Значение школьных музеев в обучении истории младших школьников
Значение школьных музеев
в обучении истории младших школьников
Первый урок по истории в 3 классе начинается с изучения темы «Значение истории для воспитания человека - гражданина. Основные источники, по которым изучают историю».
Я считаю, что одним из важнейших источников является музей. Музеи -драгоценные кладовые памятников человеческой культуры, доступные каждому. Как писал в свое время великий русский критик Б.Белинский, в них «Мы постоянно вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».
Задача музеев - воздействовать на умы и сердце людей, активно вторгаться в их жизнь. Ведь в музеях находятся ценнейшие экспонаты из прошлого.
И наш школьный музей не исключение. Гордость музея - история школы. Интереснейшие материалы - это экспозиции, они позволяют проследить становление школы, начиная с I860 года до сегодняшнего дня. Фотографии, документы из Центрального Государственного Исторического Архива Республики Башкортостан и Национального Архива РТ могут быть использованы на уроках при изучении темы «Родной кран в XIX веке. Быт, образование».
Внимание посетителей привлекает уголок гимназистки. Предоставленные здесь аттестаты, похвальные листы, архивные документы, книги, учебники дадут представление об образовании при изучении темы: «Развитие культуры в начале XX века: образование»
Экспозиция о Великой Отечественной войне - волнующий рассказ о подвиге учителей, учеников на фронтах и в тылу. Многочисленные экспонаты: фотографии, фронтовые письма, газеты военных лет, ордена, медали расскажут о героическом прошлом земляков на уроках: «Судьба родного края во время Великой Отечественной войны», «Герои - земляки».
Отдельная экспозиция посвящена быту крестьян. Это татарская изба. Бревенчатые, чисто выскобленные стены, бытовая утварь, сундук, Коран, которому около 200 лет.
Наглядное представление о быте купцов даст купеческая комната.
Эти материалы используются при изучении жизни и быта людей в городе и деревне в XIX веке, начале XX века.
Отдельные экспонаты можно использовать при изучении темы: «Родной край в древности».
Дети стремятся побывать в музее. Наверное, их влечет сюда стремление понять неизвестное, пережить радость пусть маленького, но «своего» открытия, тем самым познать прошлое, настоящее и будущее своей Родины, родного края. В чем и заключается основное назначение курса истории, обществознания.
15