Рабочая программа по доп. образованию вокально-хоровая студия Лицей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (курсу) дополнительного образования
музыкального направления
Вокально-хоровая студия «Лицей»
385ч
1-10 класс
Составитель: Взыграева Е.И.
Хормейстер
МБОУ «Лицей» г. Абакана
Введение
Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально - эстетического воспитания младших школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников.
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Рабочая программа вокально-хорового кружка разработана на основе типовых программ Д. Огороднова « Музыкально–певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
по содержанию является художественно - эстетической;
по функциональному предназначению - учебно-познавательной;
по форме организации - кружковой; по времени реализации- трехступенчатая система дополнительного образования детей:
1 ступень - младшая группа (14 классы);
2 ступень - средняя группа (5 7классы);
3 ступень - старшая группа (8 10классы).
Цель программы: формирование певческой культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
развитие музыкально - творческих и артистических способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти эмоционально - эстетического восприятия действительности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально – творческой деятельности; воспитание ответственности и чувства коллективизма; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; духовно-нравственное, музыкально - эстетическое и патриотическое воспитание; воспитание музыкального вкуса и экологической культуры учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
освоение вокально-хоровых навыков, элементарной теории, особенностей музыкального языка; фольклора, лучших произведений духовной музыки, классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов;
формирование целостного восприятия окружающего мира и бережного отношения к нему; формирование национального самосознания в ходе изучения русской культуры и культуры разных народов мира;
овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально –творческой деятельности.
освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические занятия по программе связаны с основным видом деятельности участников вокального ансамбля – пение.
Отличительные особенности данной программы, от уже существующих, в этой области, заключаются в том, что дети на занятиях в вокально - хоровой студии не только развивают вокально-хоровые навыки, но и раскрывают свой внутренний творческий потенциал.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков дети всегда должны добиваться точного и чистого исполнения мелодии, ритмической фигурации, чёткой артикуляции, выполнения динамических оттенков, выделять композиционные части текста, способствующие более полному раскрытию основного содержания исполняемой песни, уметь пользоваться разными регистрами, тембрально раскрашивая мелодию.
В структуру программы входят 2 образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у исполнителей вокально-хоровых навыков и творческих способностей. Эти навыки формируются довольно медленно и разновременно, поэтому спецификой вокально-хорового обучения является постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения с постепенным их усложнением и расширением, что влечёт за собой усложнение певческого репертуара.
Методы. На занятиях хора и вокального ансамбля используются общедидактические методы: наглядный метод (слуховой и зрительный), словесные методы – беседа, обсуждение характера музыки, обобщения; введение новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, анализ недостатков и пр.
Наряду с общедидактическими методами на занятиях вокального ансамбля используются методы, отражающие специфику певческой деятельности: фонетический, объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа (эстетическая оценка вокального исполнения, самоконтроль).
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» (Д.Б. Кабалевский), методы «размышления о музыке», «сопереживание» (Н.А.Ветлугина), «сочинение сочинённого» (В.О.Усачёва) способствуют фундаментальному освоению материала на занятиях хора и вокального ансамбля.
Цели и задачи программы дополнительного образования по общекультурному направлению соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ « Лицей»
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
3.Общая характеристика учебного предмета
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразо-вании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей, согласно, их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт само презентации.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Возраст детей от 7 до 16 лет.
Занятия проводятся 2 раза по 2 часа в неделю группой; (ансамблем)
3 часа 1 раз в неделю - индивидуальные занятия по 2-3 человека и работа с солистами;
2 часа 1 раз в неделю - сводные репетиции.
5.Ожидаемые результаты работы по программе
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями и другими видами искусства.
умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературе.
формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: М.И Глинки, В.В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы
№ п/п
Название раздела, темы урока
Коли-чество часов
Содержание учебного раздела
Основные изучаемые вопросы
Практические, экскурсии.
1.
Вокальная работа в хоре.
Вводный первичный ин-структаж. Вводное занятие.
20
Знакомство с основ-ными разделами и темами программы, ре-жимом работы коллектива, прави-лами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста..
Подбор репертуара.
2.
Распевание в хоре.
6
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение специальных
упражнений для развития слуха и голоса.
Правила пения, распевания, зна-комство с упраж-нениями.
3.
Работа над ансамблем и строем хора.
38
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона
Формирование вокального звука, через специаль-ные упражнения.
4.
Формирование правиль-ных навыков дыхания.
12
Упражнения для формирования корот-кого и задержанного дыхания. Упражне-ния, направленные на выработку рефлектор-ного певческого ды-хания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая ата-ка.
Дыхательная гимнастика.
5.
Дикция и артикуляция
8
Формирование пра-вильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию рече-вого аппарата
Использование речевых и муз. скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.
Ансамбль. Унисон.
16
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интон-ацией, единообразие манеры звука, ритми-ческое, темповое, ди-намическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.
Использование a,capella
7.
Музыкально – исполни-тельская работа.
10
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динами-ческих оттенков и штрихов. Анализ вы-ступления.
Работа над звуко-ведением и чистотой интонирования. Пение non legato и legato. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Просмотр и про-слушивание видео записей. работа руководи-теля ансамбля с 2-3 учениками или небольшой группой детей над совершен-ствованием во-кально-хоровых навыков исполнителей.
8.
Ритм. Сцендвижение.
10
Знакомство с просты-ми ритмами и размерами.
Воспитание самовы-ражения через движе-ние и слово. Умение изобразить настрое-ние в различных движениях и сценках для создания художественного образа.
Игра «Эхо», «Угадай мело-дию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический ри-сунок мелодии – игра «Матрешки». Игры на раскре-пощение.
9.
Репертуар.
Концертная деятельность.
8
Соединение музы-кального материала с танцевальными дви-жениями. Выбор и разучивание репер-туара. Разбор техни-чески сложных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюанси-ровкой Работа с воспитанниками по куль-туре поведения на сцене, на развитие умения сконцентри-роваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Работа над образом исполняемого произведения.
10.
Отбор лучших номеров, репетиции.
12
Анализ выступления.
Просмотр видео записей, прослушивание аудио записей.
11.
Индивидуальная работа
105
Работа над звукове-дением и чистотой интонирования. Пение non legato и legato. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать голов-ной и грудной регис-тры.
Работа руководителя ансамбля с 2-3 учениками или небольшой группой детей над совершенствованием вокально-хоровых навыков
12.
Сводные репетиции
140
Итого:
385
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование a,capella
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Индивидуальная работа - работа руководителя ансамбля с 2-3 учениками или небольшой группой детей над совершенствованием вокально-хоровых навыков исполнителей.
11.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
12.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
13.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Учебно-тематический план на первый год обучения
№
п/п
Разделы
Общее
количество часов
В том числе
Практических
Теоретических
1
Вокальная работа в хоре.
Вводное занятие
20
18
2
2
Распевание в хоре.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
6
4
2
3
Работа над ансамблем и строем хора.
Звукообразование. Музыкальные
штрихи, пение специальных упражнений.
38
36
2
4
Формирование правильных навыков дыхание
12
8
4
5
Дикция и артикуляция
8
6
2
6
Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосья.
16
12
4
7
Музыкально-исполнительская работа
10
8
2
8
Ритм. Сцендвижение.
10
8
2
9
Репертуар. Концертная деятельность
8
8
-
10.
Отбор лучших номеров, репетиции.
12
12
-
11.
Индивидуальная работа.
105
105
-
12
Сводные репетиции
140
140
-
Итого:
385
365
20
Материально-техническое обеспечение
фортепиано;
фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
компьютер;
музыкальные колонки;
мультимедийный проектор (необходим для просмотра видеоматериалов);
экран или интерактивная доска.
Список литературы для педагога
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Список литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
15