«Коррекционная направленность инновационных технологий в преподавании физической культуры в специальной коррекционной школе»


ГОКУ «Школа – интернат» р.п. Квиток
Доклад
Доклад

«Коррекционная направленность инновационных технологий
в преподавании физической культуры в специальной
коррекционной школе»
Учитель: Клинг М.А.

2014 – 2015 год
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. За последние годы урок всё же претерпел значительные изменения - в этом веление времени, поиск инноваций, внедрение новых технологий и т.д. Не секрет, что здоровье наших детей ухудшается, увеличилось число учащихся со средним и низким физическим развитием, отнесённых по медицинским показателям к подготовительной или специальной группе по физической культуре. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Учащиеся, с которыми я работаю уже 30-ый год – это дети с отклонениями в развитии, умственноотсталые разных степеней, их интеллектуальный дефект отягощен и различными отклонениями в физическом развитии, причин этого очень много. Тугоподвижность, а часто – и ступор мышц, мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук, нарушения равновесия, координации движений, боязнь спортивных снарядов, природная неуклюжесть, нарушение эмоционально-волевой сферы, отсутствие либо равнодушие к знаниям о здоровом образе жизни, неустойчивость внимания, восприятия, неадекватность поведения и многое другие отклонения придают урокам физкультуры специфический характер.
В специальной коррекционной школе о спортивной одарённости мы редко говорим, а желание приобрести знания либо научиться чему-либо новому целиком зависит от эмоционального настроя наших воспитанников, и обычно бывает так, что когда ребёнок на самом деле имеет определённые способности, он ни выступать, ни соревноваться, ни выехать куда-либо просто не хочет. Однако определённые изменения и сдвиги проявляются и у нас, и здесь важна роль педагога, учителя, наставника, который так заинтересует ребёнка, что он сможет и захочет показать свои способности на соревнованиях. Всем очевидно, что сохранение и укрепление физического, психического, духовно-нравственного здоровья наших школьников становятся насущной проблемой школы и общества в целом, так как без качественного здоровья не может быть качественного образования. На сегодняшний день к важным образовательным задачам физического воспитания следует отнести следующие:

- всесторонняя реабилитация здоровья на основе компенсаторных возможностей организма ребёнка;
- создание равных возможностей в занятиях доступными видами физкультуры и спорта;
- демонстрация многогранной природы здоровья;
- формирование у школьников ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;
- моделирование различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья школьников;
- формирование здорового образовательного пространства.
Об использовании инновационных технологий сегодня много пишется и говорится. Применение, внедрение и использование инноваций зависит от многих причин, включая материальную базу школы, состояние и наличие спортивного оборудования и т.д. В специальной коррекционной школе применение коррекционно-развивающих технологий носит своеобразный характер, исходя из особенностей контингента обучающихся.
В своей практике я опираюсь на такие инновационные направления, как:
- формирование спортивной культуры личности учащихся;
- внедрение элементов фитнеса, аэробики, стэп-аэробики, художественной гимнастики, ритмики и т.д.;
- совершенствование технологии мониторинга физической подготовленности учащихся;
- совершенствование индивидуально-дифференцированного подхода в практической деятельности;
- формирование смысла и значения выполняемых заданий, нацеленных на улучшение физической подготовленности;
- воздействие на моторную и психическую сферу школьников через повышение социальной активности каждого ученика;
- физическое совершенствование как основа здоровья в дальнейшей трудовой жизни;
- насыщение внеурочного времени учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями.

Я использую в своей практике игровые технологии, игровые моменты в значительно большей мере, чем их используют в общеобразовательных школах, потому что у учащихся специальных коррекционных школ ведущей деятельностью является игровая.
Игровые технологии.
Игры заставляют ребят вживаться в игровые роли и имеют определённый сюжет, поэтому поддерживают позитивный эмоциональный настрой детей. Игровые моменты сопровождают почти каждый этап урока: вводно-подготовительный, основной и заключительный. Например, начало
Нестандартные уроки.
Нестандартность проведения всего урока или какого-либо этапа урока относится к инновациям в преподавании физкультуры. Например, начинаю урок с «минуток удивления». Тематика их разнообразная, вот некоторые из них:
«это интересно»,
«а знаете ли вы...?»,
«из истории спорта»,
«это должен знать каждый», и т.д.
Часто начинаю урок с загадки, которая служит подтверждением темы либо тезисов урока, или о спортивных снарядах, о спортивной одежде, о видах спорта - стоит только творчески подойти к этому вопросу и заинтересовать ребят с первых секунд урока. Также использую появление на уроке сказочных героев, например, доктора Неболейкина, мастера Гантелькина, королеву Физкультуру, принцессу Гигиену и других. Иногда начинаю урок со стихотворения о спорте, физкультуре, здоровье, которое читает один из учеников, а содержание настраивает ребят и подводит к теме.
К инновациям, которые я использую на уроках, отношу использование соревновательных элементов, уроки с использованием элементов «стэп-аэробики», художественной гимнастики, дыхательные упражнения различных современных методик, сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, игры со словами, например, спортивная номенклатура, применяю элементы русских народных игр либо других народов, содержание которых собираю для работы, строевые упражнения под песню, оригинальные исходные положения, например, виды танцевальных па, использую проблемные вопросы, решение проблемных ситуаций, например, 2 ученика - один красивый, здоровый, розовощёкий, другой - бледный, худой, сутулый. Почему? Дети отвечают, что первый занимается спортом, второй нет, он курит и т.д. Ищем все вместе ответ на задачу: если бы я был рыцарем? королевой? пружинкой? мячиком? собачкой? и т.д. Или - «Что бы вы спросили у знаменитого спортсмена?», или «Какие мышцы будут работать у нас, если мы убегаем от собаки?» и т.д. Получается и в шутку, и всерьёз!
Ещё я провожу уроки с интегративными элементами, интегрированные уроки, например, с учителем географии по теме «Путешествие по Иркутской области», с учителем биологии по теме «Здоровье в твоих руках», с учителем технологии по теме «Трудовые навыки и здоровье». Подготовка к таким урокам требует больших усилий, но зато проходят они интересно, живо, с пользой для всех участников.
Кроме этого, на некоторых этапах урока использую элементы массажа, самомассажа, знакомлю с су-джок терапией, применяю адаптивную физкультуру (т.е. соревнуемся со здоровыми детьми, участвуем вместе в соревнованиях), изучаю применение релаксационных пауз, способам снятия нервного напряжения, формирую уверенность в своих силах, для чего использую различные виды оценочной деятельности.
Всё вышеперечисленное с охотой принимается моими учениками, даёт неплохие положительные результаты. Физкультуру дети любят, с удовольствием посещают факультатив «Гармония здоровья», программу которого я составила сама и в настоящее время апробирую на занятиях.
Провожу промежуточные мониторинги с целью прослеживания положительного влияния элементов инновационных технологий на физическое развитие, на повышение интереса к урокам физкультуры.
Надеюсь, своей работой, своими занятиями и уроками помогаю нашим детям сохранить и укрепить своё здоровье.
Хочу закончить своё выступление тем, что какими бы технологиями мы не пользовались, сам предмет физической культуры является залогом сохранения и укрепления физического здоровья детей, т.е. полностью подчинён здоровьесберегающим технологиям.