Доклад на тему: «Способы организации и использование инновационных образовательных технологий на уроках физической культуры».


МКОУ Поповская СОШ
Доклад на тему:
«Способы организации и использование инновационных образовательных технологий на уроках физической культуры».
Докладчик - Монина Н.Я. (руководитель МО учителей физической культуры и ОБЖ)
3.04.14 год.
1. Способы организации учебной деятельности на уроке могут быть различными: фронтальный, индивидуальный, групповой, поточный и метод круговой тренировки.
При фронтальном способе упражнения выполняются всеми учащимися одновременно. Это одна из форм организации занятий, при которой коллективные действия по распоряжению или команде учителя приучают школьников к согласованным действиям всей группой. Эта форма работы применяется при выполнении строевых, общеразвивающих упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах и т.п. фронтальный и поточный способ используются главным образом в подготовительной и заключительной частях урока, когда нагрузка не велика, а упражнения просты для исполнения.При организации занятий групповым способом упражнения выполняются одновременно несколькими группами учащихся. Этот способ используется, как правило, во время прохождения гимнастических упражнений на снарядах. Учитывая, что при этом плотность урока может снизиться, необходимо для ее повышения давать учащимся дополнительные несложные задания, которые могли бы выполнять школьники, ожидающие очередного подхода. Это могут быть подводящие упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, или упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных движений и развитие двигательных качеств.Сущность индивидуального способа организации занятий заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что особенно важно для учащихся старших классов. Наличие снарядов с большей пропускной способностью позволяет проводить интересные уроки достаточной плотности. Ученики одной группы выполняют упражнения, а другие оказывают им помощь. Таким образом, в работу включаются все учащиеся, что повышает их интерес и активность.Поточный способ заключается в том, что учащиеся выполняют заданные упражнения друг за другом. Этим способом можно проводить лазанье по наклонно поставленным скамейкам, гимнастической стенке; упражнения в равновесии на скамейке, бревне; прыжки в длину и в высоту с разбега; акробатические упражнения; отдельные упражнения в висах и упорах и т. п. Все упражнения, проводимые поточным способом, должны быть предварительно изучены групповым способом. Учитель обязан следить за качеством выполнения упражнения упражнений и делать необходимые указания. Если кто-либо из учеников не понял, как выполнять то или иное упражнение, то его нужно вывести из потока, объяснить и затем снова включить в поток. Число проходных кругов определяется учителем.Какой бы ни был применен способ организации урока, в любом случае важно, чтобы обеспечивалась необходимая физическая нагрузка с учетом подготовленности учащихся, соблюдались требования техники безопасности. Уроки на первой ступени обучения (начальное звено) должны включать элементы игры, на второй и третьей степенях обучения (среднее и старшее звено)- элементы соревнований и круговой тренировки. Технология круговой тренировки и работа по станциям используется, как правило, для совершенствования изученных действий и развития физических качеств. При такой организации учащихся можно наиболее точно дозировать нагрузку у разных групп учащихся. Кроме того при таком методе организации у учителя появляется больше возможности для того, чтобы уделить больше внимание наиболее нуждающейся в этом группе детей (сильной или слабой). Дети же находясь в группе равных не испытывают психологического дискомфорта ; Главная цель всех уроков физической культуры - укрепление здоровья ученика. Поэтому так важно соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений, научить ребенка следить за своим самочувствием во время урока и вне его.
2. Инновационные образовательные технологии.
Информационно-коммуникативные технологии
Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников. Это позволяет мне в процессе обучения, как в урочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:
в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок
использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями
использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Adobe Photoshop, Adobe Premierна этапе повторения пройденного материала
использование возможности компьютерного тестирования
использование Интернет-ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности
использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации
для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет
использование учащимися для подготовки домашнего задания
для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах
Здоровьесберегающие технологии
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых– учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учеников. Большое значение, как я говорила выше, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).Занятия провожу преимущественно на свежем воздухе.
Деятельностные технологии обучения.
По словам одного из разработчиков общей теории и методологии проектирования Л.Б. Переверзева, раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нужно было только заранее хорошо выучить, в чем состоят эти нормы и как их применять на практике. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний– бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентноспособноть на рынке труда зависит от активности человека, гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В своей деятельности я проявляю большой интерес к деятельностным технологиям обучения.