникаций. Это я формирую во всех видах обучения.: чтение, говорение, письмо, аудирование. Это прежде всего коммуникативные целевые установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, поддержать сказанное, присоединиться к сказанному, дополнять собеседника (согласитесь, продолжите сказанное),
В учебной деятельности придаю значение общению учащимися и учителя . В общении с учащимися сообщаю им новую информацию, ученики , общаясь друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.
Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Для этого я применяю текстовый редактор, создаю презентации по изучающим темам, пользуюсь услугами Интернет, использую различные тесты на бумажных носителях и тестовые задания на компьютере для оценки знаний учеников. Компьютер мне помогает повысить уровень преподавания. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ученика , так и учителя.