Важность работы школьных музеев


Важность работы школьных музеев
Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.
М.Алексеев
Великая Отечественная война стала тяжелейшим, трагическим испытанием смертельную угрозу не только для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. В годы Великой Отечественной войны Гитлер бросил превосходящие силы своих отборных армий на захват Москвы, но именно под Москвой Фашисты потерпели сокрушительное поражение.
В тревожные суровые месяцы сорок первого года слишком многое связывалось в людских сердцах с Москвой. Не только прошлое, но и все настоящее, все будущее. Все понимали, что сдать Москву было для каждого равнозначно по мере собственного сердца, без которого невозможно жить, любить, бороться…
Д.С.Лихачев писал: « Любовь к родному краю, знание его истории-основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества…»
В каждом регионе, области, городе существуют многочисленные музеи, которые решают задачи формирования патриотического самосознания. Музеи являются незаменимыми помощни- ками родителей, школ, учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны.
Воспитание патриотизма-это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.
Воспитание подростка, как полноценной личности, формируется под воздействием широкого спектра направлений педагогической деятельности, среди которой гражданственность и патриотизм должны занимать одно из центральных мест. Сегодня общество находится в процессе поиска оптимального пути развития.
Современное общественное развитие России высветило необходимость поднять на качественно новый уровень всю систему патриотического воспитания. Поэтому сегодня важнейшим аспектом в деятельности учреждений, занимающихся воспитанием молодежи, должно стать воспитание у подрастающего поколения высоких духовно-нравственных качеств, формирование твердого гражданско-патриотического сознания. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.
Обращение к истории-средство познания действительности. Музейная экспозиция призвана помочь школьникам пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное , что было в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитывать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством.
Исторические события Великой Отечественной войны – это проявление души народа, его золотой запас. Владеть исторической памятью-значит формировать духовную крепость человеческого в человеке.
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам,
На них основано отвекаПо воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему-вот черта, отличающая образованность от дикости».
Сегодня в Государственной программе « Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2017годы» уделено внимание школьным музеям, предусматривается проведение смотров-конкурсов этого направления. Только хочется верить, что не станем мы бездумно относиться к созданию музеев по принципу, чем больше, тем лучше. Давайте сохраним и дадим новое видение школьному музею. Ведь школьный музей –это не просто комната, в которой собраны реликвии, это живой организм, который живет, пока он востребован, это благодатный материал для воспитания подростков гражданами своей страны на примерах старшего поколения. Думаю, что любому мальчишке будет приятно провести экскурсию по реликвиям и фотографиям своей семьи. А благодаря тому, что подростки получают возможность вести исследовательскую деятельность самостоятельно оформлять и менять экспозицию, составлять и вести экскурсии они чувствуют себя настоящими хозяевами. Музей становится для них детищем, которое они сами формируют, «воспитывают», воспитываясь сами. Еще один важный аспект работы школьного музея-социально психологическая адаптация подростка в современном обществе. Очень часто в подростковой среде ценятся не личные качества, а материальное положение родителей. Многие испытывают чувство неполноценности, неудовлетворенности жизнью, перестают любить и воспринимать своих родителей, замыкаются. Они не знают как завоевать авторитет у своих сверстников.
Школьный музей имеет уникальные возможности помочь подросткам. Когда ребята берут в руки указку и ведут, как настоящие гиды, экскурсию по музею, то слушатели смотрят всегда на них с уважением и даже восхищением. Юные экскурсоводы становятся известными и популярными в своей школе. А как показывает опыт работы-это для детей всегда важно, так как формирует чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
Правильная организация деятельности музея раскрывает множество форм работы:
-поисковая и исследовательская работа;
-встречи с ветеранами. Несмотря на преклонный возраст, ветераны Великой Отечественной войны принимают посильное участие в патриотическом воспитании молодежи. Ветераны с их жизненным опытом и знаниями обогащают работу школьных музеев. Поддерживая и укрепляя фронтовое братство и рассказывая подрастающему поколению о боевых и трудовых подвигах, они выполняют задачу формирования объективного понимания событий нашей истории. К сожалению, многим из них требуется внимание и помощь. Возникает необходимость в создании видео и фонотек с записями воспоминаний участников той войны, в возрождении тимуровского движения.
-создание видео и фонотеки по истории ВОВ .- сбор материала и оформление альбомов, выставок по различным темам;
-работа в государственных архивах;
-выпуск стенных газет и рукописных журналов;
-обмен опытом с другими школьными музеями;
- участие в городских и областных конкурсах, викторинах, научных обществах учащихся и т.д.
Опыт работы показывает, что ребята, которые входят в состав совета музея, планируют поступать в педагогические, военные ВУЗы, многие выбирают специальность историка.
Значит музей еще и определяет профессиональную ориентацию подростка. Как руководитель музея могу сказать о своих выпускниках-это честные, добрые , порядочные люди.
В целях расширения знаний учащихся о Великой Отечественной войне была создана Музейная комната воинской славы и военно-патриотический клуб «Поиск».
1.Цели и задачи Музейной комнаты воинской славы и ВПК «Поиск».
1.1 Пропаганда патриотизма через изучение учащимися исторических событий Великой Отечественной войны, ее защитников и их подвигов;
1.2 Расширить знания учащихся об истории военного искусства России;
1.3 Развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;
1.4 Развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого.
2.Организаторы
2.1 Общее руководство Музейной комнатой воинской славы и ВПК «Поиск осуществляет: директор Музейной комнаты воинской славы Кузнецов Кирилл Юрьевич, и учитель истории Гришина Людмила Анатольевна.
2.2 Организация и проведение экскурсий и работы ВПК «Поиск» возлагается на Кузнецова К.Ю., Гришину Л.А. и учащихся 8-11 классов.
3. Фонд
3.1 В основной фонд Музейной комнаты воинской славы входят вещевые источники, одежда, головные уборы, обувь, газеты, фотографии макеты оружия, военное снаряжение.
Показав необходимость и важность работы школьных музеев можно сделать вывод, Музейная комната воинской славы МОУ школы № 7, призвана воспитывать детей патриотами своей Родины, изучающими, наследовавшими и приумножающими материальные и духовные ценности, созданные человечеством.